«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование языковой компетенции у младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка

Задания на выявление уровня сформированности языковой компетенции у младших школьников

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для форми­рования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоя­щего значения и не получило навыка распоря­жаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостат­ка при изучении другого предмета»

Речь младших школьников далека от совершенства. Они высказываются чаще всего односложными предложениями или даже просто отдельными словами. А уже о её экспрессивности можно только догадываться. Чтобы активный словарь младших школьников стал богаче, их речь более развитой, нужно проводить с ними целенаправленную систематическую лексическую работу и поэтому мы взяли тему нашей дипломной работы «Формирование языковой компетенции у младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка».Чем больше активный словарь детей: используются синонимы-антонимы, омонимы- омофоны, фразеологизмы, однокоренные слова, тем богаче речь, распространённее предложения. Выше сказанное определяет актуальность нашей работы.

Формирование языковой компетенции у младших школьников будет успешной (эффективной), если в процессе лексической работы учитель начальных классов:

-диагностирует уровень языковой компетенции учащихся на основе изученного лексического материала;

-использует комплекс методических приёмов, направленных на овладение младшими школьниками основными лексическими знаниями и умениями, на совершенствование способности учеников применять полученные знания в речевой деятельности, на развитие опознавательных, классификационных, аналитико-синтетических и рефлексивно-оценочных умений учащихся при изучении различных групп слов.

Тест Амтхауэра позволяет определить уровень сформированности учебно- языковых исследовательских умений: умение классифицировать, обобщать, подбирать аналогии.(слайд 1)

Методика «Диктант для робота»(авторы Г.А.Цукерман,Е.А.Бугрименко)

Для отчётливого выделения рефлексивной точки зрения на лексические знания и умения вводится условный персонаж – робот, для которого надо составить программу грамотного письма. Но робот может писать безошибочно лишь при одном условии: если он в состоянии объяснить, доказать выбор. Почувствовать, угадать, как следует выполнить задание, робот (в отличие от человека) не способен. Если он не знает какого-то правила, то вообще не справится с заданием.

Детям предлагается написать «диктант», представив себя в роли робота. Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так: «Пишу, так как могу доказать и «Не пишу, так как не могу доказать».

Задача учителя- подобрать подходящие слова и задания на изученный материал .

Оценка результатов.

Низкий уровень рефлексии - диагностируется в том случае, если ребёнок ни одного слова не написал в колонку «Не пишу, так как не могу доказать».

Средний уровень - рефлексивные действия на стадии становления. Присутствие ошибок в правой колонке.

Высокий уровень-отсутствие ошибок в правом столбике.

Слова и задания для диктанта:

1.ГРОЗА-ГРОЗНЫЙ-ГРОЗДЬ-ГРОЗОВОЙ - это однокоренные слова.

2.Найди синонимы: отзывчивый, радостный, чуткий, ласковый, сердечный.

3.Запишите омофоны: порог ,луг, порок, плод, лук, парок, плот, тушь.


Цель: диагностировать уровень рефлексивности действий детей при работе детей с лексическим материалом, используемым на уроках русского языка.

Для отчётливого выделения рефлексивной точки зрения на лексические знания и умения вводится условный персонаж- робот, для которого надо составить программу грамотного письма.Детям предлагается написать «диктант», представив себя в роли робота.Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так: «Пишу, так как могу доказать» и «Не пишу, так как не могу доказать».Доказательства тоже прописываются.

Оценка результатов детей проводится по шкале:

На этапах актуализации и закрепления пройденного материала используется приём «ВЕРНО - НЕВЕРНО». Учащимся предлагается ответить «Верно», «Неверно» на вопросы и доказать свою позицию.

Среди предложенных утверждений следующие:

- «Верно ли, что выражение «засучив рукава» является фразеологизмом?»;

- «Верно ли, что слова «белый- чёрный» являются антонимами?» и т.д.

Применяя этот приём, дети совершенствовуют способность выделять ключевые моменты темы.

В конце уроков используется приём «Знаки», направленный на включение младшего школьника в контрольно - оценочную деятельность. При этом используются различные условные обозначения (от шкалы цветов до человечка на лесенке), которые показывали, как ребёнок оценивал собственный вклад в общее дело. Этот приём учит осмысливать собственный ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.

Применение описанных мыслительных, рефлексивных приёмов в начальной школе способствует не только активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их мышления, но и вносит разнообразие в урок, дети учатся принимать решения, давать убедительную аргументацию. Всё это закладывает основу критического мышления, то есть умения осмыслить и оценить собственные действия.



2


Содержимое разработки

Тест Р.Амтхауэра  Субтест 2.  2.Прочитай ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его (верный ответ- 1 балл).      1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2.Река, озеро, море, мост, пруд.  3.Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла. 4.Стол,ковёр,кресло, кровать, табурет. 5.Курица, петух, орёл, гусь, индюк. 6.Тополь, берёза, орешник, липа, осина. 7.Окружность, квадрат, треугольник, четырёхугольник, указка. 8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение. 10.Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Тест Р.Амтхауэра Субтест 2. 2.Прочитай ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его (верный ответ- 1 балл).  

  • 1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  • 2.Река, озеро, море, мост, пруд.
  • 3.Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
  • 4.Стол,ковёр,кресло, кровать, табурет.
  • 5.Курица, петух, орёл, гусь, индюк.
  • 6.Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
  • 7.Окружность, квадрат, треугольник, четырёхугольник, указка.
  • 8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  • 9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  • 10.Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Методика выявления уровня языковой компетенции учащихся Т.Г.Рамзаевой.  (за каждый верный ответ 1 балл)   1.К данным словам подбери и запиши синонимы : Горемычный-______________ Нередко-_________________ Глушь-__________________ Волшебник-______________ Храбрец-_________________ Жалеть-__________________

Методика выявления уровня языковой компетенции учащихся Т.Г.Рамзаевой. (за каждый верный ответ 1 балл)

1.К данным словам подбери и запиши синонимы :

Горемычный-______________

Нередко-_________________

Глушь-__________________

Волшебник-______________

Храбрец-_________________

Жалеть-__________________

2.В какой паре синоним подобран неверно: 1)Переживать - беречь 2)Жилище-обиталище 3)Увидеть-заметить

2.В какой паре синоним подобран неверно:

1)Переживать - беречь

2)Жилище-обиталище

3)Увидеть-заметить

5.Найдите омонимы в тексте и подчеркните: -Кто вы? -Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? -Мы лисички тоже! -Как с одной-то лапкой? -Нет, ещё со шляпкой!

5.Найдите омонимы в тексте и подчеркните:

-Кто вы?

-Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же?

-Мы лисички тоже!

-Как с одной-то лапкой?

-Нет, ещё со шляпкой!

6.Вставьте пропущенные слова: 1)Десять тысяч на Руси - это тьма, И без лампочек в ночи – тоже ________ 2) Из земли пробился ключ  И в замок вставляем ___________ 3) И рядом с сердцем лёгкие, И все загадки ____________ Как называются слова в конце данных предложений?__________________

6.Вставьте пропущенные слова:

1)Десять тысяч на Руси - это тьма,

И без лампочек в ночи – тоже ________

2) Из земли пробился ключ

И в замок вставляем ___________

3) И рядом с сердцем лёгкие,

И все загадки ____________

Как называются слова в конце данных предложений?__________________

Слова и задания для диктанта: 1.ГРОЗА-ГРОЗНЫЙ-ГРОЗДЬ-ГРОЗОВОЙ - это однокоренные слова. 2.Найди синонимы: отзывчивый, радостный, чуткий, ласковый, сердечный. 3.Запишите омофоны:  порог ,луг, порок, плод, лук, парок, плот, тушь. 4.Найди антонимы: белый, радость, высокий, чёрный, низкий, свет, тепло, грусть, холод. 5.Найди не фразеологизм:  бежать сломя голову, бежать быстро, бежать высунув язык.    

Слова и задания для диктанта:

1.ГРОЗА-ГРОЗНЫЙ-ГРОЗДЬ-ГРОЗОВОЙ - это однокоренные слова.

2.Найди синонимы: отзывчивый, радостный, чуткий, ласковый, сердечный.

3.Запишите омофоны:

порог ,луг, порок, плод, лук, парок, плот, тушь.

4.Найди антонимы: белый, радость, высокий, чёрный, низкий, свет, тепло, грусть, холод.

5.Найди не фразеологизм:

бежать сломя голову, бежать быстро, бежать высунув язык.

 

 

Детям необходимо было прочитать стихотворение Я.Козловского, определить, являлись ли однокоренными выделенные слова, и доказать свою точку зрения.   Молвил слон , подставив бок: - Прислонись ко мне, сынок. Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок.

Детям необходимо было прочитать стихотворение Я.Козловского, определить, являлись ли однокоренными выделенные слова, и доказать свою точку зрения.

Молвил слон , подставив бок:

- Прислонись ко мне, сынок.

Прислонясь к слону, слонёнок

Отдохнул, набрал силёнок.

Из отрывка сказки А.С. Пушкина нужно найти в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили : Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Из отрывка сказки А.С. Пушкина нужно найти в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили :

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Замените фразеологические обороты словами - синонимами: В час по чайной ложке- ________________ рукой подать- ________________ повесить нос- _________________ раз, два и обчелся- ________________ куры не клюют- _________________ кожа да кости- __________________

Замените фразеологические обороты словами - синонимами:

В час по чайной ложке- ________________

рукой подать- ________________

повесить нос- _________________

раз, два и обчелся- ________________

куры не клюют- _________________

кожа да кости- __________________

Омонимы можно разделить на три группы. Они приведены в таблице. 1. Одинаково звучат и пишутся. 2. Одинаково звучат, пишутся по-разному. 3. Одинаково пишутся, звучат по-разному. Вы должны найти в тексте омонимы и распределить их в три колонки, название каждой группы вам подскажет таблица:  1.  Уж  наступал вечер.  Уж  питается лягушками.  2. 3ацвели душистые  гвоздики . Мальчик рассыпал маленькие  гвоздики .  3. Сложный  код . Пушистый  кот .

Омонимы можно разделить на три группы. Они приведены в таблице.

1. Одинаково звучат и пишутся.

2. Одинаково звучат, пишутся по-разному.

3. Одинаково пишутся, звучат по-разному.

Вы должны найти в тексте омонимы и распределить их в три колонки, название каждой группы вам подскажет таблица:

1.  Уж  наступал вечер.  Уж  питается лягушками.

2. 3ацвели душистые  гвоздики . Мальчик рассыпал маленькие  гвоздики .

3. Сложный  код . Пушистый  кот .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее