Конспект урока по литературному чтению
Тема. Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена
и его друзья» «Чебурашка»
Оборудование: учебник Климановой Л.Ф «Литературное чтение» 2 класс, часть 2, презентация, фрагмент из мультфильма.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: интегрированный
Цель: приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению повести-сказки Э.Н. Успенского.
Задачи урока:
1. Предметные: учить понимать особенности юмористического произведения; учить сравнивать героев, характеризовать их; совершенствовать навык выразительного чтения.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД: учить применять общеучебные умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развивать умение моделировать- преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; б) коммуникативные УУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников; формировать потребность в общении с учителем;
в) регулятивные УУД: учить детей контролировать свои действия при работе в классе;
3. Личностные: формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев; развивать творческие способности учащихся.
Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:
∙ Технология развивающего обучения
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности, и я желаю вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо присядем за парты.
II. Речевая разминка.
Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. (На доске.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
III. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)
– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)
– Отгадайте загадку:
Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок…(Винни-Пух).
2. Чтение наизусть.
– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)
– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)
– Давайте споем песенки, с хорошим настроением.
ПЕСЕНКИ
IV. Подготовительная работа.
1. Объявление темы урока.
– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, прослушав песню.
- О ком эта песенка?
– Правильно – о Чебурашке.
– Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.)
- Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)
1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.
2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. С каким словом перекликается?
А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)
2. Знакомство с биографией писателя. (Подготовленный ученик)
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет).
В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером.
Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься.
Он писал стихи и прозу.
Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу.
С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.
3. Выставка книг Э.Н. Успенского.
– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.
“Крокодил Гена и его друзья”.
“Дядя Федор, пес и кот”.
“Тетя дяди Федора”.
“Любимая девочка дяди Федора”.
“Про Веру и Анфису”.
“Разноцветная семейка” и др.
4. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
– А кто помнит, как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (На карточках)
а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного
V. Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Дети читают “цепочкой”.)
VI. Физкульминутка.
– А теперь мы отдохнем немного.
(Под мелодию песни “Теперь я Чебурашка ” дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)
VII. Словарная работа.
– Какие слова не понятны?
– Кто объяснит?
Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)
Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.
Каюта-помещение на корабле.
Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.
Бракованная игрушка – игрушка с браком, (царапина, трещина), изъян в игрушке
Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.
VIII . Первичное восприятие текста.
– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование.События сменяют друг друга.)
IX. Словесный рисунок.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?
– Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами.
X. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.
XI. Обобщение.
– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
- А давайте с вами исполним песню которую пел Чебурашка.