Выполнил Капитонов Александр Сергеевич
Комсомольск-на-Амуре
Реабилитация детей с двигательными нарушениями – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановит утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно – сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т.е. адаптировать к окружающей среде.
Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата
Профилактика нарушений осанки .
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Одним из наиболее эффективных средств сохранения и формирования правильной осанки является движение во всех видах: подвижные игры, утренняя гимнастика, закаливание, плавание.
А.В. Гринина предлагает специальный комплекс упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата
Упражнения для мышц плечевого пояса:
- Развести руки в стороны и опустить
- Поднять палку обеими руками вверх и посмотреть на нее
- Поднять палку обеими руками вверх и опустить на лопатки
- Лежа на спине, развести руки, не отрывая от пола, и соединить их над головой
- Лежа на животе, приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед
- Лежа на животе, приподнять голову и плечи, развести руки в стороны
Упражнения для мышц ног:
- Подняться на носки, опуститься
- Присесть на корточки, развести колени, руки вытянуть вперед
- Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить, носок оттягивать
- Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить
- Лежа на спине, имитировать ногами езду на велосипеде
Упражнения для мышц туловища:
- Взять обруч, в наклоне положить его на пол, выпрямиться, вновь наклониться и поднять обруч
- Сидя со скрещенными ногами, повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение
- Держа палку обеими руками на лопатках наклониться вправо (влево),вернуться в исходное положение
- Из положения лежа – сесть , вытягивая руки вперед
- Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога)
- Сидя согнуть ноги и притягивать их к груди, коснуться лбом коленей (свернуться в комочек)
Профилактика плоскостопия C .В. Поповым предлагается упражнения для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы.
- Упражнение «маляр». Ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами и выпрямленными коленями, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза каждой ногой.
- Упражнение «сборщик». Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает сначала пальцами одной ноги, затем другой различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, еловые шишки и др.), и складывает их в кучки.
- Упражнение «гусеница». Ребенок сидит на полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются, (движения повторяются).
- Упражнение «хождение на пятках».
- Упражнение»хождение на носках».
Большое значение для профилактики плоскостопия имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она не должна быть тесной (расстояние от пальцев до края обуви около 1см) и слишком свободной. Не рекомендуется долго ходить в обуви с мягкой, резиновой подошвой. Обязателен широкий каблук высотой 1-1,5 см. В помещении дети не должны находиться в утепленной обуви.
Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.
Особенностью предлагаемой системы реабилитации является приоритетное использование физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма, активизировать умственные способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.
Тренажерные устройства, рекомендуемые для занятий физическими упражнениями. Тренажер Гросса .
Упражнения, выполняемые в «Тренажере Гросса»
«Тренажер Гросса »позволяет нормализовать положения отдельных частей тела ребенка любого возраста и тяжести заболевания, что значительно облегчает выполнение упражнений. В случае при отсутствии опорности нужно крепить к ногам утяжелители или фиксировать стопы. Если ребенок не может самостоятельно держать голову, то надевается специальная шапочка, которая крепится на эластичных тягах к трапеции страховочного пояса.
В этом положении выполняются упражнения для шеи, туловища, пояса верхних и нижних конечностей, пальцев рук, направленные на решения разного рода тренировочных задач:
- Растягивание спазмированных мышц
- Развития подвижности суставов верхних и нижних конечностей и позвоночника
- Развития мышечной силы
- Улучшения крово - и лимфообращения, улучшения тканевого обмена
- Исправление дефектов осанки
- Тренировки шаговых движений
- Воспитания волевых качеств
- Тренировки равновесия и опорности
- Формирования новых качеств и умений
Комплекс упражнений для развития подвижности поясничного отдела позвоночника и формирования поясничного лордоза (по Гроссу).
- Исходное положение – стоя самостоятельно или прислоняясь спиной к стене, ноги на ширине плеч, голова прямо. Наклоны вправо и влево, руки скользят вдоль ног. Следить, чтобы туловище и голова не сгибались вперед.
- Исходное положение – лежа на коврике на спине, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, стопы – параллельны, руки – вдоль туловища. Разведение коленей в стороны приведение их.
- Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, спина и голова прямо, пятки не отрываются от пола. Наклон вниз, достать руками пол. Выпрямиться, поднять руки вверх, прогнуться назад, голову разогнуть назад.
Дыхательная терапия у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой
Детям рекомендуется использовать эту гимнастику с 14 лет
- Встаньте и обнимите себя за плечи, зажав грудную клетку.
- Быстро опустить голову, сделав при этом короткий вдох и выдох.
- Затем поднять голову и сделать вдох и выдох. Нормальный ритм – до двух таких движений в одну секунду.
- Сделать до 12 дыхательных движений, а затем короткий отдых; если упражнение выполняется легко, то сделать до 24 дыхательных движений( после освоения можно выполнять 48 или даже 96 дыхательных движений без отдыха).
Упражнение «Боксер»
- Упражнение «Боксер»
- Встаньте, выставив одну ногу вперед. Делаем встречные движения руками, как бы ударяя скрестно двумя руками и сжимая грудную клетку. При этом чуть-чуть приседаем и делаем вдох.( 48 дыхательных движений без от отдыха)
Упражнение «Насос»
- Упражнение «Насос»
- Делая наклон вперед, как при накачивании камеры, производим короткий вдох, выпрямляясь – тоже вдох.
Нельзя выполнять упражнения при астме!
Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является одной из важных, сложных и вместе с тем до сих пор не в полной мере разрешенных проблем. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра средств и методов физической культуры у детей с поражением опорно-двигательного аппарата.