О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета»
Речь младших школьников далека от совершенства. Они высказываются чаще всего односложными предложениями или даже просто отдельными словами. А уже о её экспрессивности можно только догадываться. Чтобы активный словарь младших школьников стал богаче, их речь более развитой, нужно проводить с ними целенаправленную систематическую лексическую работу и поэтому мы взяли тему нашей дипломной работы «Формирование языковой компетенции у младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка».Чем больше активный словарь детей: используются синонимы-антонимы, омонимы- омофоны, фразеологизмы, однокоренные слова, тем богаче речь, распространённее предложения. Выше сказанное определяет актуальность нашей работы.
Формирование языковой компетенции у младших школьников будет успешной (эффективной), если в процессе лексической работы учитель начальных классов:
-диагностирует уровень языковой компетенции учащихся на основе изученного лексического материала;
-использует комплекс методических приёмов, направленных на овладение младшими школьниками основными лексическими знаниями и умениями, на совершенствование способности учеников применять полученные знания в речевой деятельности, на развитие опознавательных, классификационных, аналитико-синтетических и рефлексивно-оценочных умений учащихся при изучении различных групп слов.
Тест Амтхауэра позволяет определить уровень сформированности учебно- языковых исследовательских умений: умение классифицировать, обобщать, подбирать аналогии.(слайд 1)
Методика «Диктант для робота»(авторы Г.А.Цукерман,Е.А.Бугрименко)
Для отчётливого выделения рефлексивной точки зрения на лексические знания и умения вводится условный персонаж – робот, для которого надо составить программу грамотного письма. Но робот может писать безошибочно лишь при одном условии: если он в состоянии объяснить, доказать выбор. Почувствовать, угадать, как следует выполнить задание, робот (в отличие от человека) не способен. Если он не знает какого-то правила, то вообще не справится с заданием.
Детям предлагается написать «диктант», представив себя в роли робота. Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так: «Пишу, так как могу доказать и «Не пишу, так как не могу доказать».
Задача учителя- подобрать подходящие слова и задания на изученный материал .
Оценка результатов.
Низкий уровень рефлексии - диагностируется в том случае, если ребёнок ни одного слова не написал в колонку «Не пишу, так как не могу доказать».
Средний уровень - рефлексивные действия на стадии становления. Присутствие ошибок в правой колонке.
Высокий уровень-отсутствие ошибок в правом столбике.
Слова и задания для диктанта:
1.ГРОЗА-ГРОЗНЫЙ-ГРОЗДЬ-ГРОЗОВОЙ - это однокоренные слова.
2.Найди синонимы: отзывчивый, радостный, чуткий, ласковый, сердечный.
3.Запишите омофоны: порог ,луг, порок, плод, лук, парок, плот, тушь.
Цель: диагностировать уровень рефлексивности действий детей при работе детей с лексическим материалом, используемым на уроках русского языка.
Для отчётливого выделения рефлексивной точки зрения на лексические знания и умения вводится условный персонаж- робот, для которого надо составить программу грамотного письма.Детям предлагается написать «диктант», представив себя в роли робота.Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так: «Пишу, так как могу доказать» и «Не пишу, так как не могу доказать».Доказательства тоже прописываются.
Оценка результатов детей проводится по шкале:
На этапах актуализации и закрепления пройденного материала используется приём «ВЕРНО - НЕВЕРНО». Учащимся предлагается ответить «Верно», «Неверно» на вопросы и доказать свою позицию.
Среди предложенных утверждений следующие:
- «Верно ли, что выражение «засучив рукава» является фразеологизмом?»;
- «Верно ли, что слова «белый- чёрный» являются антонимами?» и т.д.
Применяя этот приём, дети совершенствовуют способность выделять ключевые моменты темы.
В конце уроков используется приём «Знаки», направленный на включение младшего школьника в контрольно - оценочную деятельность. При этом используются различные условные обозначения (от шкалы цветов до человечка на лесенке), которые показывали, как ребёнок оценивал собственный вклад в общее дело. Этот приём учит осмысливать собственный ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.
Применение описанных мыслительных, рефлексивных приёмов в начальной школе способствует не только активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их мышления, но и вносит разнообразие в урок, дети учатся принимать решения, давать убедительную аргументацию. Всё это закладывает основу критического мышления, то есть умения осмыслить и оценить собственные действия.
2