Этнические общности и межнациональные отношения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

Основные признаки этноса и нации, сущность и тенденции в развитии межнационального сотрудничества, характеристика основных принципов национальной политики РФ.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Этнические общности и межнациональные отношения. 

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации».



Тип занятия: комбинированное

Цели:    Ознакомление с основными признаками этноса и нации, с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, раскрытие сущности и тенденций в развитии межнационального сотрудничества, выявление  причин и природы межэтнических конфликтов, путей  их предупреждения и преодоления, характеристика  основных принципов национальной политики РФ, способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при работе с документами, осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, осуществлять проектную деятельность, способствовать формированию четкого отношения к проблемам межнационального общения, к опасности проявления национализма, расизма, антисемитизма в межнациональных отношениях.


ХОД ЗАНЯТИЯ

I  Организационный момент

Приветствие.

 Определение  отсутствующих.

Проверка готовности обучающихся  кзанятию.

 Проверка подготовленности помещения.

Организация внимания.

Объективная оценка результатов деятельности обучающихся на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения.

Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - ученик.


II  Проверка домашнего задания

- устные ответы

- словарная работа (тестирование, взаимопроверка, выставление оценок)

III  Новая тема


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Этническая общность и её виды. Этническое многообразие.

2. Межэтнические отношения. Основные тенденции их развития:

а) межэтническое сотрудничество,

б) межнациональные конфликты.

3. Регулирование межэтнических отношений.

4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.


Целеполагание и мотивация.

Ассимиляция, аккультурация, шовинизм, сегрегация, аппартеид, геноцид, холокост, сепаратизм, Национализм

Эпиграф

Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть».

Насколько прав был философ? 

Мы узнаем о сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики.


Проблемный вопрос  на который вы дадите ответ в конце занятия

«Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

Актуализация.

Вопрос обучающимся:

 

Какие примеры о сложностях в межэтнических отношениях вы можете привести, делая экскурс либо в историю, либо современность?

 

"К сожалению, сейчас во многих регионах мира вновь поднимает голову и неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты. Набирают силу и антисемитизм, мы видим и проявления русофобии.

«Нужно задаться вопросом, почему это происходит и что является этому причиной?» - сказал президент России Путин В.В. на церемонии 100- летней годовщины в память о жертвах геноцида армян.

( Геноцид армян (армянская резня; по-армянски чаще используется выражение — Великое Злодеяние) — геноцид, организованный и осуществлённый в 1915 году (по мнению некоторых источников, продлившийся до 1923 года) на территориях, контролируемых властями Османской империи. Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти.)

Геноцид (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — форма массового насилия[1], который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;

  • причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

  • насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;

  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.



1. Этническая общность и её виды. Этническое многообразие.

Работа с понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, социальная общность. (Облако)

Социальная общность — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей. Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.


Этнос — это группа людей, объединенных общей бытовой культурой и языком.Этнос складывается в результате естественных процессов, его невозможно создать. 

Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Признаки этноса:

1. Общность территории,

2. Единый язык общения,

3. Культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

СХЕМА №1

Четыре исторических типа этноса

Род

Племя

Народность

Нация

Род — это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) — наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена.

Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства. Становление народности — важный этап развития этноса. В то же время, это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса — нация.

«На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне… а ушли с него – русские».(Лев Николаевич Гумилёв)

Пришли на Куликово поле этносы. Ушла нация.

Нация, это не только общая территория для проживания, общий язык, общие культурные и ментальные ценности, но, что важно предельно - общая история.

Нация — это политическое явление, которое возникает в Новое время.

Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV—XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. — после создания Германской империи и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает — именно благодаря своей многочисленности — ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.

Этнос складывается в результате естественных процессов, его невозможно создать Нация — это политическое явление, которое возникает в Новое время. Нации предшествует централизованное государство.

Нация отличается от народа наличием государственности. Не всякий народ способен стать нацией. Нация - это высшая форма развития в линейке род - племя- народность - нация

Этническое многообразие

В мире насчитывается около 5000 этносов, 700 из них нации, в России – более 100 (наций – 30)

Географическая классификация

Языковая (языковые семьи)

Антропологическая классификация (расы)

Народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании

- афразийская

- картвельская (Грузия)

- индоевропейская

- дравидская (Юг Индии)

- уральская

- алтайская 

 

- европеоиды

- монголоиды

- негроиды

- австралоиды

 


2. Межэтнические отношения. Основные тенденции их развития:

а) межэтническое сотрудничество,

б) межнациональные конфликты.

 

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.

 

Схема №2

Уровни межэтнических отношений

Первый уровень

Второй уровень

Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре и т.д.

Межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения – трудовом, семейно-бытовом, образовательном

 

 Эти 2 уровня изучают с ХIХ века этнология и конфликтология.

 

Этнология — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной российской науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов.

 

Конфликтология — дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.



Межнациональные отношения:

1. Находят своё выражение в человеческих чувствах.

2. Зависят от индивидуального поведения и его мотивации: личного опыта, влияния семьи, овладения культурными нормами и т.д.

Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили 2 основные тенденции: 

СХЕМА №3

Основные тенденции развития межэтнических отношений

межнациональная дифференциация

межнациональная интеграция

Процесс разъединения, противостояния, разделения различных наций

1) Самоизоляция в целом

2) Протекционизм в экономике

3) Национализм в различных формах

4) Религиозный фанатизм

1. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?

2. В чем оно может проявляться? 3. Какие тенденции проявились в 20 веке?

4. Какие последствия они имели? Проанализируйте их.

5. Как обстояло дело с процессами интеграции (взаимосвязанности) в Европе?

6. Определите свое отношение к созданию и деятельности Европейского союза. 7. Участвует ли Россия в интеграционном процессе? В чем это выражается? 8. Выскажите свое суждение относительно степени участия РФ в процессах интеграции.

Процесс постепенного объединения этносов:

1. Экономические и политические союзы (ЕС)

2. Межкультурные центры

3. Взаимопроникновение религий и культур

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Причины межнациональной интеграции Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.



Приведите примеры межнациональной дифференциации и межнациональной интеграции.

Формы интеграции и дифференциации (облако)

Межнациональная интеграция

 «Плавильный котёл» (meltingpot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. 
     Благодаря постоянному притоку эмигрантов население США с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек. 
Израэл Зангвилл (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».
  Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка). 
  Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. 
     При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
   Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

Межнациональная дифференциация

     Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
     Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. meltingpot), где предполагается слияние всех культур в одну.
     Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. 
     Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.     

Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
     Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.      Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. 
     Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
     Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
     В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение). 
     Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
 Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.


 Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.
Межнациональный конфликт - крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем.
Способность общества разрешать межнациональные конфликты - показатель гражданской зрелости

(облако) Причины межнациональных конфликтов
 
     1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
     2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 
     3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
     4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.  
     5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
     6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.


3. Регулирование межэтнических отношений.

Вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с
этнической составляющей?

Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций возможно
путем регулирования межэтнических отношений

Регулировать означает упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализации
морального, политического, правового регулирования
межэтнических отношений

Гуманистические принципы политики в области межэтнических отношений:
а) отказ от дискриминации, насилия и принуждения;
б) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
в) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
г) готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

1. Признание и уважение многообразия культур, приверженность
идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами

2. развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ

3. нацеленность государственных органов, СМИ, образования, спорта,
всех форм литературы и искусства на формирование у граждан,
особенно молодежи, культуры межэтнического общения

Способы разрешения
   1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
     2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека; 
     3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
     4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 
     5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Вопросы для беседы:

1. В чем может выражаться этническое превосходство? 2. Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в наше время? 3. Что способствует разжиганию конфликтов между народами? 4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему? существуют ли пути их решения? 5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?

4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.


Фундаментом национальной политики Российской Федерации является Конституция РФ.

Основной принцип современной государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям.

В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный.

Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления по конкретным проблемам (например, о возвращении культовых зданий, открытии классов или национальных школ).

Культурный аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем.

Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные.

(облако) В: Какие две установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?

   Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В: Проанализировав статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68, определите, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 68

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Вопросы: Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?

Какой язык считается государственным языком на территории РФ?

Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?

Указ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"

Для нашей многонациональной страны значима проду­манная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

 

- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Россий­ской Федерации и целостности Российского государства;

- развитие национальных культур и языков народов Рос­сийской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

- обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

- достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

- поддержка соотечественников, проживающих в госу­дарствах — участниках Содружества Независимых Госу­дарств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской респуб­ликах, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России

• Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обще­ственным объединениям.

• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

• Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии Российской Федерации.

• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния.

• Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

• Запрещение деятельности, направленной на подрыв бе­зопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения в сознание людей расистских, нацистских идей. И не зря цивилизованный человек проверяет другого, в том числе и по его отношению к другим нациям. Давайте твердо уверуем, что любой национализм, расизм, антисемитизм – это опасное заблуждение, преступная ложь, за которые мы отвечаем по закону. Постарайтесь усвоить простейшие, но вечные истины:

- природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;

- нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки;

- национальное происхождение не является ни достоинством, ни не достатком, это просто игра случая, судьбы.

III. Итог уроков

В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

- Объясните, почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами общественного развития XX в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное.

- Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?


Домашнее задание

Выучите § 9, выполните задание. Подготовьте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее