ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
М. А. Мамонова
(МБУ «Школа № 1» г. Тольятти)
Духовность базируется на свободе человека,
понимается как внутренний источник,
как жизненная сила. Свобода сочетается
с формирующейся саморегуляцией.
Нравственность заключается в совершенном
познании добра, в совершенном умении
и желании творить добро.
И. Песталоцци.
Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, эстетическим и физическим воспитанием значительное место занимает духовно-нравственное воспитание.
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно – нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились отсутствие четких положительных ориентиров для молодого поколения. резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи.
Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно - нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере начального образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, области, России.
По реализации духовно - нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС мною были разработаны следующие программы внеурочной деятельности:
Кружок «Я и толерантность»,
Кружок «Я и театр».
Общение детей в коллективе, уроки и внеурочная деятельность должны приносить ребёнку радость. Радость общения с друзьями, с родными, с природой, с животными... Радость и успех окрыляют маленького человека. Это позволяет воспитывать в ребёнке доброту, отзывчивость, щедрость и оптимизм; полнее раскрывать творческую сторону личности, его талант. На мой взгляд, раскрыть в ребёнке самые добрые, светлые стороны может театр.
Театр - это необыкновенный волшебный мир! Здесь возможно всё! Где ещё можно перенестись на много веков назад или вперёд, или попасть в необычный фантастический мир. Встретиться с феями и волшебниками, сказочными персонажами, поговорить с птицами и зверями. Только на сцене, в театре! Театр просто необходим детям. Ребёнок в игре познаёт все премудрости жизни.
На мой взгляд, для учащихся начальной школы театр - это, в первую очередь, необычный мир, позволяющий разнообразить детский досуг. Ни для кого не секрет, что в наше непростое время дети чаще всего предоставлены сами себе или улице, родители заняты добыванием хлеба насущного, зарабатывают на жизнь, и на детей у них не остаётся ни времени, ни сил. Где дети и чем они заняты, родители не всегда могут дать точный ответ. Детей младшего школьного возраста можно сравнить с глиной, что слепишь, то и останется на всю жизнь. А кто будет тем «мастером», который займётся детской душой, который вложит в неё всё только доброе, светлое? Волшебный мир театра может творить чудеса! В детях раскрываются те стороны, о которых не знали ни они сами, ни их родители. Дети подобны маленькому бутону. Если цветок поместить в благодатные условия, поливать его, удобрять, то бутон раскроется и будет радовать окружающих своей неземной красотой. Похожее происходит с некоторыми детьми, они зажаты, закомплексованы, они не слышали добрых слов, их не хвалили, но переступив порог школьного театра, «гадкие утята» расправляют плечи, вытягивают шеи и превращаются в «прекрасных лебедей». Исчезают детские страхи, появляется уверенность в себе, в своих силах.
На мой взгляд, театр играет большую роль в формировании личности ребёнка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Школьный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка. В совместной работе над спектаклем формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации и самореализации. Но кроме этого, занятия в театральном кружке помогают учебному процессу. У занимающихся в театральном кружке учащихся хорошо развивается память, мышление, воображение, речь у ребят становится более грамотной и выразительной. Всё это способствует увеличению качества обученности.
Свою работу в театральном кружке я строю по своей программе по следующим направлениям: фольклор, произведения современных авторов, экологические сказки. Остановимся более подробно на каждом из этих направлений.
На уроках литературного чтения ребята знакомятся с фольклором. Но я считаю, что приобщение детей к народной культуре более гармонично протекает в школьном театре. Благодаря театру, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях театрального кружка они знакомятся с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края. Через театр они сами познакомились и смогли рассказать и зрителям о таких русских православных праздниках, как Покров, Рождество, Масленица, Егорьев день, Сороки и многие другие. Ребята совместно с родителями придумывают и шьют себе костюмы. А какое счастье видеть радость в глазах детей, когда они на сцене в народных костюмах поют, танцуют, исполняют то, что уже давно забыто и не встретишь в повседневной жизни. А дети этим живут и несут русскую культуру зрителям. Я рада, что мои воспитанники уже не станут «Иванами, не помнящими родства».
Второе направление в школьном театре - это экология, оно очень тесно связано с уроками окружающего мира. Дети с большим удовольствием ставят экологические сказки. Ни для кого не секрет, что сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А экологическая сказка - урок вдвойне.
На мой взгляд, экологические сказки дают большой материал для размышления не только зрителям, но и маленьким артистам. Как важно научить учеников беречь природу с детства, относиться к ней с трепетом и уважением. Элементарные правила поведения в природе дети должны знать как «дважды два - четыре». А экологические сказки закрепляют эти знания. Дети с большим удовольствием показывают такие сказки своим ровесникам, напоминая им тем самым правила поведения в природе. Главными героями экологических сказок могут быть и сказочные герои, попавшие в новую необычную обстановку, или обыкновенные дети, которые оказались в сказке. Дети с большим желанием помогают придумать сюжет к сказке. Мне кажется, нет детей лишённых воображения, но есть дети с фантазией закрепощённой, как бы спрятанной от посторонних глаз. А создание собственных сказок на экологическую тему помогает раскрыться каждому ребёнку, проявить свою фантазию и воображение. Ставя на сцене экологические сказки, юные артисты не нанесут вред природе в реальной жизни и не позволят это сделать другим.
Третье направление в школьном театре - это произведения современных авторов. В основном мы берём сказки К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, знакомые детям с дошкольного возраста, но очень ими любимые. В известные произведения мы добавляем танцы и песни, народные и современные, делая сюжет более веселым и музыкальным.
Самое главное, на мой взгляд, это увлечь детей не только в учебном процессе, но и во внеурочное время. Если педагог увлечён, то и его ученики пойдут за ним.
Занятия в театральном кружке помогают детям в учебном процессе, ребята находят дополнительный материал, продумывают костюмы и декорации, изготавливают их совместно с педагогом и родителями, принимают активное участие в театральных фестивалях и в научно-практических конференциях как в школе, так и на городском уровне. Занятия в театральном кружке способствуют развитию обще учебных качеств.
А главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни и станут самостоятельными, неординарными и творческими людьми.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки. быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам взрослым важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». На мой взгляд, сделать мир детей чище и добрее могут родители и учителя. И нам, учителям, нельзя забывать, что порой эта ответственная миссия больше ложится на наши хрупкие плечи, но мы обязательно с ней справимся.
Список литературы
Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.
Полякова Т. Н. Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра. М.: ПЕР СЭ, 2006.
Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973.