Конспект
Выступления на ГМО учителей и воспитателей (коррекционных) учреждений и специальных (коррекционных) классов общеобразовательных школ.
Воспитателя СКО
школы-интернат VIII вида
Солдатовой Т. А.
Миасс, 2017 г.
Тема: Формирование базовых учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: Познакомить педагогов с понятием «Формирование базовых учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности»
Задачи:
Осветить теоретический аспект влияния формирования базовых учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Ознакомить педагогов с основной моделью, технологией организации внеурочной деятельности и их характеристиками.
Показать на примере программы по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста формирование базовых учебных действий у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта во внеурочное время.
Используемая литература:
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству.1 класс. Москва. «ВАКО». 2008 г.
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству.2 класс. Москва. «ВАКО». 2008 г.
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству.3 класс. Москва. «ВАКО». 2008 г.
Байматова В.А. Как научить рисовать цветы, ягоды, насекомых. Москва. 2007 г.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Творческий центр. Москва. 2002 г.
Грошенков И. А. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство Просвещение. Москва.1966 г.
Головина Т.Н. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. Издательство Просвещение. Москва. 1972 г.
Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Москва. ACADEМA. 2002 г.
Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся в вспомогательной школе. Москва. Педагогика. 1974 г.
Секачев В. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе. Институт общегуманитарных исследований. 2001 г.
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования": Приказ от 6 октября 2009 г. №373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. - №12
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 145 с.
Данилюк А.Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия "Стандарты второго поколения" / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: ОАО "Издательство "Просвещение", 2009. - 455 с.
Ермакова О.Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС / О.Б. Ермакова // Педагогические технологии. - 2012. - №2. - С. 3-8
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова -- М.: Просвещение, 2008
Колосова М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2015. №2. - С. 69-75
Меркулова Т. Универсальное учебное действие "сравнение" - простая задача со сложным решением / Т. Меркулова // Начальная школа. - 2013. - №12. С. 49-51
Павлова В.В. Диагностические качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 26-31
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 399 с.
Проблемы и перспективы реализации ФГОС в образовательной организации: [в 6 ч.] / Обл. автономное образовательное учреждение сред. проф. образования Астраханский социально-педагогический колледж. - Астрахань: Издательство ОАОУ СПО АСПК, 2014. - 99 с.
ФГОС в практике работы начальной школы: / Областное автономное образовательное учреждение "Астраханский социально-педагогический колледж". - Астрахань, 2014. - 66 с.
Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2003. - 152 с.
23.Д.В. Григорьев, П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
24.Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. // Педагогика. - 2003. - №3. - 127 с.
Формирование базовых учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Уважаемые коллеги, работающие с эмоционально-депривированными детьми, имеющими интеллектуальное снижение, хочу предложить вашему вниманию методическую разработку на тему: «Формирование базовых учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности».
Организация внеурочной деятельности младших школьников
Введение федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. № 1599
в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать базовые учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
(слайд 2) Цель организации внеурочной деятельности - создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.
Создание комфортной образовательной среды способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как "Портрет выпускника начальной школы", в основе которых лежит результат сформированных базовых учебных действий и духовно-нравственного воспитания и развития.
(слайд3) Модель организации внеурочной деятельности представлена в приложении 1.
Выбор содержания программы обусловлен следующими факторами:
- компетентностью педагогов в области достижения младшими школьниками между предметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- реализацией системно - деятельного подхода во внеурочной деятельности;
- применением учителями эффективных способов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;
- действующей моделью мониторинга внеурочной деятельности.
(слайд 4) Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности
1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Договоры с учреждениями дополнительного образования.
3. Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Положение о «портфолио» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
(слайд 5) Задачи внеурочной деятельности:
1. формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
2. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями;
3. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
4. развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
5. углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
6. организация информационной поддержки учащихся;
7. совершенствование материально-технической базы.
(слайд 6) Принципы организации внеурочной деятельности:
- непрерывное дополнительное образование, как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей школы, программы развития;
- разнообразие направлений и форм организации внеурочной деятельности;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;
- реализация потребностей обучающихся и их родителей;
- оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;
- реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.
(слайд7) Виды деятельности младших школьников:
- учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
- индивидуальная учебная деятельность;
- игровая (в том числе и высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
- творческая (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);
- трудовая (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
- спортивная (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);
- свободное общение (дискуссия, беседа).
(слайд 8) Направления внеурочной деятельности:
1. спортивно-оздоровительное;
2. духовно-нравственное;
3. общекультурное;
4. художественно-этетическое
Формы организации:
- кружок,
- психокоррекциия
- предметные недели,
Условия реализации программы внеурочной деятельности:
- проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности;
- кадровое обеспечение;
- методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
(слайд 9)Технологии организации внеурочной деятельности и их характеристики.
Использование технологий деятельностного типа для формирования отдельных видов базовых УД:
Личностные учебные действия | обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
|
Коммуникативные учебные действия | Технология деятельностного метода обучения. Метод проектов. -обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
|
Регулятивные учебные действия | Технология деятельностного метода обучения. Метод проектов -обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
|
Познавательные учебные действия | Технология проблемного обучения. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология учебных исследований А.И. Савенкова (исследовательская деятельность). -представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
|
Мониторинг внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям.
(слайд 10) Ожидаемые результаты:
- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;
- творческая самореализация детей;
- формирование навыков коллективной деятельности;
- психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
- развитие традиций школы;
- формирование единого воспитывающего пространства;
- активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
- использование потенциала открытого образовательного пространства.
Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.
(слайд 11) Примером формирования базовых учебных действий у детей младшего школьного возраста с нарушениием инеллекта во внеурочное время может служить программа по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста, которую я представляю вашему вниманию. Она состоит из пояснительной записки, цели, задач, мониторинга, календарного планирования и т.д.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей младшего школьного возраста. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Без изобразительной деятельности невозможно представить полноценное сенсорное развитие взрослеющей личности. В результате овладения необходимыми, соответствующими возрасту навыками, происходит автоматизация умения дифференцировать цвет, форму, величину, что в свою очередь, является гармоничным дополнением в комплексной работе с младшим школьным возрастом.
Для младшего школьного возраста является актуальным развитие творческого воображения, что проблематично, когда идёт речь о детях с интеллектуальным снижением. Достаточно часто встречающаяся проблема развития мелкой моторики, корректируется за счёт совершенствования изобразительных навыков.
Как известно, изобразительная деятельность оказывает мощный коррекционный эффект в развитии речевых центров и в целом интеллектуальной деятельности младшего школьника.
Нельзя обойти вниманием роль изобразительной деятельности в развитии и коррекции эмоциональной сферы младшего школьника. Особое значение данного направления в работе необходимо отметить, касаясь эмоционально-депривированных детей. Очень важен психологический аспект, предполагающий снижение психомоторного напряжения, позитивацию отношения к окружающему миру, формирование эмоциональной восприимчивости, стабилизацию эмоционального фона.
Настоящая программа представляет цикл занятий по изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста и разработана с учетом обновления содержания по парциальным программам.
(слайд12) Цель программы: формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи: (слайд 13)
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов(живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства, обучать различным способам изображения предметов и явлений.
Развивать изобразительные навыки, когнитивную деятельность, творческие способности детей.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности,
культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
(слайд 14) Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
Тетрализованная деятельность. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов, моделирование театральных костюмов, масок.
Физическая культура. Использование физминуток на занятиях.
Музыкальное воспитание. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Ознакомление с окружающим. Расширение кругозора в процессе в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.
Развитие речи. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
Адресат: дети младшего школьного возраста.
Частота проведения: программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня педагогом. Продолжительность занятия 40 минут в младшем школьном возрасте. Общее количество занятий в год-36.
Предполагаемый результат: овладение, совершенствование навыков изобразительной деятельности, соответствующих возрасту.
Критерии эффективности: педагогический анализ знаний умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Программа включает 3 блока и 7 разделов, которые, будучи взаимосвязанными, по содержанию программного материала, могут быть представлены как самостоятельные разделы, так же их можно использовать, как дополнительные в качестве проектной деятельности. Структура блоков может быть использована в каждом разделе.
Каждый раздел программы раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий, как личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Структура блоков программы
№ п/п | Возраст | Блок программы | Цель | Задачи | Количество занятий |
| Младший школьный возраст | Ориентировочный | Определение уровня овладения умений и навыков в рисовании;
| Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений. Поводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
| 1 |
| Младший школьный возраст | Конструктивно-формирующий | Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов | Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
| 3 |
| Младший школьный возраст | Обобщающее-закрепляющий | Определение уровня динамики в овладении умений и навыков в рисовании;
| Закрепление сформированных изобразительных умений и навыков. Формировать умения оценивать созданные изображения | 1 |
Содержание программы. (слайд15)
Раздел программы | Задачи программы для младших школьников. |
1. Растения, явления природы.( Слайд 16) | 1.Знать новые термины изобразительного искусства: живопись, архитектура, пейзаж, портрет, подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация и др. 2. Чувствовать и передавать «холодные» и «теплые» цвета, контрастность, сближение цветов, пользоваться смешиванием красок на палитре. 3. Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород. 4. Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний. 5.Учить делить цветовой круг на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета. 6.Применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, применять художественную выразительность акварели, гуаши, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура. 7. Развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.
|
2. Животные. (Слайд 17) | 1.Анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого. 2.Соблюдать последовательность выполнения рисунка. 3.Дать представление о работе художника-скульптора. 4.Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). 5.Научить воплощаться в образ формы. 6. Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и сказочных персонажах, ознакомив их с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева, В.Лебедева. 7. Сравнение анатомий разных птиц: общее, индивидуальное, непохожее. Передача в рисунках красоты линий, формы объектов, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение пропорций. |
3. Человек. ( Слайд 18) | 1. Дать представление о модульном изображении человека. 2. Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, творчеством отдельных художников-портретистов. 3. Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете. 4.Ознакомить с изображением человека в жанровых и исторических картинах. 5.Показывать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений; 6.Передавать время года и суток через определенный колорит;
|
4. Архитектура. (Слайд 19) | 1 Познакомить детей с архитектурой, русской архитектурой, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской).Ознакомить с архитектурой в ближайшем окружении. 2.Учить рисовать по представлению. 3.Формировать навыки конструирования из бумаги, картона, владение графическими материалами. 4.Систематизировать знания детей об архитектуре, музеях архитектуры под открытым небом-заповедных зонах культуры. Дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры. 5.Формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму. |
5. Транспорт (Слайд 20) | 1. Ознакомить с городским транспортом, машинами, учить анализировать форму сложного объекта(техники) до простейших форм, его составляющих. 2.Формировать умения рисовать или конструировать сложный объект по уменьшенной модели. 3. Учить композиции в сюжетном рисунке, расположению персонажей и предметов на всем листе, одной линии, широкой полосе.Ознакомить с понятием «бионика». 4.Дать понятие о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера. |
6. Декоративно-прикладное искусство. (Слайд 21) | 1. Дать представление об элементах орнамента, его видах. Ознакомить с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством. 2.Продолжить учить детей рисовать узоры по мотивам росписей: строить на разных изделиях композицию узора с учетом их формы; знать и изображать элементы росписей, использовать цветосочетания, характерные для узоров. 3.Развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров.
|
7. Уроки раскрепощения. (Слайд 22)
| 1. Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение 2.Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на листе. 3.Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках. |
|
Тематический план
Месяц | Наименование тем | № раздела программы | Содержание занятия | ||
Базовая программа | Национально-региональный компонент | Компонент школы | |||
Сентябрь | «Цветы мне говорят, прощай»
«Веселые игрушки- герои наших сказок»
«Красота родной земли»
«Листья летят» | 1
2
1
1 | Составление букетов
Изготовление поделок из природного материала
Изображение несложного сюжета
Составление композиции из засушенных листьев и цветов | Цветы, растущие в регионе.
Деревья, растущие в регионе(дуб, сосна)
Листья и цветы осенних деревьев региона | Развивать творчество, фантазию (Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске растений) Определение характера, настроения персонажей героев сказок (Анализировать форму, характерные особенности предмета)
(Чувствовать и передавать «холодные» и «теплые» цвета Составление композиции с передачей настроения. Знакомство с понятием локальные цвета.
Знакомство с жанром «натюрморт» (Знать новый термин изобразительного искусства)
|
Октябрь | «Рождение музыки»
Экскурсия в лес
Рисование «Осень»
Нам художник о многом рассказал | 7
1
1
1
| Эмоциональное раскрепощение, уход от стереотипов, обретение уверенности в себе Отметить сезонные изменения, связанные с приходом осени
Перспектива. Заполнение всего листа изображением. Изображение кроны дерева, земли путем наложения мазков друг на друга
Беседа-диалог с художником |
Осенняя природа региона
Фотографии природы региона
Иллюстрации, фотографии природы региона | Описание в речи своих чувств, эмоций
Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.
Учить передавать в рисунках колорит пейзажа разных времен года, передавать характерные особенности деревьев разных пород. (Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске листвы) (Знакомство с новыми терминами в изобразительном искусстве. Дать понятие о разных жанрах в искусстве) Знакомство с творчеством художника, его мастерской.
|
Ноябрь | «Скульптура»
Лепка «Лепим животных»
«Какой самый большой праздник осенью. День города»
«Как сберечь окружающую природу?» | 2
2
4
1 | Рассматривание скульптур
Развивать посредством осязания ощущение формы
Совмещение в работе фломастеров, карандашей, восковых мелков
Передача несложного сюжета
|
Набор открыток о городе, книги о Миассе | Дать представление о работе художника-скульптора Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу (Анализировать форму, сравнивать характерные особенности одного предмета с другим)
Закрепление навыков создания сложных композиций. (Передача цветом праздничности: оживляющий акцент в пассивном сочетании) Создание фантастического образа средством графики. (Знание новых терминов. Композиционное объединение предметов единым содержанием) |
Декабрь | Изготовление аппликации «Радость» Рисование: «Налетели метели»
Новогодние игрушки
Уральские посиделки |
1
7
7 |
Передача несложного зимнего сюжета
Конструирование новогодних игрушек
Вечерние посиделки |
Репродукции уральских художников В. Шамкина.
Традиции и обычаи на Урале |
Обучение навыкам смешивания красок с передачей тонких нюансов. Освоение навыков работы по-сырому. Знакомство с традиционными зимними украшениями, историей их возникновения. (Овладение навыками работы со случайными материалами) Знакомство с традициями и обычаями народного этикета |
Январь | Рождественские встречи
Экскурсия в зимний лес
Наши зимние забавы
Ремесло художника
|
1
3
6 | Украшение рождественского подарка
Отметить сезонные изменения
Композиции на темы, связанные с зимними забавами
Изделия прикладного искусства | Традиции Сочельника
Природа зимнего леса | Знакомство с традициями народа России. Соотношение декора, формы и содержания сюрпризов. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии природы зимнего леса, высказывать простейшие суждения об увиденном Обучение способам передачи движения и частичного загораживания предметов. Закрепление навыков владения графическими материалами. Дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. (Ознакомить с художественными промыслами: Хохлома, Дымково, ковроткачеством) |
Февраль | Рождение музыки (продолжение)
Мы с тобою песенку споем
Музей декоративно-прикладного искусства Урала
Масленница-национальные обычаи | 7
7
6
1 | Выражение звуков музыки, настроения в красках(цвете, линиях)
Выражение своих чувств в цвете и формах
Экскурсия в музей
Самостоятельное составление композиции
|
Песенки о родном крае
Изделия златоустовских мастеров | Учить воспринимать звуки музыки, выражать их в красках, рисунках. (Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение) Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных и явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на листе. Знакомство с искусством Урала и музеем декоративно-прикладного искусства Закрепление знаний детей о народных традициях. (Умение обобщать накопленный опыт, передавать его в рисунке)
|
Март | Мы-ткачи
Узор в полосе
Аппликация: «Радуга на полу»
Ноги сами рвутся в пляс | 6
6
6
7 | Изготовление маленького полотна
Плетение коврика из полосок цветной бумаги
Эмоциональное раскрепощение, обретение уверенности в себе | Кружевные изделия сотрудников д/дома
Домашние половики | Освоение элементарных приемов плетения. Составление простых геометрических узоров(Развитие наблюдательности, фатазии)
Продолжить учить детей рисовать узоры по мотивам росписей: строить композицию узора, знать и изображать элементы росписей Освоение приемов плетения по мотивам русского половика. Выбор контрастных и сближенных цветов. Использование простого ритма Продолжить знакомство с видами искусства. Учить передавать свое настроение через движения, соответствующие темпу и ритму мелодии музыки
|
Апрель | Волшебство театра (2 занятия)
Сказочная птица
Поговорим о литературе
| 6
2
2 | Изготовление кукол
Изображение сказочной птицы
Изображение диковинных птиц и зверей (клаксография) |
Иллюстрации к сказкам уральских сказочников | Знакомство с театральными терминами. Создание образа в плоскости и объеме, освоение навыков работы с тканью и нитками Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц и умение передавать в рисунке характерные особенности. (Сравнение анатомий разных птиц, определение пропорций)
Формирование умения создавать фантастические образы. Передача движений в композиции |
Май | Портреты моих друзей
Сказочный город
Рисуем иллюстрации к сказке
Служебные машины
| 3
4
2
5 5 | Графический портрет друга
Конструирование сказочного города из бумаги
Создание книжки в картинках
Рисование пожарной, милицейской машин, автобуса. Выделение мелких деталей, передача их в рисунке |
Открытки и иллюстрации о Миассе
Наблюдения за транспортом на улицах родного города | Изображение сходства в портрете. Использование всей палитры красок. Работа по всему листу. (Показать отражение пропорций и мимике лица в портрете) Знакомство с архитектурой русских городов. Освоение навыков работы в технике «бумажная пластика»
Оказывать влияние на содержание рисунков детей, ознакомив их с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева
Формировать умения изображать различные виды транспорта, учить композиции в сюжетном рисунке. (Формировать умения рисовать сложный объект по уменьшенной модели) |
Характеристики базовых учебных действий, решаемых в условиях программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта художественно-продуктивной деятельности;
понимание значения смысла собственного учения, его результата;
формирование чувства любви к стране, городу (краю);
учебно-познавательный интерес к результату художественной деятельности;
организация своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат художественно-продуктивной деятельности;
осуществление действий сравнения и анализа в художественно-продуктивной деятельности;
умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера);
актуализация, расширение знаний, кругозора;
адекватное использование сенсорных умений, компенсаторных способов в осуществлении продуктивной деятельности;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;
расширение опыта самовыражения в доступных видах изобразительной деятельности;
И так, я познакомила вас с программой внеурочной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста, которая, как и каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий.
Приложение№1
Педагогическая диагностика
Анализ продукта деятельности.
Форма: 3 балла-передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа, в соотношение по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.