«Эффективные формы и методы воспитательной работы по духовно – нравственному развитию обучающихся»
Под «духовно – нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовно – нравственная личность - это результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения.
В настоящее время наблюдается утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.
Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему духовно – нравственного воспитания. Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.
Духовно – нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Духовно – нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
нравственных чувств совести, долга, веры, ответственности, гражданственности и патриотизма;
нравственного облика - терпения и милосердия;
нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли.
Процесс воспитания по духовно – нравственному развитию обучающихся осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:
экскурсии;
спектакли;
игры;
выпуск стенгазет;
создание проектов;
просветительская работа и много другое.
При работе с обучающимися огромное значение имеет развитие их культуры общения, гуманному отношению друг к другу, доверию и взаимопониманию. Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда обучающемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы.
При воспитании духовной нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода, особенно на уроках литературы и истории, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.
Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Обучающиеся включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.
Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного) и фольклорного характера.
Методы духовно – нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности.
Методы нравственного воспитания - самовоспитания (М. И. Рожков и Л. В. Байбородова):
убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера);
стимулирование и мотивация (мотивационная сфера);
внушение и самовнушение (эмоциональная сфера);
требование и упражнение (волевая сфера);
коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции);
воспитывающие ситуации и социальные пробы - испытания (предметно - практическая сфера);
метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Рассмотрим некоторые из этих методов:
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.
В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация.
Например, если мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам обучающегося. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам обучающегося.
Разъяснение - метод эмоционально - словесного воздействия на обучающихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу
Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или форму поведения или для выработки правильного отношения обучающихся к определенному поступку, который уже совершен.
Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно.
Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.
Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает обучающимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. При этом, рассказ служить источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей и служит способом использования положительного примера в воспитании.
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - учителя и обучающихся.
Главная функция этической беседы – привлечь обучающихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту обучающихся.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание обучающихся на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать обучающегося от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Соревнование в образовательных учреждениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный ученик, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
Любой метод должен быть гуманным, не унижающим обучающегося, не нарушающим его права.
2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.
4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем обучающимся и в любой ситуации.
5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного обучающегося.
8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости.
9. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст обучающихся.
В реальных условиях методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение,
Духовно - нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни детей: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.