Презентация опыта работы
«Формирование чувства патриотизма
как духовно-нравственной ценности личности младшего школьника"
Российский патриотизм во все времена был и остается тем качественным показателем, который отражает уровень развития нашего общества. От того как будет дальше развиваться это сложное многогранное явление зависит во многом дальнейшая судьба нашей страны. Патриотизм имеет множество граней – сначала он проявляется в детском возрасте в любви к родителям, за тем – к родному дому, окружающей природе, в более взрослом возрасте – любви к Родине, своему народу, к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из главных задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
Патриотизм – это важная черта всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Как пробудить в ребёнке любовь к Родине? Именно «пробудить» потому, что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Из чего же складывается великое чувство патриотизма? Из прочных кирпичиков: любви к Родине, тяги ко всему русскому, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом.
Действительно, патриотизм – это фундамент, на котором держится нация и государство. Сегодня в свете особой ситуации, сложившейся вокруг нашей страны, мы понимаем это особенно остро. Одним из составляющих патриотизма является готовность защищать свою родину. Она формируется рассказами о защитниках Отечества, о героизме и мужестве нашего народа в дни тяжёлых испытаний. Но я убеждена, что одних бесед недостаточно, необходимо дать ребёнку прочувствовать, испытать те ощущения, которые и станут основой для формирования патриотических чувств.
Тема Великой Отечественной войны является одной из важнейших в воспитании школьников. На формирование военно-патриотического, гражданского воспитания оказывает влияние систематически проводимые мною занятия и внеклассные мероприятия, уроки мужества, посещения зала боевой славы. Дети много узнают нового о героическом прошлом нашего народа, о героях Великой Отечественной войны, о героизме наших земляков, ставшими Героями Советского Союза, о пионерах-героях. На примере их судеб школьники начинают понимать, что любовь к Отечеству должна быть действительной.
Каждый год 9 Мая учащиеся становятся участниками акции "Бессмертный полк", отдавая дань уважения своим прадедам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны и отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом.
Провожу встречи с детьми войны, участниками локальных войн. Воспитывая детей на ярких примерах, в контакте с интересными людьми, на делах, наполненных патриотизмом, - вот к такому воспитанию стремлюсь я. Чтобы такие мероприятия приносили должный результат, необходимо, чтобы сами дети стали активными участниками в их подготовке и проведении. При подготовке к встречам учащиеся с радостью принимают участие в оформлении кабинета плакатами и рисунками, изготовлении самодельных подарков, пишут письма, учат стихи и песни. Оформляли с родителями альбомы с фотографиями, наградами родственников, имеющих отношение к Великой Отечественной войне – «Я горжусь своими прабабушкой и прадедушкой».
В каждом ребенке живет тяга к героическому и удовлетворить эту потребность в определенной мере ему помогут книги о нашей Родине, о нашей армии, о трудовых подвигах народа. В этих книгах ребята находят отклик на свою мечту о профессии летчика, танкиста. Они стремятся стать такими же храбрыми, настойчивыми и умелыми воинами, как герои.
Вспоминая свои уже далёкие детские забавы во дворе, я как-то выделила одну из них, наиболее запомнившуюся. Мы называли эту игру «Борьба за знамя». Играли в неё просто на каком-нибудь поле, пустом пространстве одна команда против другой. Задача играющих проста – прорваться через разделительную полосу, через «границу», на половину площадки соперников, захватить охраняемый ими флаг и не поражённым вернуться на свою часть площадки. Перебежки, преследования, захват знамени, споры до хрипоты, столкновением и даже слёзы – всё это незабываемо. И я подумала, а наши дети, чем хуже, почему они не могут целенаправленно что-то кого-то охранять, испытать чувство ответственности за других, чувство взаимовыручки и чувство победы, радости.
Однажды, я рассказала своим ученикам об этой игре, кратко изложила правила. За какие-то 30 минут дети испытали такое чувство сплочённости, что увести команды с площадки опять на уроки было просто невозможно. Мощнейший выброс энергии детей, сильнейшая эмоциональная разрядка – при этом ни признаков усталости, подавленности проигрышем.
Отмечу, что в этой игре формируется особое отношение к знамени. Знамя приобретает иное качество, заставляющее участников игры в той или иной мере переживать за него, отстаивать его в испытаниях. Знамя имеет функции представительские, демонстрационные, символические. Приходит осознание того, что знамя нельзя сдавать соперникам.
В канун празднования Дня Победы в рамках акции «Знамя Победы» учениками класса совместно с волонтерами была изготовлена копия знамени. С ним гордо ходим на митинги, посвящённые Дню Великой Победы. Эта акция- мероприятие, которое заставляет громче биться сердца, побуждает задуматься о значимости Великой Победы для каждого жителя нашей страны, способствует формированию патриотизма, что очень важно во все времена и особенно в нынешнее непростое время.
Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества – это тот день, который вновь помогает детям окунуться в атмосферу любви к своей стране, нашим защитникам, испытать гордость за наш народ через спортивные мероприятия и игры , которые ежегодно проходят в стенах нашей школы под разными названиями, "Будем в армии служить" , «Аты – баты, шли солдаты», « А ну-ка, мальчики!» «Один день в армии».
Самое главное в формировании патриотической личности в начальной школе необходимо понимать, что в одиночку школа, педагог не сможет справиться , обязательно должна присутствовать и ощущаться здесь помощь и роль родителей. Роль семьи чрезвычайно важна, так как именно родители оказывают сильное положительное влияние на становление личности, именно они формируют жизненные принципы и привычки, в семье ребенок получает самые первые жизненные уроки гражданственности и патриотизма. В связи с этим работа с родителями выстраиваться именно таким образом, что они включены во все сферы деятельности образовательного учреждения, в частности и в патриотическое воспитание своих детей. Не так давно была организована встреча с папой ученицы, который служил в Псковской дивизии.
С первого класса я знакомлю детей с дорогими для всех нас понятиями –семья, Родина. Вовлекаю детей в посильную для них поисковую деятельность, раскрываю перед ними страницы жизни их бабушек и дедушек, историю возникновения наших государственных праздников: День защитника Отечества, День Победы, День Конституции и другие праздники. Знакомятся с государственной символикой нашей страны: государственным флагом, гербом и гимном, страны, края, района, с правами и обязанностями российского гражданина.
Я глубоко убеждена в том, что подобные мероприятия прививают чувство ответственности за святыни нашей Родины, флаги, знамёна под которыми наши предки шли на битвы и которые никогда не сдавались без боя. Они создают основу для развития нравственно-патриотических качеств школьников, вызывают познавательный интерес к профессиям военнослужащих, формируют чувство уверенности в своих силах, укрепляют душевное и физическое здоровье.
Уважаемые коллеги! Это мы с вами формируем будущих патриотов нашей родины. Сегодняшние школьники – это наши будущие защитники.
Ладошка детская в твоей руке –
Как маленькое семечко доверия большого.
Кто трепета в сей миг не испытал
Не пережил признания такого,
Тот не поймёт, так в чём же жизни смысл
И в чём национальная идея…?
Они – в ребёнке! Это мой девиз! Я это знаю! И я в это – верю!