«Осенний фестиваль знаний 2024»

Фольклор - как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках литературного чтения.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов.

Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным источником в воспитании подрастающего поколения, в формировании духовно-нравственных ценностей

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Фольклор - как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках литературного чтения.

С введением новых государственных образовательных стандартов начального образование, можно сказать, что государство в настоящее время делает запрос не на простого человека, а на личность, которая обладает определённым набором качеств, из которых можно выделить такие как:

– умение отвечать за свои действия и поступки;

– самостоятельно принимать решение в своём выборе;

– готовность к постоянному пополнению знаний

– способность отвечать за себя и за своих близких;

– умение и готовность действовать в нестандартной ситуации;

– обладать определённым объёмом знаний;

– толерантность, то есть понимание и осознания того, что кроме своего мнения, которое необходимо отстаивать и защищать, существуют другие, которые тоже имеют право на существование. Жизнь в обществе – это почти всегда поиск каких-то решений и компромиссов.

Можно сказать, что очень сложная задача вырастить за школьные годы такую личность. Школьники нашего времени растут в изменившихся условиях, чем в прежние традиционные установки социокультурной среды. Как правило, у детей одного и того же возраста заметны расхождения между физиологическими показателями и их паспортными данными.

В сегодняшних условиях, когда государство и общество стоит перед необходимостью модернизации образования и воспитания, начальная школа, как никогда ранее, призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Основная цель, которая стоит сегодня перед школой – образование учащихся. Это понятие определяется как процесс обучения и воспитания вместе взятые, процесс в интересах личности, общества, государства, процесс становления человека. Человеком, взращивание в себе человеческих качеств - это духовная работа самого человека над собой, а школа должна организовать этот труд по восприятию, освоению, присвоению нравственных норм и правил. 

Формирование духовой - нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом плане нет главных и второстепенных предметов, но остановиться я хочу, на уроках литературного чтения. По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.»

Я работаю по традиционной программе «Школа России», используя в работе учебники Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой. В этих учебниках богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, одним из них являются пословицы, поговороки, летописи, житий, поучения.

Изучение пословиц и поговорок в начальных классах решает многие воспитательные задачи. Их тематика необычайно широка, особенно много их в учебнике второго класса. После изучения рассказов Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», «Старый дед и внучек», «Лгун», и т.п. ребятам предлагаюся задания написать творческие работы на темы: «Кто один раз солжет, тому в другой раз не поверят», «Правда всего дороже», «Нет у человека худшего врага, чем жадность», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». По желанию учащиеся могут выполнить задание, сравнивая пословицы разных народов мира. Можно сделать вывод, что люди стремятся к добру, справедливости, лучшим нравственным качествам. Так, изучая произведения русского фольклора, младшие школьники обращаются к вечным проблемам добра и зла, жестокости и сострадания.

Так же особым влиянием на детей оказывают сказки, они интересны детям, поэтому хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки русского народа несут в себе глубокую народную мудрость, пронизаны нравственностью. Работая над анализом сказки, разбирая, сказочные ситуации и характер героев, формируется умение правильного поведения в тех или иных ситуациях. На литературном чтении в 3-м классе, дети знакомятся со сказками «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., эти уроки становятся уроками духовности и патриотизма.

Свое продолжение русский фольклор находит в сказках литературных.

 Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат детей в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истин. Сказочный мир необыкновенен - он живой, он одушевлён. Каждая сказка нас учит чему-то, только надо присмотреться и прислушаться  к ней.

Сказки: учат читателей жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Ребята ещё раз убеждаются, что надо следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и с миром. Также, в этих произведениях даны примеры христианской любви, а образы сказочных героинь, вобравших лучшие человеческие качества, вызывают самые светлые чувства даже через много лет после прочтения пушкинских шедевров.

Героический эпос русского народа дает детям представление истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца.

Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания.


В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств и этому во многом способствуют уроки чтения, чтение произведений и работа с ними.

Мы считаем, что фольклор обеспечивает очевидный положительный результат как в обучении, так и в воспитании младших школьников, развивает их творческие способности, учит осмысливать жизненные события, прививает моральные ценности, формирует всесторонне развитую личность. Поэтому так важно использовать произведения фольклора не только в учебной работе, но и во внеурочной деятельности, как незаменимое средство воспитания. В процессе целенаправленной деятельности, возможно преобразовать сказку в средство развития не только речи, но и в процесс формирования нравственных качеств младших школьников.

В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». 





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее