«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Факультативное занятие по русскому языку "О словах разнообразных, одинаковых и разных"

План-конспект факультативного занятия по русскому языку предназначен для учащихся 3 классов.Занятие спланировано в форме путешествия, что активизирует интерес, мыслительную деятельность учащихся.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: О словах разнообразных, одинаковых и разных.

Цели: -закреплять понятие о синонимах, антонимах, омонимах. Учить подбирать слова синонимы, антонимы.

- развивать умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

-Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки со стихотворениями, карточки с кроссвордами, мультимедийная презентация, толковые словари.

Ход урока

  1. Организационный момент

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем: «В добрый час!»

И учиться снова будем,

Постараемся сейчас!

  1. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете из какой сказки этот отрывок, и как зовут главного героя.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

— Неохота...

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

— Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

_Угадали? Да, наш герой –Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся мы к Царевне- Несмеяне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их преодолеем, используя наши знания. Вы готовы?

Но мы не можем отправиться в путь, т.к.не знаем по какой теме мы будем путешествовать. Чтобы узнать тему урока нам нужно разгадать кроссворды.

Работа в группах 1 группа

Подберите близкие по значению слова к данным– и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Печальный.
2. Удачливый.
3. Огромный
4. Веселый.

5. Отважный.
6. Знаменитый.
7. Здешний.
8. Правдивый.

Слова для справок: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7.Местный. 8. Честный.

2 группа

Подберите слова, противоположные по значению данным – и прочтете в столбике ключевое слово:



1. Будни.
2. Милосердный.
3. Отвратительный.
4. Жадный.

5. Любимый.
6. Безучастие.
7. Раздельный.
8. Погожий.

Слова для справок: 1. Праздники. 2. Безжалостный. 3. Прелестный. 4. Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6.Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.

_ Какое слово получилось у 1 группы? (Синонимы)

-Что такое синонимы?

-Какое слово получилось у 2 группы? (Антонимы)

-Что такое антонимы?

-Какие еще слова вам знакомы?( Омонимы, слова с несколькими значениями- многозначные слова)

-Какая же тема нашего урока?(ответы детей)

Тема нашего урока «О словах разнообразных одинаковых и разных»

-Как вы считаете, нужно ли нам изучать слова и для чего, если нужно?

-Сегодня мы будем обобщать и систематизировать наши знания, будем подбирать синонимы, антонимы. Будем правильно употреблять синонимы и антонимы в пословицах.

Итак, тема известна, Емеля на печи. Пора в путь. Осталось только произнести волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Царевны- Несмеяны»

-Нахождение синонимов в стихотворении

Где это мы? Отгадайте .

Не море, не земля,

Пароходы не плавают,

И ходить нельзя. (Болото)

На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворении. Стихи на карточках, работаем в группах.

1 группа

Бураны, вьюги и метели

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!-

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2 группа

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

мерзнет в жару.

Почему вы решили, что это синонимы?(Обозначают одно и тоже, но по разному произносятся).

-Какими словами являются синонимы в 1 группе? (Слова- предметы)

-Какими словами являются слова во 2-й группе? ( Слова- действия)

-Какую еще группу слов мы знаем? (Слова- признаки)

- Что сильнее- метель или буран?

-Метель, буран, вьюга-все эти явления природы отличаются силой ветра. Какое еще слово можно поставить в синонимический ряд? (пурга).

Задание для самостоятельного выполнения на местах.

Месяц, когда дети идут в школу после летних каникул…

Последний месяц года …

Шестой день недели…

Дерево, которое наряжают к Новому году,-…

Орудие труда, которое служит для колки дров,-…

Здание, где учатся дети,-…

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием водяного и мы продолжаем наше путешествие.

Отгадайте загадку.

Богатырь стоит богат.

Угощает всех ребят:

Маню-земляникой,

Таню-костяникой,

Машеньку- орешком,

Петю-сыроежкой,

Катеньку- малинкой,

Ваню- хворостинкой!( Лес)

Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок- лесовичок. Он пропустит нас через лес, если мы найдем антонимы в первом и втором столбиках и соединим их.

Это задание- эстафета. Какой ряд лучше справится с заданием? Проверим? . помним о правилах безопасности. Выходим к доске только тогда. Когда предыдущий ученик уже занял свое место.

1 ряд

Говорить молчать

Длинный короткий

Ломать чинить

Забывать вспоминать

Горячий холодный

Кривой прямой

Терять находить

Легкий тяжелый

2 ряд

Правда ложь

Помеха помощь

Проигрыш выигрыш

Старт финиш

День ночь

Старик молодец

Шум тишина

Прядок беспорядок

Хорошо, а теперь на местах поработаем. Нужно подобрать и записать к данным словам антонимы.

Ум-

Зима-

Высокий-

Далеко-

Проверяем. Ответы на слайде.

Итак, мы и с этим заданием справились. Продолжаем путешествие дальше.

Физкультминутка

Отгадайте загадку.

В нее льется,

Из нее льется,

Сама по земле плетется. ( Река)

Мы у реки, но нет моста. Нужно построить мостик, бревно можно положить, если выполнить задание. Прочитать. Найти омонимы и объяснить их значение.

Под кустом ореха -норка,

Проживает в норке норка.

Составить и записать такие предложения, чтобы стало понятно о какой норке идет речь. Самостоятельная работа детей.

Молодцы! Ребята, появился мостик через речку. Едем дальше!

«Охота». На доске пословицы. 1 человек от пары выходит, берет пословицу. На местах в пословице найти синонимы или антонимы, если они там есть и объяснить смысл пословиц.

Работа в парах.

Приятелей много, а друга нет.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Делу время, потехе час.

Ученье свет, а неученье – тьма.

Без друга на сердце вьюга.

-Ребята, а чем отличается товарищ от друга?

-Давайте в толковых словарях посмотрим. А можем ли мы себя назвать друзьями для Емели?

На всякий случай.

На столе слова. Прочитайте их, разделите на слоги. Отрежьте от каждого слова только 1 слог и приклейте их на полоску бумаги. У вас получится новое слово. Поясните его значение.

-Сокол, робот, каша-сорока.

-король, сани- коса.

У какого слова 1 одно значение?

У какого слова несколько значений? Как называются слова, которые имеют несколько значений?(многозначные)

Приведите примеры многозначных слов.

Мы благополучно добрались до Царевны-Несмеяны. Но она по- прежнему сидит в замке. Ее не пускает Царь- батюшка. Он хочет, чтобы мы сделали вывод.

-Для чего нам нужно знать слова синонимы, антонимы, омонимы?( Чтобы наша речь была более выразительной, ясной, чтобы избежать повторов )

А Царевна-Несмеяна много слез наплакала, пока мы ее освобождали. На каждой слезинке буковка. Давайте соберем слова. Что получилось?

«Спасибо, ребята!»

А наше путешествие подошло к концу. Ия вам хочу сказать: «Спасибо, ребята!»

И сейчас, при помощи смайликов, которые лежат у нас на партах, мы покажем, с каким настроением мы заканчиваем урок. Если вам все удавалось, все у вас получалось- смайлик улыбается. Если что-то еще нужно повторить, тогда смайлик без улыбочки.

Благодарю за внимание.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее