Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гилёвская средняя общеобразовательная школа
Завьяловского района
имени Героя Социалистического Труда А.Я. Эрнста»
«Рассмотрено»
| «Согласовано»
| «Утверждено»
|
Рабочая программа учебного курса
«Удивительный мир слов» 3 класс
на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Петленко Л. В., Романовой В. Ю.
Составитель рабочей программы:
Ф.И.О (учитель Кузнецова Л. А.)
с. Гилёвка, 2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Удивительный мир слов» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), Основной образовательной программы МКОУ «Гилёвская СОШ», программы «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романовой В. Ю. для 3 класса (2011г), Положения о Рабочей Программе в МКОУ «Гилёвская СОШ»(2016г)
Общая характеристика курса «Удивительный мир слов»
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологи . Объектом изучения курса являются язык и речь.
Цели и задачи
Цель : создание условий для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Задачи
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
1.3 Место учебного курса ««Удивительный мир слов»» в учебном плане
Преподавание курса «Удивительный мир слов» представляет распределение учебных часов в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ « Гилёвская СОШ» , учебным планом (ФГОС НОО) . Преподавание рассчитано на изучение учебного курса «Удивительный мир слов»в 3 классе в объеме 34ч (1 час в неделю).
Результаты освоения курса
В процессе освоения содержания программы учебного курса «Удивительный мир слов» учащимися 3 класса достигаются а)личностные б) предметные в) метапредметные результаты:
Личностные результаты:
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные :
- пути решения исследовательских и творческих задач, поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
- устранение и корректирование речевых ошибок (проблемы самопроверки и самооценки.)
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации.
-работа с информацией, представленной в виде модели;
-выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи;
Предметные:
-знания об истории русского языка,
-практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка
соблюдение этих норм в своей речи
-наблюдение и анализ порядка слов в простом и сложном предложении,
составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
-составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
Содержание учебного курса
Планирование и структура учебного содержания курса соответствуют содержанию и структуре УМК «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романовой В. Ю. для 3 класса под редакцией Н. Виноградовой.
Учебный план .
Класс | Объем учебного предмета | Раздел / глава программы | Количество учебного времени |
3класс | 34ч | Из истории языка | 2ч |
Загадки простого предложения | 9ч | ||
| 2ч | ||
О существительных по существу | 12ч | ||
Такие разные признаки предметов | 9ч |
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема уроков | Тип урока
| Элементы содержания образования (основные вопросы) |
Из истории языка 2ч | |||
1 | Старые и новые слова в языке. | экскурсия в (краеведческий) музей | Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов .Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова. Игра «В музее слов»; Проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье); |
2 | Сокровища бабушкиного сундука. | Урок-проект | |
Загадки простого предложения -9ч | |||
3 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | Комбинированный
| Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. — лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения; творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»; проект «Безопасный маршрут»; — творческая работа «Приглашение на праздник»;— конкурс «Самый длинный однородный ряд»; конструирование предложений с однородными членами по моделям;— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи». |
4 | Важные мелочи. | Комбинированный | |
5 | Требуется определение. | Комбинированный | |
6 | Важные обстоятельства. | Комбинированный | |
7 | Необходимо дополнить. | Комбинированный | |
8 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | Комбинированный
| |
9 | Стройтесь в ряд! | Комбинированный | |
10 | Запятые, по местам! | Комбинированный Игровое занятие
| |
11 | Запятые, по местам! | ||
Лабиринты грамматики-2ч | |||
12 | Слово в грамматике. | Комбинированный | Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика. |
13 | Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | Комбинированный
| |
О существительных по существу-12ч | |||
14 | «Лебедь белая плывёт». | Комбинированный | Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. игры: «Наоборот», «Кто больше»; |
15 | Может ли род быть общим? | Комбинированный | |
16 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | Комбинированный
| |
17 | Как быть, если нет окончания? | Комбинированный | |
18 | Один, два, много. | Комбинированный | |
19 | Почему именительный падеж назвали именительным? | Комбинированный
| |
20 | Как «работает» родительный падеж? | Комбинированный
| |
21 | «Щедрый» падеж. | Комбинированный | |
22 | Винительный падеж — великий маскировщик. | Комбинированный
| |
23 | Падеж-работяга. | Урок-проект | |
24 | Любимая «работа» предложного падежа. | Комбинированный
| |
25 | Кому принадлежат имена собственные? | Урок-проект | |
Такие разные признаки предметов-9ч | |||
26 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | Комбинированный | Значение имён прилагательных. проект «Значения цветовых прилагательных»; |
27 | «Красны девицы» и «добры молодцы». | Комбинированный
| |
28 | Всё познаётся в сравнении. | Комбинированный | |
29 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | Комбинированный
| |
30 | Что из чего и для чего? | Комбинированный | |
31 | Что кому принадлежит? | Комбинированный | |
32 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | Комбинированный | |
33 | «Крокодиловы слёзы». | Урок-проект | |
34 |
| Комбинированный игровой |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
5.1- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 ;
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Программа «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романова В. Ю.- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. –., М.: Вентана Граф, 2011 г
5.3 Материально-техническое обеспечение:
Специфическое сопровождение.
Магнитная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
экран
Словари (библиотечный фонд)
Интернет –ресурсы
медиотека «Начальная школа Кирилла и Мефодия», Режим доступа: http://www.nachalka.info
Приложение
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|