«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Физическая реабилитация детей с поражением опорно-двигательной системы»

Реабилитация детей с двигательными нарушениями – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановит утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно – сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т.е. адаптировать к окружающей среде.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Выполнил  Капитонов Александр Сергеевич      Комсомольск-на-Амуре

Выполнил Капитонов Александр Сергеевич  

Комсомольск-на-Амуре

Реабилитация детей с двигательными нарушениями – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановит утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно – сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т.е. адаптировать к окружающей среде.

Реабилитация детей с двигательными нарушениями – это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановит утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно – сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т.е. адаптировать к окружающей среде.

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата      Профилактика нарушений осанки .  Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Одним из наиболее эффективных средств сохранения и формирования правильной осанки является движение во всех видах: подвижные игры, утренняя гимнастика, закаливание, плавание.

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата  

Профилактика нарушений осанки .

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Одним из наиболее эффективных средств сохранения и формирования правильной осанки является движение во всех видах: подвижные игры, утренняя гимнастика, закаливание, плавание.

А.В. Гринина предлагает специальный комплекс упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата  Упражнения для мышц плечевого пояса:

А.В. Гринина предлагает специальный комплекс упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата

Упражнения для мышц плечевого пояса:

  • Развести руки в стороны и опустить
  • Поднять палку обеими руками вверх и посмотреть на нее
  • Поднять палку обеими руками вверх и опустить на лопатки
  • Лежа на спине, развести руки, не отрывая от пола, и соединить их над головой
  • Лежа на животе, приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед
  • Лежа на животе, приподнять голову и плечи, развести руки в стороны
Упражнения для мышц ног:

Упражнения для мышц ног:

  • Подняться на носки, опуститься
  • Присесть на корточки, развести колени, руки вытянуть вперед
  • Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить, носок оттягивать
  • Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить
  • Лежа на спине, имитировать ногами езду на велосипеде
Упражнения для мышц туловища:

Упражнения для мышц туловища:

  • Взять обруч, в наклоне положить его на пол, выпрямиться, вновь наклониться и поднять обруч
  • Сидя со скрещенными ногами, повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение
  • Держа палку обеими руками на лопатках наклониться вправо (влево),вернуться в исходное положение
  • Из положения лежа – сесть , вытягивая руки вперед
  • Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога)
  • Сидя согнуть ноги и притягивать их к груди, коснуться лбом коленей (свернуться в комочек)
Профилактика плоскостопия  C .В. Поповым предлагается упражнения для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы.

Профилактика плоскостопия C .В. Поповым предлагается упражнения для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы.

  • Упражнение «маляр». Ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами и выпрямленными коленями, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза каждой ногой.
  • Упражнение «сборщик». Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает сначала пальцами одной ноги, затем другой различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, еловые шишки и др.), и складывает их в кучки.
Упражнение «гусеница». Ребенок сидит на полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются, (движения повторяются). Упражнение «хождение на пятках». Упражнение»хождение на носках».
  • Упражнение «гусеница». Ребенок сидит на полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются, (движения повторяются).
  • Упражнение «хождение на пятках».
  • Упражнение»хождение на носках».
Большое значение для профилактики плоскостопия имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она не должна быть тесной (расстояние от пальцев до края обуви около 1см) и слишком свободной. Не рекомендуется долго ходить в обуви с мягкой, резиновой подошвой. Обязателен широкий каблук высотой 1-1,5 см. В помещении дети не должны находиться в утепленной обуви.

Большое значение для профилактики плоскостопия имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она не должна быть тесной (расстояние от пальцев до края обуви около 1см) и слишком свободной. Не рекомендуется долго ходить в обуви с мягкой, резиновой подошвой. Обязателен широкий каблук высотой 1-1,5 см. В помещении дети не должны находиться в утепленной обуви.

Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.         Особенностью предлагаемой системы реабилитации является приоритетное использование физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма, активизировать умственные способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.  

Особенностью предлагаемой системы реабилитации является приоритетное использование физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма, активизировать умственные способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

Тренажерные устройства, рекомендуемые для занятий физическими упражнениями. Тренажер Гросса  .

Тренажерные устройства, рекомендуемые для занятий физическими упражнениями. Тренажер Гросса .

Упражнения, выполняемые в «Тренажере Гросса»    «Тренажер Гросса »позволяет нормализовать положения отдельных частей тела ребенка любого возраста и тяжести заболевания, что значительно облегчает выполнение упражнений. В случае при отсутствии опорности нужно крепить к ногам утяжелители или фиксировать стопы. Если ребенок не может самостоятельно держать голову, то надевается специальная шапочка, которая крепится на эластичных тягах к трапеции страховочного пояса.

Упражнения, выполняемые в «Тренажере Гросса»

«Тренажер Гросса »позволяет нормализовать положения отдельных частей тела ребенка любого возраста и тяжести заболевания, что значительно облегчает выполнение упражнений. В случае при отсутствии опорности нужно крепить к ногам утяжелители или фиксировать стопы. Если ребенок не может самостоятельно держать голову, то надевается специальная шапочка, которая крепится на эластичных тягах к трапеции страховочного пояса.

В этом положении выполняются упражнения для шеи, туловища, пояса верхних и нижних конечностей, пальцев рук, направленные на решения разного рода тренировочных задач:

В этом положении выполняются упражнения для шеи, туловища, пояса верхних и нижних конечностей, пальцев рук, направленные на решения разного рода тренировочных задач:

  • Растягивание спазмированных мышц
  • Развития подвижности суставов верхних и нижних конечностей и позвоночника
  • Развития мышечной силы
  • Улучшения крово - и лимфообращения, улучшения тканевого обмена
  • Исправление дефектов осанки
  • Тренировки шаговых движений
  • Воспитания волевых качеств
  • Тренировки равновесия и опорности
  • Формирования новых качеств и умений
Комплекс упражнений для развития подвижности поясничного отдела позвоночника и формирования поясничного лордоза (по Гроссу).

Комплекс упражнений для развития подвижности поясничного отдела позвоночника и формирования поясничного лордоза (по Гроссу).

  • Исходное положение – стоя самостоятельно или прислоняясь спиной к стене, ноги на ширине плеч, голова прямо. Наклоны вправо и влево, руки скользят вдоль ног. Следить, чтобы туловище и голова не сгибались вперед.
  • Исходное положение – лежа на коврике на спине, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, стопы – параллельны, руки – вдоль туловища. Разведение коленей в стороны приведение их.
  • Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, спина и голова прямо, пятки не отрываются от пола. Наклон вниз, достать руками пол. Выпрямиться, поднять руки вверх, прогнуться назад, голову разогнуть назад.
Дыхательная терапия у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой                 Детям рекомендуется использовать эту гимнастику с 14 лет

Дыхательная терапия у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой  

Детям рекомендуется использовать эту гимнастику с 14 лет

  • Встаньте и обнимите себя за плечи, зажав грудную клетку.
  • Быстро опустить голову, сделав при этом короткий вдох и выдох.
  • Затем поднять голову и сделать вдох и выдох. Нормальный ритм – до двух таких движений в одну секунду.
  • Сделать до 12 дыхательных движений, а затем короткий отдых; если упражнение выполняется легко, то сделать до 24 дыхательных движений( после освоения можно выполнять 48 или даже 96 дыхательных движений без отдыха).
Упражнение «Боксер» Упражнение «Боксер» Встаньте, выставив одну ногу вперед. Делаем встречные движения руками, как бы ударяя скрестно двумя руками и сжимая грудную клетку. При этом чуть-чуть приседаем и делаем вдох.( 48 дыхательных движений без от отдыха) Упражнение «Насос» Упражнение «Насос» Делая наклон вперед, как при накачивании камеры, производим короткий вдох, выпрямляясь – тоже вдох.  Нельзя выполнять упражнения при астме!

Упражнение «Боксер»

  • Упражнение «Боксер»
  • Встаньте, выставив одну ногу вперед. Делаем встречные движения руками, как бы ударяя скрестно двумя руками и сжимая грудную клетку. При этом чуть-чуть приседаем и делаем вдох.( 48 дыхательных движений без от отдыха)

Упражнение «Насос»

  • Упражнение «Насос»
  • Делая наклон вперед, как при накачивании камеры, производим короткий вдох, выпрямляясь – тоже вдох.

Нельзя выполнять упражнения при астме!

Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является одной из важных, сложных и вместе с тем до сих пор не в полной мере разрешенных проблем. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра средств и методов физической культуры у детей с поражением опорно-двигательного аппарата.   

Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является одной из важных, сложных и вместе с тем до сих пор не в полной мере разрешенных проблем. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра средств и методов физической культуры у детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

 

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее