Единый всекубанский классный час
«Имя Кубани», о писателях славной земли Кубанской.
Цели и задачи:
1.Формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей малой родине, её истории и культуре.
2. Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.
Оборудование: компьютер, экран, наглядный материал, записи музыкальных произведений, мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, выставка книг, фотоальбомы, фотовыставка.
Тип урока: урок проект (урок творчества)
Цели и задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся с известными литературными деятелями Кубани, с жизнью и творчеством этих людей.
Развивающие: развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей Кубани, развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей, развивать душевные качества (доброту, взаимовыручку)
Воспитывающие: формирование патриотизма, чувства гордости за великих кубанских поэтов и писателей.
Планируемые результаты.
Метапредметные.
1. Самостоятельно ставить новые познавательные цели и задачи.
2. Использовать информационно-коммуникационных технологий как основы развития коммуникативных и познавательных учебных действий, включая совершенствование навыков решения значимых проблем, способности к сотрудничеству в группе.
Личностные.
1.Способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества сотворчества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения;
2.Развивать умение правильно анализировать и четко формулировать основные мысли; творчески подходить к работе.
Предметные.
Знать известных поэтов и писателей Кубани, их заслуги в страницах истории России и Кубани, преемственности поколений.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.
Познавательные УУД: сравнивать, понять суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий на основе сделанных выводов.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 минута) | Прозвенел уже звонок Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. -посмотрели друг на друга, -улыбнулись, -пожелали хорошей работы. | Настроиться на работу. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД |
2. Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования; - Определите темы исследования. - Формулирование цели исследования.
Выдвижение гипотезы.
- Выбор метода решения проблемной ситуации.
Составление плана исследования (алгоритм выступления)
Физминутка. 2-3 мин
| Выявление места и причины затруднения. - Послушайте легенду. Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами. Отправилась она по краю, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с ними. Прошли годы, не осталось на той земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью. Ты был на Кубани? А ты побывай Отличные люди, Прославленный край! -Как можно назвать людей, стараниями которых наша Кубань развивается, становится великим, благодатным регионом России? -Так о ком же мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока Подберите синоним к слову знаменитый. - Ребята, я предлагаю вам обратиться к толковому словарю. Дайте мне определение значения этих слов. Давайте вспомним об известных поэтах Кубани и познакомимся с новыми именами. Для этого мы разделимся на творческие группы. Каждая группа должна выбрать руководителя, руководители получают материалы для работы. -вскрывайте конверты, - обратите внимание на материалы, определите тему работы вашей группы, -получите план работы.
Желаю удачной работы.
План работы над проектом. Биография. Деятельность. Заслуги и награды. Произведения. Выразительное чтение произведений. Вывод Использовать алгоритм для ответа (выступления).
Немножко поиграем. А поможет нам в этом книга «Подскажи словечко». Владимира Дмитриевича Нестеренко.
| Слушание легенды. Находить выход из проблемной ситуации.
Ответы на вопросы (Знаменитые люди;
О знаменитых людях Кубани).
Известный. Толковый словарь Ожегова. Известный - общепризнанный -такой, которого знают; знакомый всем. Знаменитый Толковый словарь Ожегова. - пользующийся всеобщей известностью
Делятся на группы, получают «секретные конверты» с заданиями. (Приложение 2)
Распределяют роли: руководитель, помощники.
Руководители получают план работы. Использовать новые термины при объяснении. Уметь работать с текстом. Уметь работать в паре, комментировать.
(Приложение3) | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные.
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД
|
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД
Урок – начало долгосрочного (годового) проекта «Поэты и писатели земли Кубанской».
Коммуникативные УУД
| |||
4. «Открытие» нового знания. - Вывод по результатам исследовательской работы. - Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление. | I Получение конвертов с биографией авторов стихотворений и 2-3 произведения для выразительного чтения. Творчество Кубанских поэтов: 1. Группа «К. Обойщиков». Приложение №2 2.Группа «И. Варрава». Приложение №3 3.Группа «В. Бакалдин». Приложение №4 4.Приложение «С. Хохлов».
II. Подготовка. (15 мин).
III. Защита проектов.
| Получение заданий.
Подготовка к выступлению (не более 15 мин) – оговаривается.
Защита проектов. (Каждый в группе отвечает за информацию: 1.Биография. 2.Список стихотворений. 3.Выразительное чтение стихотворения).
|
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
5.Рефлексия (самооценка). Итог урока.
| Кубань - край, в котором живут замечательные люди. -хлеборобы и животноводы, -садоводы и виноградари, -рабочие заводов и фабрик, -врачи и учителя, -учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, краше. Поэты и писатели могут воспевают красоту природы родного края, пишут о замечательных людях проживающих в крае. Давайте запомним эти имена. (Презентация) Посмотрите и перечислите где на территории Краснодарского края жили и творили эти поэты? Какие темы нашли свое отражение в произведениях кубанских поэтов?
|
Презентация с прослушивание песен на стихи Кубанских поэтов.
Перечисляют имена и фамилии поэтов.
Называют места проживания авторов.
Перечисляют на какие темы писали авторы произведений. (Приложение 1 и 2) Закончи фразу: Я узнал………. Я запомнил………. Мне понравилось……….
|
Познавательные УУД
Личностные. |
6. Домашнее задание | Вы еще маленькие жители Кубани, но вы уже сейчас можете внести свою лепту в копилку добрых дел Кубани. Как вы думаете, как мы будем работать над проектом? | Перечисляют, что можно сделать: Работу с информацией продолжаем собирать по группам. | Коммуникативные УУД
Личностные. |
Приложение 1.
Моя Кубань - волшебный край...
Светлана Аль-Хальди
Трава, трава родных полей,
Вдыхаю жадно ароматы,
Поёт так звонко соловей
И лучше нет душе награды…
Вода, вода родимых рек,
Под струи нежные бросаюсь,
Встречаю солнечный рассвет,
Строкой лирической играюсь…
Лучи, лучи, встаёт светило
И согревает летний край,
Какая дивная картина,
Моя Кубань - волшебный край…
Люблю тебя, моя Отчизна,
Дышу тобой, моя земля,
Сквозь душу пропускаю призмой
Все чувства лиры из огня…
Люблю тебя, мой край родимый,
Там дом мой, дружная семья,
Я лирик твой, с душой открытой,
Кубань – ты Родина моя…
Мне снится милая сторонка,
Трава, вода, лучи, закат
И память, словно киноплёнка
Вдруг крутит кадры все назад…
Наш двор из детства, школа, парта
И мамы серые глаза,
Курок судьбы в начале старта
И финиш, робкая слеза…
Я по тебе всегда тоскую,
Моя родимая Кубань,
Любовь свою в строках рисую
Волшебным батиком на ткань…
Я по тебе скучаю сердцем,
Творить пытаюсь доброту,
На небо открываю дверцу
И вижу только красоту…
Моя Кубань – волшебный край,
В строках с любовью обращаюсь,
Эмоций, чувства через край,
В лиричной рифме растворяюсь…
В. Нестеренко.
Родина.
Это край чудесный
Там, где синь небес
Золотое поле
И зеленый лес
Ручеек звенящий
И весенний гром.
Это- запах хлеба.
Это- отчий дом.
Родина - родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
В. Нестеренко.
Веснушки Радуга
В ярких пятнах Нету молний, грома.
Каждый луг, В небе – бирюза.
Каждая опушка. Выходи из дома-
Сколько Кончилась гроза!
Зайчиков вокруг! - Снова солнце ясное
Вся земля Над рекой, леском,
В веснушках. Небо подпоясано
Ярким пояском.
И. Ф. Варавва
Шумит пшеница на Кубани
Шумит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в желтом океане
Зеленый парус тополей.
Стоят хлеба.
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За щедрость, выдержку казачью,
За доблесть, мужество и труд.
На поле жатки величаво
Слагают ровные валки,
Они в венок своей державы
Вплетают чудо - колоски…
* * *
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля!
* * *
Стоит пшеница на Кубани
Среди натруженный полей,
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
Шумят хлеба.
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!
Виктор Подкопаев
Кубанский милый край,
Ты гордость всей России,
дивной красоты
Под синевой небес.
Быть может, где-то есть
Места еще красивее,
Но мне дороже форуме
Родных кубанских мест ...
Вадим Неподоба.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли,
Такой, где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать.
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.
Виктор Подкопаев
«Край наш тополиный».
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский.
…Весна степь голубит
Ласковой прохладой.
Значит, тем, кто любит,
Повстречаться надо.
Лунный свет потоком
Захлестнет влюбленных.
Позовет их тополь
В тень ветвей зеленых.
Только шепчет ветер
Древние былины…
Ой вы, степи-степи,
Край наш тополиный.
Владимир Нестеренко "Родина"
"Родина"
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зеленый лес
Ручеёк звенящий
И весенний гром.
Это - запах хлеба.
Это - отчий дом.
Родина - родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
Мой край.
За околицей станичной –
Между рощей и рекой
Начинается пшеничный
Ярко - розовый прибой.
С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди.
Сколько зерен крутобоких
В каждом колосе – гляди!
Полюбуйся полем этим –
Щедрый будет урожай.
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.
Кронид Обойщиков
«Кубань – земля такая»
Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает -
Полюбишь навсегда.
Варвара Бардадым.
«Не грусти».
Мне кивает головой
Колокольчик голубой.
Наклонилась я к нему,
Не звонит он.
Почему?
Может, скучно одному?
Не грусти!
Печаль пройдет.
Утром солнышко взойдет.
И запляшет над тобой
Мотылек озорной.
И закружат пчелы
Хоровод веселый.
И синичек стая
Крикнет, пролетая:
- С добрым утром!
Привет!
Улыбнешься ты в ответ
И поймешь – грустить нельзя,
Если рядом есть друзья.
Вадим Петровичем Неподоба
Обида.
Что вы там ни говорите,
А на взрослых я в обиде,
Потому что взрослые
Самые несносные.
Откровенно вам признаться?
Лучше с ними не встречаться!
Утром, бодрый и веселый,
Я идти собрался в школу,
В ранце- книжки и тетрадки.
Лифт- на лестничной площадке.
Перед тем как вниз спуститься,
Захотелось прокатиться.
Нажимаю на девятый-
Дверь открылась на седьмом,
Строгий дяденька усатый
Говорит: «Сведу в домком!»
Надо же- весеннее
Испортить настроение!
Из подъезда выбегаю,
У подъезда- вот беда!
Повстречал девчонку Галю,
Всем известно – Ябеда!
К фартуку букет прижала,
Бант как два воздушных шара,
Не глядит – воображала!
Дерг за бант с досады я –
Тут же слезы в два ручья!
И плакать-то не хочется,
Не слезы, а обман.
Подошла уборщица:
«Экий хулиган! ...
От таких в пути морок
Опоздал я на урок.
Не остыв еще от пыла,
Объясняю все, как было:
Придал рассказу грусти я,
Учитель аж поник.
Я думал: от сочувствия,
А он: «Давай дневник!»
Конечно эти взрослые,
Все как один несносные.
Приложение 2
Для физминутки.
Игра. Из книги «Подскажи словечко» Владимира Дмитриевича Нестеренко.
Круглый, сладкий он на вкус,
Как матрос, одет а…
Будет щедрый урожай
Будет вкусный к…
Доброте учиться нам
У кого? У наших м…
Поросенок любит слушать
Имя ласковое – х…
Любит небо и полет
С детства каждый с…
Кто же знает в зайцах толк?
Ну, конечно, серый
Приложение 3
- На карте Кубани отмечаем звёздочкой место рождения и проживания авторов стихотворений.
Владимир Дмитриевич Нестеренко уроженец станицы Брюховецкой. По образованию - учитель. Он работал в школе, служил в армии. Он всегда писал стихи. Его стихи были напечатаны в журнале «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок». Некоторые стихи были напечатаны в однотомнике «Мурзилке – 70 лет». Его сборники
(«Подскажи словечко», «Ладошка», «Загадочный счет», «Веснушки», «Веселая песенка»).
Зиновьев Николай Александрович родился в г. Кореновске в 1960 году. Учился в ПТУ, в станкостроительном техникуме, в Кубанском государственном университете. Работал грузчиком, электросварщиком.
Первая книга стихов «Я иду по земле» вышла в 1987 году. В 1993 году был принят в Союз писателей России. В конце 90-х гг. изданы сборники «Полёт души», и «Седое сердце».
Иван Федорович Варавва родился в 1925 году в Ростовской области, с 1932 года живёт на Кубани. В 1942 году семнадцатилетним юношей ушёл добровольцем на фронт. После войны учился в Киевском государственном университете, Литературном институте в Москве. Многолетний кропотливый труд по сбору и изучению песенного творчества кубанских казаков завершилась выпуском сборника «Песни казаков Кубани» (1966).
Сборники (их более 30!) стихотворений Ивана Федоровича Вараввы – о любви к нашему отчему краю. На стихи Ивана Вараввы кубанские композиторы написали более 200 песен.
Бакалдин Виталий Борисович родился 16 июня в 1927 году в Краснодаре. Там его мальчишкой застала война, оставив неизгладимый след. В 1949 году закончил Краснодарский пединститут, работал в школе учителем литературы. Член Союза писателей СССР – России с 1956. Около 10 лет возглавлял краснодарскую краевую писательскую организацию. Первые стихи опубликовал ещё в студенческие годы. В. Бакалдин был редактором альманаха «Кубань», редактировал газету «Литературная Кубань». Издал около 25 стихотворных сборников. Последние его книги: «Времени приметы», «Венок Пушкину», «Стихи. Поэма». Главные темы книг поэта – родной край, земляки-кубанцы.
Подкопаев Виктор Стефанович (1922 – 1973) родился в Курской области в семье крестьянина. Учился в Армавирском механико-технологическом техникуме и Харьковской военно-топографической школе. Участник Великой Отечественной войны. Работал геодезистом-топографом. Первые стихи опубликовал в начале 50-х годов. Виктор Подкопаев – автор тринадцати поэтических сборников. Главная тема стихов поэта – Кубань, её замечательные люди, её удивительная природа.
Неподоба Вадим Петрович родился в 1941г. в г. Севастополе. Детские и юношеские годы прошли в ст. Абинской и Белореченской. Окончил Краснодарский пединститут и Высшие литературные курсы в Москве. Работал учителем в Выселковском районе. Автор пятнадцати книг поэзии и прозы для детей и взрослых. В его книгах «Про речку Безымянку», «Солнышко проснулось», «Вербное утро», «Ранние заморозки» - стихи о красоте кубанской земли, о лесных обитателях и об озорных, веселых и очень находчивых детях.
Хохлов Сергей Никанорович родился в 1927 году на Смоленщине. В 1936 году Хохловы поселились на Кубани, в станице Васюринской. За годы творческой деятельности издан 21 сборник стихов. В соавторстве с композитором Г. Плотниченко поэт написал известную песню «Кубанские синие ночи». В 1992 году С. Хохлову за книгу стихотворений «Предчувствие» присуждена премия Союза писателей России.
Попов Василий Алексеевич родился в Тамани. Детство его прошло в станицах Зеленчукской. После окончания летной школы в 1930 году служил в Средней Азии, принимал участие в боях с басмачами. К этому же времени относится начало литературного творчества. Участник Великой Отечественной войны с первых её дней. На счету В. Попова – 30 книг, напечатанных в нашей стране и за рубежом. Наиболее известные: «Замок Железного Рыцаря», «Республика десяти звёзд», «Зрелость», «Кубанские сказки».
Обойщиков Кронид Александрович родился в 1920 в Ростовской области. Детские и школьные годы провел на берегу Дона и Кубани. Окончил Краснодарское военное авиационное училище. В годы Великой Отечественной воны участвовал в боевых действиях. Награжден орденами и медалями. Начало творческой биографии относится к военным и послевоенным годам. В 1963 году вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье».
Варвара Петровна Бардадым родилась в 1933 году на Кубани, в станице Рязанской. Окончила Лабинский педагогический техникум, а затем – филологический факультет Кубанского педагогического института. Работала учителем русского языка и литературы, трудилась воспитателем, методистом и заведующей детским садом в Краснодаре. Впервые стихи Варвары Бардадым были опубликованы в белореченской газете «Огни Кавказа». Затем её стихи печатались в журналах «Мурзилка», «Дошкольное воспитание», «Нева», «Дон», «Кубань», «Весёлые картинки». Первый авторский сборник – «Рукавичка» – был опубликован в 1972 году.