«Осенний фестиваль знаний 2024»

Э. Успенский "Чебурашка"

Итегрированный урок литературного чтения с уроклм музыки

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по литературному чтению

Тема. Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена

и его друзья» «Чебурашка»


Оборудование: учебник Климановой Л.Ф «Литературное чтение» 2 класс, часть 2, презентация, фрагмент из мультфильма.


Тип урока: изучение нового материала.


Форма урока: интегрированный


Цель: приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению повести-сказки Э.Н. Успенского.

Задачи урока:

1. Предметные: учить понимать особенности юмористического произведения; учить сравнивать героев, характеризовать их; совершенствовать навык выразительного чтения.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД: учить применять общеучебные умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развивать умение моделировать- преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; б) коммуникативные УУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников; формировать потребность в общении с учителем;

в) регулятивные УУД: учить детей контролировать свои действия при работе в классе;

3. Личностные: формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев; развивать творческие способности учащихся.

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

∙ Технология развивающего обучения














Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности, и я желаю вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо присядем за парты.

II. Речевая разминка.

Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. (На доске.)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим.



III. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.) 

– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)

– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

– Отгадайте загадку:

Он и весел, и не злобен,

Пухлый, милый чудачок.

Вместе с ним хозяин Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

А на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник – 

Медвежонок…(Винни-Пух).


2. Чтение наизусть.

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)

– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)

– Давайте споем песенки, с хорошим настроением.


ПЕСЕНКИ



IV. Подготовительная работа.

1. Объявление темы урока.

– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, прослушав песню.

- О ком эта песенка?

– Правильно – о Чебурашке. 

– Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский) 

– Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.)

- Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)

1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. С каким словом перекликается?

А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)

2. Знакомство с биографией писателя. (Подготовленный ученик)

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет).

В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером.

Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься.

Он писал стихи и прозу.

Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу.

С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.



3. Выставка книг Э.Н. Успенского.

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

“Крокодил Гена и его друзья”.

“Дядя Федор, пес и кот”.

“Тетя дяди Федора”.

“Любимая девочка дяди Федора”.

“Про Веру и Анфису”.

“Разноцветная семейка” и др.



4. Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

– А кто помнит, как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (На карточках)

а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного


V. Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Дети читают “цепочкой”.)


VI. Физкульминутка.

– А теперь мы отдохнем немного.

(Под мелодию песни “Теперь я Чебурашка ” дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)


VII. Словарная работа.

– Какие слова не понятны?

– Кто объяснит?

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

Бракованная игрушка – игрушка с браком, (царапина, трещина), изъян в игрушке

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.


VIII . Первичное восприятие текста.

– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование.События сменяют друг друга.)


IX. Словесный рисунок.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?
– Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами.


X. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.


XI. Обобщение.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?

- А давайте с вами исполним песню которую пел Чебурашка.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее