«Осенний фестиваль знаний 2024»

Единый всекубанский урок "Имя Кубани"

Урок-проект. О писателях Земли Кубанской. Используется во внеклассной работе для учащихся 3-4 классов. Развивает интерес и уважение к жизни замечательных людей.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Единый всекубанский классный час

«Имя Кубани», о писателях славной земли Кубанской.     

Цели и задачи:


1.Формирования у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей малой родине, её истории и культуре.

2. Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.


Оборудование: компьютер, экран, наглядный материал, записи музыкальных произведений, мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, выставка книг, фотоальбомы, фотовыставка.


Тип урока: урок проект (урок творчества)


Цели и задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с известными литературными деятелями Кубани, с жизнью и творчеством этих людей.

Развивающие: развитие интереса и уважения к жизни замечательных людей Кубани, развитие познавательной активности детей, навыков рассуждения и выражения своих мыслей, развивать душевные качества (доброту, взаимовыручку)

Воспитывающие: формирование патриотизма, чувства гордости за великих кубанских поэтов и писателей.

Планируемые результаты.

Метапредметные.

1. Самостоятельно ставить новые познавательные цели и задачи.

2. Использовать информационно-коммуникационных технологий как основы развития коммуникативных и познавательных учебных действий, включая совершенствование навыков решения значимых проблем, способности к сотрудничеству в группе.

Личностные.

1.Способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества сотворчества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения;

2.Развивать умение правильно анализировать и четко формулировать основные мысли; творчески подходить к работе.

Предметные.

Знать известных поэтов и писателей Кубани, их заслуги в страницах истории России и Кубани, преемственности поколений.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; определять свои обязанности (свой вклад в общую работу), оценивать результаты работы в группе.

Познавательные УУД: сравнивать, понять суть проблемы; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий на основе сделанных выводов.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(1 минута)

Прозвенел уже звонок

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы край родной свой знать.

-посмотрели друг на друга,

-улыбнулись,

-пожелали хорошей работы.

Настроиться на работу.

Познавательные УУД



Коммуникативные УУД

2. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

- Определите темы исследования.

- Формулирование цели исследования.















































Выдвижение гипотезы.


- Выбор метода решения проблемной ситуации.


Составление плана исследования (алгоритм выступления)


Физминутка.

2-3 мин


Выявление места и причины затруднения.

- Послушайте легенду.

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей.  Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.

Отправилась она по краю, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с ними. Прошли годы, не осталось на той земле никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Ты был на Кубани?

А ты побывай

Отличные люди,

Прославленный край!

-Как можно назвать людей, стараниями которых наша Кубань развивается, становится великим, благодатным регионом России?

-Так о ком же мы будем говорить на уроке?

Назовите тему урока

Подберите синоним к слову знаменитый.

- Ребята, я предлагаю вам обратиться к толковому словарю. Дайте мне определение значения этих слов.

Давайте вспомним об известных поэтах Кубани и познакомимся с новыми именами.

Для этого мы разделимся на творческие группы.

Каждая группа должна выбрать руководителя, руководители получают материалы для работы.

-вскрывайте конверты,

- обратите внимание на материалы, определите тему работы вашей группы,

-получите план работы.






Желаю удачной работы.


План работы над проектом.

Биография. Деятельность.

Заслуги и награды.

Произведения.

Выразительное чтение произведений.

Вывод

Использовать алгоритм для ответа (выступления).


Немножко поиграем. А поможет нам в этом книга «Подскажи словечко». Владимира Дмитриевича Нестеренко.


Слушание легенды.

Находить выход из проблемной ситуации.















Ответы на вопросы (Знаменитые люди;



О знаменитых людях Кубани).


Известный.

Толковый словарь Ожегова.

Известный

 - общепризнанный
- такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью - такой, о котором знают, имеют сведения 

-такой, которого знают; знакомый всем.

Знаменитый

Толковый словарь Ожегова.

 - пользующийся всеобщей известностью 
-пользующийся широкой известностью; прославленный.  

Делятся на группы, получают «секретные конверты» с заданиями.

(Приложение 2)









Распределяют роли: руководитель, помощники.


Руководители получают план работы.

Использовать новые термины при объяснении.

Уметь работать с текстом. Уметь работать в паре, комментировать.



(Приложение3)

Регулятивные

УУД



Познавательные УУД



Личностные.









Познавательные УУД:





Регулятивные УУД







Коммуникативные УУД












Познавательные УУД:




Регулятивные

УУД









Урок – начало долгосрочного (годового) проекта «Поэты и писатели земли Кубанской».



