«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся, используемые в дополнительном образовании»

Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по - своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качество одаренности.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и учащихся.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат»







«Эффективные технологии поддержки одаренных детей,

способы выявления интересов обучающихся, используемые в дополнительном образовании»










Составитель:

заместитель директора

Захарова Тамара Григорьевна







г.Ханты-Мансийск

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А.Сухомлинский.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками.

Известный специалист Н.С. Лейтес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью.

Другой специалист М.А. Холодная выделяет шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает три категории одарённых детей: дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности; дети, хорошо обучающиеся в школе «академическая одаренность».

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить внимание на систему дополнительного образования. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, и чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение, это и будет способствовать выявлению одаренности ребенка.

Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по - своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качество одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и обучающихся.

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

- деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

- формирование внутренней мотивации;

- предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому учащемуся возможности для развития;

- рефлексия;

- возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных

программ, их обогащение и углубление;

- соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не

сравнивать с другими», которые создают благоприятный морально-

психологический климат;

- проектное обучение;

- технология полного усвоения.

Формы и методика проведения занятий в учреждении дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляют основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов, что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.

На станции юных техников выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам

творческого развития в определенной области;

- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме

наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог);

- мастер-классы, творческие лаборатории, мастерские;

- система творческих конкурсов, фестивалей, выставок;

- детские научно-практические конференции и семинары;

- формирование банка данных «Одарённые дети», через работу сайта

одарённых детей.

Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях станции юных техников имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах обучающихся, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, процедуру итоговой и промежуточной аттестации, конкурсы «Творчески одарённый воспитанник», «Лучший обучающийся по итогам года». Вне станции юных техников - это участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, семинарах и конференциях разного уровня. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Цель технологии личностно- ориентированного обучения максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, - оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

Индивидуализация обучения - принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно - ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) - такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

В технологии коллективной творческой деятельности достижение творческого уровня является приоритетной целью.

В основе технологии лежат организационные принципы:

- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

- сотрудничество детей и взрослых;

- романтизм и творчество.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание - забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения - диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность - субъектная позиция личности.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские, в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку. Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

- Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

- Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно - дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать. Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровая технология применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Можно предложить следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности ребенка:

Наблюдение - преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.

Создание экспериментальных ситуаций - преимуществом эксперимента перед наблюдением является возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого свойства личности.

Однако одна из трудностей применения эксперимента заключается в том, что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время работы с детьми.

Тесты. Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения обучающегося в объединении, мнением родителей и т.д. Также и выбор того или иного теста или батареи тестов для обследования обучающихся зависит от задач тестирования и всего контекста школьной ситуации. Результаты тестирование зависят от ситуации тестирования, мотивации ребенка, умения тестирующего установить контакт.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

- разбудить активность детей;

- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

- подвести эту деятельность к процессу творчества;

- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования учащийся развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно - ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни. Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 93 с.

  2. Гильбух Ю.З. Внимание! Одарённые дети. Москва, 1993. – 80 с.


  1. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников – М.: Академия, 2001. – 320 с.


  1. Лейтес Н.С., Бабаева Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков.- М.: Академия, 1996. – 416 с.

  2. Одарённость детей: выявление, развитие, поддержка. Челябинск: ЧГПУ Факел, 1996. – 119 с.

  3. Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика, 2001. - №4. – С.30-44.

  4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М.: библиотека журнала «директор школы». – 2001. – выпуск №1. – 208 с.


  1. Яковлева Е.Я. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. - № 3. – С. 28-43.

10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее