Философия любви. Урок по произведению Экзюпери
«Маленький принц».
Рылова Надежда Александровна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №2 УИИЯ
ЯНАО, г. Ноябрьск
Цели и задачи урока:
-Образовательные:
1.Рассказать необходимые сведения из биографии писателя Антуана де Сент-Экзюпери. 2.Познакомить с понятиями «тщеславие», «честолюбие», «альтруизм».
-Развивающие:
1.Научить работать с художественным образом, постигать значение образа-символа, научить работать с эпитетом. 2.Научить анализировать художественное произведение, используя ценностные понятия.
-Воспитательные:
1.Прививать любовь к нашей Планете. 2.Учить видеть красоту окружающего мира.
Слово учителя о писателе.
Антуан де Сент-Экзюпери был очень интересным человеком. «Летчик и философ. Вряд ли кто-нибудь, кроме Антуана де Сент Экзюпери, сумел бы совместить то и другое. Пилот почтовых линий, начальник аэродрома в пустыне, пионер авиации в Южной Америке и…писатель, мыслитель-гуманист». [5]
Экзюпери погиб во время Второй мировой войны, выполняя сложное военное задание. Этот удивительный человек не собирался посвящать себя литературе, но «наступило время – и у него возникло желание поделиться с другими своими мыслями и чувствами. Так возникли «Ночной полет (1931) и «Планета людей» (1939)». [2]
Почему известный летчик Сент-Экзюпери стал писателем? Может быть, с высоты птичьего полета лучше видна наша жизнь? «Для меня летать и писать – одно и то же, - говорил Экзюпери. – Главное – действовать, главное – найти себя. Авиатор и писатель сливаются: оба в равной степени познают мир». [5]
О чем философская повесть-сказка «Маленький принц»? О взаимоотношениях взрослых и детей, дружбе, о смысле жизни, о любви.
Пространство произведения Экзюпери делится на Мир Ребенка и Мир Взрослого. Охарактеризуйте, пожалуйста, два этих мира с помощью эпитетов, подтверждая свой ответ текстом.
Мир взрослых –
материальный (для взрослых красивым является дорогой, а не по-настоящему красивый и уютный дом),
ограниченный (взрослые любят сухие цифры),
скучный (взрослые воображают, что занимаются важным делом, а на самом деле их жизнь пуста и скучна: «Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный!»…А на самом деле он не человек. Он гриб»),
неискренний (взрослые не знают, что такое истинная дружба и любовь, об этом рассказывает герой Экзюпери),
Рылова Надежда Александровна, идентификатор 209-124-688
Мир ребенка –
душевный (сердце Маленького принца открыто для дружбы и любви),
безграничный (воображение и мечта делают его таким, вспомним удава, который проглотил слона; Маленький принц задумывается о том, зачем нужны звезды, и любуется ими), интересный,
содержательный (принц путешествует по другим планетам, заботится о своей планете, творит свой неповторимый мир),
полный искренних чувств (Маленький принц часто искренне и горько плачет, из-за разлуки, разочарования, искренне и очень эмоционально возмущается недостатками мира взрослых).
Почему автор называет своего героя принц, а не просто мальчик? Потому что он благороден, потому что он избранный, избран автором, чтобы рассказать о взаимоотношениях взрослых и детей, дружбе, о смысле жизни, о любви.
Как вы понимаете слова автора: «Дети!...берегитесь баобабов!» Символом чего является баобаб? Символ вездесущего живучего зла, способного везде и в любой ситуации пустить свои корни. Известно, что баобабы быстро восстанавливают содранную кору; продолжают цвести и плодоносить с пустой сердцевиной; срубленное или поваленное дерево способно пускать новые корни. Маленький принц любит свою планету и регулярно очищает ее от баобабов.
«Я был слишком молод. Я еще не умел любить». Что значит любить по-настоящему, по мнению маленького принца? (расскажите о взаимоотношениях принца и розы). Любить по-настоящему – значит уметь прощать. Уметь «судить не по словам, а по делам». Нести ответственность за того, кого любишь: «Я не должен был бежать!»
Расскажите о планете маленького принца. Опишите день главного героя повести-сказки. Планета нашего героя маленькая, но очень красивая, ведь там живет роза, там тихо и приветно горят факелы вулканов, которые Маленький принц регулярно прочищает. Принц заботится о своей Планете и любит ее.
Поработаем над характеристикой планет, которые посетил наш герой, чтобы лучше понять, в чем отличие мира взрослых от мира людей. Рассказываем о планете и определяем ценности или антиценности, которыми руководствуется житель каждой из планет.
А планета Короля ТЩЕСЛАВИЕ, ВЛАСТОЛЮБИЕ
Б планета Честолюбца ТЩЕСЛАВИЕ, ЧЕСТОЛЮБИЕ
В Планета Пьяницы ПОРОЧНОСТЬ, ПЬЯНСТВО
Г Планет Делового человека. Почему маленький принц говорит про него: «Он рассуждает почти как пьяница»? БЕЗДУШИЕ
Д Планета Фонарщика АЛЬТРУИЗМ («Вот человек, - сказал себе Маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех только он один…не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе»).
Е Планета Географа ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Ж Планета Земля. Как вы понимаете слова Змеи: «Среди людей тоже одиноко»?
Приручить – значит создать узы. Что такое узы? Расскажите о дружбе Маленького принца и лиса. Лис многому научил принца, научил быть мудрым и зорким, научил видеть сердцем, ведь именно так можно стать настоящим другом. Лис сказал своему другу о том, что и в дружбе главное – это ответственность.
Создаем копилку афоризмов Экзюпери. Объясняем каждое изречение.
«Надо было судить не по словам, а по делам»
Рылова Надежда Александровна, идентификатор 209-124-688
«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»
«Звезды светятся…чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою»
«У них [у людей] нет корней, это очень неудобно» (отсутствует или потеряна категория памяти)
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь»
«У людей уже не хватает времени что-либо узнавать»
«…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»
«ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
«Одни только дети знают, чего ищут»
«Будь то дом, звезды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами»
«У каждого человека свои звезды»
Сформулируйте главную мысль текста в виде обращения Экзюпери к читателям, жителям планеты Земля.
Люби жизнь и помни, что ты несешь ответственность за то, как она сложится.
Люби своих друзей и помни, что «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Бережно относись к любимому человеку и помни, что ты несешь ответственность за свою «розу».
Люби свою Планету и заботься о ней, ты несешь ответственность за ее сохранность.
Задание на дом – медиасочинение. Какая планета живет в вашем воображении? Нарисуйте свою планету и в программе для составления презентаций создайте медиасочинение: изображение планеты, название, описание, ценности, которыми руководствуются жители данной планеты. Желательно подобрать к презентации музыкальный файл.
(Наиболее удачная работа – Планета «Антигрусть». На планете Антигрусть теплые зимы и слабая гравитация. Зато можно поплавать в воздухе. Планета похожа на Сатурн, кольцо вокруг нее переливается тремя цветами: оранжевым, синим и фиолетовым. На этой планете никогда не бывает скучно. Планета Антигрусть живая! Она моргает, шевелит глазами, глаза у нее добрые).
Список литературы.
Сент-Экзюпери де, Антуан. Планета людей. Маленький принц. Роман. Сказка. Ф., «Кыргызстан», 1976.
Лобанова Л.В. «Почва, на которой возможен наш рост». «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери./Уроки литературы №2, 2000/приложение к журналу «Литература в школе» №6.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: ТЕРРА, 1995.Алматы: Дайк-Пресс, 1996.
Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века/Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
Википедия.