Коммуникативные УУД


4. «Открытие» нового знания.

- Вывод по результатам исследовательской работы.

- Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

I Получение конвертов с биографией авторов стихотворений и 2-3 произведения для выразительного чтения.

Творчество Кубанских поэтов:

1. Группа «К. Обойщиков».

Приложение №2

2.Группа «И. Варрава».

Приложение №3

3.Группа «В. Бакалдин».

Приложение №4

4.Приложение «С. Хохлов».


II. Подготовка. (15 мин).


III. Защита проектов.


Получение заданий.


Подготовка к выступлению (не более 15 мин) – оговаривается.


Защита проектов.

(Каждый в группе отвечает за информацию:

1.Биография.

2.Список стихотворений.

3.Выразительное чтение стихотворения).



Регулятивные

УУД



Познавательные УУД



Коммуникативные УУД


5.Рефлексия (самооценка).

Итог урока.


Кубань - край, в котором живут замечательные люди.

-хлеборобы и животноводы,

-садоводы и виноградари,

-рабочие заводов и фабрик,

-врачи и учителя,

-учёные и спортсмены, художники и поэты…

Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, краше. Поэты и писатели могут воспевают красоту природы родного края, пишут о замечательных людях проживающих в крае.

Давайте запомним эти имена.

(Презентация)
С творчеством и жизнью каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились?

Посмотрите и перечислите где на территории Краснодарского края жили и творили эти поэты?

Какие темы нашли свое отражение в произведениях кубанских поэтов?



Презентация с прослушивание песен на стихи Кубанских поэтов.







Перечисляют имена и фамилии поэтов.



Называют места проживания авторов.


Перечисляют на какие темы писали авторы произведений.

(Приложение 1 и 2)

Закончи фразу:

Я узнал……….

Я запомнил……….

Мне понравилось……….




Познавательные УУД




Личностные.

6. Домашнее задание

Вы еще маленькие жители Кубани, но вы уже сейчас можете внести свою лепту в копилку добрых дел Кубани.

Как вы думаете, как мы будем работать над проектом?

Перечисляют, что можно сделать: Работу с информацией продолжаем собирать по группам.

Коммуникативные УУД


Личностные.

Приложение 1.

Моя Кубань - волшебный край...

Светлана Аль-Хальди

Трава, трава  родных  полей,
Вдыхаю  жадно   ароматы,
Поёт  так  звонко  соловей
И  лучше  нет  душе  награды…

Вода, вода  родимых  рек,
Под  струи  нежные  бросаюсь,
Встречаю  солнечный  рассвет,
Строкой  лирической  играюсь…

Лучи, лучи, встаёт  светило
И  согревает  летний  край,
Какая  дивная  картина,
Моя  Кубань -  волшебный  край…

Люблю  тебя,  моя  Отчизна,
Дышу  тобой, моя земля,
Сквозь  душу  пропускаю  призмой
Все  чувства  лиры  из  огня…

Люблю  тебя, мой  край  родимый,
Там  дом  мой, дружная  семья,
Я  лирик  твой, с  душой  открытой,
Кубань – ты  Родина  моя…

Мне  снится  милая  сторонка,
Трава, вода, лучи, закат
И  память, словно  киноплёнка
Вдруг  крутит  кадры  все  назад…

Наш  двор  из  детства, школа, парта
И  мамы  серые  глаза,
Курок  судьбы  в  начале   старта
И  финиш, робкая  слеза…

Я  по  тебе  всегда  тоскую,
Моя  родимая  Кубань,
Любовь  свою  в  строках  рисую
Волшебным  батиком  на  ткань…

Я  по  тебе скучаю  сердцем,
Творить  пытаюсь   доброту,
На  небо  открываю  дверцу
И  вижу только  красоту…

Моя  Кубань – волшебный  край,
В  строках  с  любовью  обращаюсь,
Эмоций, чувства  через  край,
В  лиричной  рифме  растворяюсь…

В. Нестеренко.

Родина.
Это край чудесный
Там, где синь небес
Золотое поле
И зеленый лес
Ручеек звенящий
И весенний гром.
Это- запах хлеба.
Это- отчий дом.
Родина - родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.

В. Нестеренко.

Веснушки Радуга

В ярких пятнах Нету молний, грома.

Каждый луг, В небе – бирюза.

Каждая опушка. Выходи из дома-

Сколько Кончилась гроза!

Зайчиков вокруг! - Снова солнце ясное

Вся земля Над рекой, леском,

В веснушках. Небо подпоясано

Ярким пояском.

И. Ф. Варавва


Шумит пшеница на Кубани

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

Стоят хлеба.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть, мужество и труд.

На поле жатки величаво

Слагают ровные валки,

Они в венок своей державы

Вплетают чудо - колоски…



* * *

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля!





* * *

Стоит пшеница на Кубани

Среди натруженный полей,

И тает в хлебном океане

Зеленый парус тополей.

Шумят хлеба.

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!



Виктор Подкопаев

Кубанский милый край, 
Ты гордость всей России, 
дивной красоты 
Под синевой небес.

Быть может, где-то есть 
Места еще красивее, 
Но мне дороже форуме 
Родных кубанских мест ...



Вадим Неподоба.
У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли,

Такой, где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать.
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.

Виктор Подкопаев

«Край наш тополиный».



Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский.
…Весна степь голубит





Ласковой прохладой.
Значит, тем, кто любит,
Повстречаться надо.
Лунный свет потоком
Захлестнет влюбленных.
Позовет их тополь
В тень ветвей зеленых.
Только шепчет ветер
Древние былины…
Ой вы, степи-степи,
Край наш тополиный.



Владимир Нестеренко "Родина"

"Родина"
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зеленый лес

Ручеёк звенящий
И весенний гром.
Это - запах хлеба.
Это - отчий дом.

Родина - родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.



Мой край.

За околицей станичной –
Между рощей и рекой
Начинается пшеничный
Ярко - розовый прибой.
С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди.
Сколько зерен крутобоких
В каждом колосе – гляди!
Полюбуйся полем этим –
Щедрый будет урожай.
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.

Кронид Обойщиков

«Кубань – земля такая»
Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.

Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая, 
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает -
Полюбишь навсегда.



Варвара Бардадым.

«Не грусти».
Мне кивает головой
Колокольчик голубой.
Наклонилась я к нему,
Не звонит он.
Почему?
Может, скучно одному?
Не грусти!
Печаль пройдет.
Утром солнышко взойдет.
И запляшет над тобой
Мотылек озорной.
И закружат пчелы
Хоровод веселый.
И синичек стая
Крикнет, пролетая:
- С добрым утром!
Привет!
Улыбнешься ты в ответ
И поймешь – грустить нельзя,
Если рядом есть друзья.



Вадим Петровичем Неподоба

Обида.

Что вы там ни говорите,

А на взрослых я в обиде,

Потому что взрослые

Самые несносные.

Откровенно вам признаться?

Лучше с ними не встречаться!

Утром, бодрый и веселый,

Я идти собрался в школу,

В ранце- книжки и тетрадки.

Лифт- на лестничной площадке.

Перед тем как вниз спуститься,

Захотелось прокатиться.

Нажимаю на девятый-

Дверь открылась на седьмом,

Строгий дяденька усатый

Говорит: «Сведу в домком!»

Надо же- весеннее

Испортить настроение!

Из подъезда выбегаю,

У подъезда- вот беда!

Повстречал девчонку Галю,

Всем известно – Ябеда!

К фартуку букет прижала,

Бант как два воздушных шара,

Не глядит – воображала!

Дерг за бант с досады я –

Тут же слезы в два ручья!

И плакать-то не хочется,

Не слезы, а обман.

Подошла уборщица:

«Экий хулиган! ...

От таких в пути морок

Опоздал я на урок.

Не остыв еще от пыла,

Объясняю все, как было:

Придал рассказу грусти я,

Учитель аж поник.

Я думал: от сочувствия,

А он: «Давай дневник!»

Конечно эти взрослые,

Все как один несносные.



















Приложение 2

Для физминутки.

Игра. Из книги «Подскажи словечко» Владимира Дмитриевича Нестеренко.

Круглый, сладкий он на вкус,

Как матрос, одет а

Будет щедрый урожай

Будет вкусный к

Доброте учиться нам

У кого? У наших м

Поросенок любит слушать

Имя ласковое – х

Любит небо и полет

С детства каждый с

Кто же знает в зайцах толк?

Ну, конечно, серый



























Приложение 3

- На карте Кубани отмечаем звёздочкой место рождения и проживания авторов стихотворений.

Владимир Дмитриевич Нестеренко уроженец станицы Брюховецкой. По образованию - учитель. Он работал в школе, служил в армии. Он всегда писал стихи. Его стихи были напечатаны в журнале «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок». Некоторые стихи были напечатаны в однотомнике «Мурзилке – 70 лет». Его сборники

(«Подскажи словечко», «Ладошка», «Загадочный счет», «Веснушки», «Веселая песенка»).

Зиновьев Николай Александрович родился в г. Кореновске в 1960 году. Учился в ПТУ, в станкостроительном техникуме, в Кубанском государственном университете. Работал грузчиком, электросварщиком.

Первая книга стихов «Я иду по земле» вышла в 1987 году. В 1993 году был принят в Союз писателей России. В конце 90-х гг. изданы сборники «Полёт души», и «Седое сердце».



Иван Федорович Варавва родился в 1925 году в Ростовской области, с 1932 года живёт на Кубани. В 1942 году семнадцатилетним юношей ушёл добровольцем на фронт. После войны учился в Киевском государственном университете, Литературном институте в Москве. Многолетний кропотливый труд по сбору и изучению песенного творчества кубанских казаков завершилась выпуском сборника «Песни казаков Кубани» (1966).

Сборники (их более 30!) стихотворений Ивана Федоровича Вараввы – о любви к нашему отчему краю. На стихи Ивана Вараввы кубанские композиторы написали более 200 песен.

Бакалдин Виталий Борисович родился 16 июня в 1927 году в Краснодаре. Там его мальчишкой застала война, оставив неизгладимый след. В 1949 году закончил Краснодарский пединститут, работал в школе учителем литературы. Член Союза писателей СССР – России с 1956. Около 10 лет возглавлял краснодарскую краевую писательскую организацию. Первые стихи опубликовал ещё в студенческие годы. В. Бакалдин был редактором альманаха «Кубань», редактировал газету «Литературная Кубань». Издал около 25 стихотворных сборников. Последние его книги: «Времени приметы», «Венок Пушкину», «Стихи. Поэма». Главные темы книг поэта – родной край, земляки-кубанцы.



Подкопаев Виктор Стефанович (1922 – 1973) родился в Курской области в семье крестьянина. Учился в Армавирском механико-технологическом техникуме и Харьковской военно-топографической школе. Участник Великой Отечественной войны. Работал геодезистом-топографом. Первые стихи опубликовал в начале 50-х годов. Виктор Подкопаев – автор тринадцати поэтических сборников. Главная тема стихов поэта – Кубань, её замечательные люди, её удивительная природа.



Неподоба Вадим Петрович родился в 1941г. в г. Севастополе. Детские и юношеские годы прошли в ст. Абинской и Белореченской. Окончил Краснодарский пединститут и Высшие литературные курсы в Москве. Работал учителем в Выселковском районе. Автор пятнадцати книг поэзии и прозы для детей и взрослых. В его книгах «Про речку Безымянку», «Солнышко проснулось», «Вербное утро», «Ранние заморозки» - стихи о красоте кубанской земли, о лесных обитателях и об озорных, веселых и очень находчивых детях.

Хохлов Сергей Никанорович родился в 1927 году на Смоленщине. В 1936 году Хохловы поселились на Кубани, в станице Васюринской. За годы творческой деятельности издан 21 сборник стихов. В соавторстве с композитором Г. Плотниченко поэт написал известную песню «Кубанские синие ночи». В 1992 году С. Хохлову за книгу стихотворений «Предчувствие» присуждена премия Союза писателей России.

Попов Василий Алексеевич родился в Тамани. Детство его прошло в станицах Зеленчукской. После окончания летной школы в 1930 году служил в Средней Азии, принимал участие в боях с басмачами. К этому же времени относится начало литературного творчества. Участник Великой Отечественной войны с первых её дней. На счету В. Попова – 30 книг, напечатанных в нашей стране и за рубежом. Наиболее известные: «Замок Железного Рыцаря», «Республика десяти звёзд», «Зрелость», «Кубанские сказки».



Обойщиков Кронид Александрович родился в 1920 в Ростовской области. Детские и школьные годы провел на берегу Дона и Кубани. Окончил Краснодарское военное авиационное училище. В годы Великой Отечественной воны участвовал в боевых действиях. Награжден орденами и медалями. Начало творческой биографии относится к военным и послевоенным годам. В 1963 году вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье».

Варвара Петровна Бардадым родилась в 1933 году на Кубани, в станице Рязанской. Окончила Лабинский педагогический техникум, а затем – филологический факультет Кубанского педагогического института. Работала учителем русского языка и литературы, трудилась воспитателем, методистом и заведующей детским садом в Краснодаре. Впервые стихи Варвары Бардадым были опубликованы в белореченской газете «Огни Кавказа». Затем её стихи печатались в журналах «Мурзилка», «Дошкольное воспитание», «Нева», «Дон», «Кубань», «Весёлые картинки». Первый авторский сборник – «Рукавичка» – был опубликован в 1972 году.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее