Тема: О словах разнообразных, одинаковых и разных.
Цели: -закреплять понятие о синонимах, антонимах, омонимах. Учить подбирать слова синонимы, антонимы.
- развивать умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
-Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки со стихотворениями, карточки с кроссвордами, мультимедийная презентация, толковые словари.
Ход урока
Организационный момент
Улыбнемся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!
Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете из какой сказки этот отрывок, и как зовут главного героя.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
— Неохота...
— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
— Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
_Угадали? Да, наш герой –Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся мы к Царевне- Несмеяне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их преодолеем, используя наши знания. Вы готовы?
Но мы не можем отправиться в путь, т.к.не знаем по какой теме мы будем путешествовать. Чтобы узнать тему урока нам нужно разгадать кроссворды.
Работа в группах 1 группа
Подберите близкие по значению слова к данным– и прочтете в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
Слова для справок: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7.Местный. 8. Честный.
2 группа
Подберите слова, противоположные по значению данным – и прочтете в столбике ключевое слово:
1. Будни. | 5. Любимый. |
Слова для справок: 1. Праздники. 2. Безжалостный. 3. Прелестный. 4. Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6.Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.
_ Какое слово получилось у 1 группы? (Синонимы)
-Что такое синонимы?
-Какое слово получилось у 2 группы? (Антонимы)
-Что такое антонимы?
-Какие еще слова вам знакомы?( Омонимы, слова с несколькими значениями- многозначные слова)
-Какая же тема нашего урока?(ответы детей)
Тема нашего урока «О словах разнообразных одинаковых и разных»
-Как вы считаете, нужно ли нам изучать слова и для чего, если нужно?
-Сегодня мы будем обобщать и систематизировать наши знания, будем подбирать синонимы, антонимы. Будем правильно употреблять синонимы и антонимы в пословицах.
Итак, тема известна, Емеля на печи. Пора в путь. Осталось только произнести волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Царевны- Несмеяны»
-Нахождение синонимов в стихотворении
Где это мы? Отгадайте .
Не море, не земля,
Пароходы не плавают,
И ходить нельзя. (Болото)
На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворении. Стихи на карточках, работаем в группах.
1 группа
Бураны, вьюги и метели
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!-
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2 группа
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
мерзнет в жару.
Почему вы решили, что это синонимы?(Обозначают одно и тоже, но по разному произносятся).
-Какими словами являются синонимы в 1 группе? (Слова- предметы)
-Какими словами являются слова во 2-й группе? ( Слова- действия)
-Какую еще группу слов мы знаем? (Слова- признаки)
- Что сильнее- метель или буран?
-Метель, буран, вьюга-все эти явления природы отличаются силой ветра. Какое еще слово можно поставить в синонимический ряд? (пурга).
Задание для самостоятельного выполнения на местах.
Месяц, когда дети идут в школу после летних каникул…
Последний месяц года …
Шестой день недели…
Дерево, которое наряжают к Новому году,-…
Орудие труда, которое служит для колки дров,-…
Здание, где учатся дети,-…
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием водяного и мы продолжаем наше путешествие.
Отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят:
Маню-земляникой,
Таню-костяникой,
Машеньку- орешком,
Петю-сыроежкой,
Катеньку- малинкой,
Ваню- хворостинкой!( Лес)
Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок- лесовичок. Он пропустит нас через лес, если мы найдем антонимы в первом и втором столбиках и соединим их.
Это задание- эстафета. Какой ряд лучше справится с заданием? Проверим? . помним о правилах безопасности. Выходим к доске только тогда. Когда предыдущий ученик уже занял свое место.
1 ряд
Говорить молчать
Длинный короткий
Ломать чинить
Забывать вспоминать
Горячий холодный
Кривой прямой
Терять находить
Легкий тяжелый
2 ряд
Правда ложь
Помеха помощь
Проигрыш выигрыш
Старт финиш
День ночь
Старик молодец
Шум тишина
Прядок беспорядок
Хорошо, а теперь на местах поработаем. Нужно подобрать и записать к данным словам антонимы.
Ум-
Зима-
Высокий-
Далеко-
Проверяем. Ответы на слайде.
Итак, мы и с этим заданием справились. Продолжаем путешествие дальше.
Физкультминутка
Отгадайте загадку.
В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. ( Река)
Мы у реки, но нет моста. Нужно построить мостик, бревно можно положить, если выполнить задание. Прочитать. Найти омонимы и объяснить их значение.
Под кустом ореха -норка,
Проживает в норке норка.
Составить и записать такие предложения, чтобы стало понятно о какой норке идет речь. Самостоятельная работа детей.
Молодцы! Ребята, появился мостик через речку. Едем дальше!
«Охота». На доске пословицы. 1 человек от пары выходит, берет пословицу. На местах в пословице найти синонимы или антонимы, если они там есть и объяснить смысл пословиц.
Работа в парах.
Приятелей много, а друга нет.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Делу время, потехе час.
Ученье свет, а неученье – тьма.
Без друга на сердце вьюга.
-Ребята, а чем отличается товарищ от друга?
-Давайте в толковых словарях посмотрим. А можем ли мы себя назвать друзьями для Емели?
На всякий случай.
На столе слова. Прочитайте их, разделите на слоги. Отрежьте от каждого слова только 1 слог и приклейте их на полоску бумаги. У вас получится новое слово. Поясните его значение.
-Сокол, робот, каша-сорока.
-король, сани- коса.
У какого слова 1 одно значение?
У какого слова несколько значений? Как называются слова, которые имеют несколько значений?(многозначные)
Приведите примеры многозначных слов.
Мы благополучно добрались до Царевны-Несмеяны. Но она по- прежнему сидит в замке. Ее не пускает Царь- батюшка. Он хочет, чтобы мы сделали вывод.
-Для чего нам нужно знать слова синонимы, антонимы, омонимы?( Чтобы наша речь была более выразительной, ясной, чтобы избежать повторов )
А Царевна-Несмеяна много слез наплакала, пока мы ее освобождали. На каждой слезинке буковка. Давайте соберем слова. Что получилось?
«Спасибо, ребята!»
А наше путешествие подошло к концу. Ия вам хочу сказать: «Спасибо, ребята!»
И сейчас, при помощи смайликов, которые лежат у нас на партах, мы покажем, с каким настроением мы заканчиваем урок. Если вам все удавалось, все у вас получалось- смайлик улыбается. Если что-то еще нужно повторить, тогда смайлик без улыбочки.
Благодарю за внимание.