«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Факультатив: "Удивительный мир слова"

Пояснительная записка, КТП, список использованной литературы.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гилёвская средняя общеобразовательная школа

Завьяловского района

имени Героя Социалистического Труда А.Я. Эрнста»



«Рассмотрено»


на заседании кафедры ____________________ цикла 
____________/  Шугурова О. В.
     ФИО 
Протокол № ___ 
от «__»___________2016г.

«Согласовано»


заместитель директора по УВР 
_____________/ Смирнова О. И.
     ФИО 
«__»____________2016г. 

«Утверждено»


приказ № ___ 
от «__»_______2016г. 
директор 
_____________/Гринева Н. В.
     ФИО

Рабочая программа учебного курса

«Удивительный мир слов» 3 класс

на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Петленко Л. В., Романовой В. Ю.

Составитель рабочей программы:

Ф.И.О (учитель Кузнецова Л. А.)



с. Гилёвка, 2017г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Удивительный мир слов» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), Основной образовательной программы МКОУ «Гилёвская СОШ», программы «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романовой В. Ю. для 3 класса (2011г), Положения о Рабочей Программе в МКОУ «Гилёвская СОШ»(2016г)


    1. Общая характеристика курса «Удивительный мир слов»

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологи . Объектом изучения курса являются язык и речь.

    1. Цели и задачи

Цель : создание условий для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Задачи

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

1.3 Место учебного курса ««Удивительный мир слов»» в учебном плане

Преподавание курса «Удивительный мир слов» представляет распределение учебных часов в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ « Гилёвская СОШ» , учебным планом (ФГОС НОО) . Преподавание рассчитано на изучение учебного курса «Удивительный мир слов»в 3 классе в объеме 34ч (1 час в неделю).


  1. Результаты освоения курса

В процессе освоения содержания программы учебного курса «Удивительный мир слов» учащимися 3 класса достигаются а)личностные б) предметные в) метапредметные результаты:

Личностные результаты:

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные :

- пути решения исследовательских и творческих задач, поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

- устранение и корректирование речевых ошибок (проблемы самопроверки и самооценки.)

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации.

-работа с информацией, представленной в виде модели;

-выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи;

Предметные:

-знания об истории русского языка,

-практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка

соблюдение этих норм в своей речи

-наблюдение и анализ порядка слов в простом и сложном предложении,

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

-составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

  1. Содержание учебного курса

Планирование и структура учебного содержания курса соответствуют содержанию и структуре УМК «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романовой В. Ю. для 3 класса под редакцией Н. Виноградовой.

Учебный план .

Класс

Объем учебного предмета

Раздел / глава программы

Количество учебного времени

3класс

34ч

Из истории языка 

Загадки простого предложения 


Лабиринты грамматики 

О существительных по существу 

12ч

Такие разные признаки предметов 


  1. Поурочно-тематическое планирование

Тема уроков

Тип урока


Элементы содержания образования (основные вопросы)

Из истории языка 2ч

1

Старые и новые слова в языке.

экскурсия в (краеведческий) музей

Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов .Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова. Игра «В музее слов»;

Проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки»,

«Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);

2

Сокровища бабушкиного сундука.

Урок-проект

Загадки простого предложения -9ч

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

Комбинированный


Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.
Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения
с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.

— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения; творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»; проект «Безопасный маршрут»; — творческая работа «Приглашение на праздник»;— конкурс «Самый длинный однородный ряд»; конструирование предложений с однородными членами по моделям;— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

4

Важные мелочи.

Комбинированный

5

Требуется определение.

Комбинированный

6

Важные обстоятельства.

Комбинированный

7

Необходимо дополнить.

Комбинированный

8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

Комбинированный


9

Стройтесь в ряд!

Комбинированный

10

Запятые, по местам!

Комбинированный

Игровое занятие


11

Запятые, по местам!

Лабиринты грамматики-2ч

12

Слово в грамматике.

Комбинированный

Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

13

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.

Комбинированный


О существительных по существу-12ч

14

«Лебедь белая плывёт».

Комбинированный

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.
Значение имён.

игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

15

Может ли род быть общим?

Комбинированный

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

Комбинированный


17

Как быть, если нет окончания?

Комбинированный

18

Один, два, много.

Комбинированный

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

Комбинированный


20

Как «работает» родительный падеж?

Комбинированный


21

«Щедрый» падеж.

Комбинированный

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

Комбинированный


23

Падеж-работяга.

Урок-проект

24

Любимая «работа» предложного падежа.

Комбинированный


25

Кому принадлежат имена собственные?

Урок-проект

Такие разные признаки предметов-9ч

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

Комбинированный

Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
— викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

Комбинированный


28

Всё познаётся в сравнении.

Комбинированный

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Комбинированный


30

Что из чего и для чего?

Комбинированный

31

Что кому принадлежит?

Комбинированный

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

Комбинированный

33

«Крокодиловы слёзы».

Урок-проект

34

Любимые игры со словами.


Комбинированный игровой




5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

5.1- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 ;

5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

Программа «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романова В. Ю.- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. –., М.: Вентана Граф, 2011 г


5.3 Материально-техническое обеспечение:

Специфическое сопровождение.

  • Магнитная доска

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • экран


Словари (библиотечный фонд)


Интернет –ресурсы

медиотека «Начальная школа Кирилла и Мефодия», Режим доступа: http://www.nachalka.info























Приложение

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и № приказа)






















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее