«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Дымковская игрушка как народный промысел"

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 кл составлена в соответствии с требованиями ФГОС.УМК "Школа России"

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Тема урока: Дымковская игрушка как народный промысел.

Цели
деятельности
педагога

1.Закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи, работать с шаблонами .

2.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-путешествие

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы,

Ресурсы Интернет

Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке,

Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.

Дымковская игрушка: история промысла, технология создания, фото, nhpko.ru › История народных промыслов

Дымковская игрушка

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий; различные аппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы); образцы изделий – козлик, баран, петух, барыня;

таблицы с элементами узоров дымковской росписи, геометрическими фигурами, цвета

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, видеофайл «История дымковской игрушки»

трафареты дымковских игрушек-модели для раскрашивания , гуашь, кисти, тычок, альбом, стаканчики-непроливайки, салфетки.

Планируемые результаты

Предметные

- базовый уровень

-повышенный уровень

-Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.

-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.


Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству народных мастеров; проявляют интерес к народным промыслам.

Предметные: Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область).

Метапредметные:

 регулятивные – помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,оценивание, коррекцию знаний.

 познавательные – научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»;

 коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи игрушек



Деятельность учителя


Деятельность обучающихся (УУД)


познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Проверяет готовность детей к уроку (задаёт загадки о необходимых учебных принадлежнос-тях)

Девиз урока( на доске)

Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

2.Этап “ Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Чтобы понять, с каким, мы посмотрим небольшой видеосюжет об этом промысле



(Учитель демонстрирует видеофильм «История дымковской игрушки)


Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

  • Учитель.Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок.




самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.


Воспринимают на слух






и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

показывают необходимые учебные принадлежности




Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме









Планирование учебного сотрудничества



контролируют готовность к уроку




Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу
















Волевая

саморегуляция

3. Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.


Цели и задачи:

для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;


-Скажите, пожалуйста, что же предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы учащихся)

Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

  • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни.

Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле.

Квадратики - жилище

Линии – покой, воду.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.



  • Какие цвета брали для росписи игрушек?

  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

    • в ряд;

    • в шахматном порядке;

    • в клетке между линиями.

  • Обратите внимание на точки:

  • Между кольцами;

  • на кольцах;

  • по краю колец.

  • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).


столы.

Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла.

Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).























Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально




Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;



Демонстрируют цветные карточки из наборов;

Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.

коррекционно исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора.

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

4. Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой (руки вперёд - к плечам)

Иду по мягкой травушке ( шаги на месте)

Я летнею порой ( шаги на месте)

И любо мне, и весело, ( повороты туловищем влево - вправо)

Смотрю по сторонам, (повороты головой)

И дымковской игрушке (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая кисти рук)

Радуюсь я там, (ножницы)

Радуюсь я там! (ножницы)

5.Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.»

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек (бумажных макетов) в материале.

  • Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники.


-Послушайте и определите, какие игрушки пришли к вам в гости


(чтение стихов детьми о дымковских игрушках: барашек, петушок, барыня)

Приложение1



Самооценка и самоконтроль


-Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою роспись. Кто затрудняется, может воспользоваться готовым трафаретом игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась


(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.)




  • Учитель. –

  • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

  • Какие?

  • Какие элементы росписи будете использовать?



Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора.

В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику»

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки.


6.Этап «Практическая деятельность учащихся: дифференцированное творческое задание»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;



Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.



Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.



7.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.


Подобрать зрительный материал о гжельской посуде. Желающие могут подготовить на выбор:

1. Презентацию о гжельской посуде.

2. Сообщение об истории Гжели.

3. Выучить стихотворение о Гжели или гжельской посуде


8.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.


Выставка работ

Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся

И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

Вы все молодцы! Каждая игрушка по-своему красива!!!

Спасибо за вашу работу, дорогие мастера!



Анализ «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.

Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном.

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок.




Приложение1


Удлинённая бородка,

Как султанчик, гребешок,

Крылья с яркою подводкой –

Вся игрушка, как цветок!


Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?



Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.



Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран).




Приложение 2



На парту: Особенности технологии изготовления дымковской игрушки

1). Какие цвета любят мастера Дымково?


2). Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?

3). Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?


4). Как в узорах расположены точки: (образцы на доске)


5). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?




































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее