Технологическая карта урока
Тема урока: Дымковская игрушка как народный промысел.
Цели | 1.Закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи, работать с шаблонами . 2.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. 3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. |
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-путешествие |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы, Ресурсы Интернет | Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания, фото, nhpko.ru › История народных промыслов Дымковская игрушка |
Наглядно-демонстрационный материал | Иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий; различные аппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы); образцы изделий – козлик, баран, петух, барыня; таблицы с элементами узоров дымковской росписи, геометрическими фигурами, цвета |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, видеофайл «История дымковской игрушки» трафареты дымковских игрушек-модели для раскрашивания , гуашь, кисти, тычок, альбом, стаканчики-непроливайки, салфетки. |
Планируемые результаты Предметные - базовый уровень -повышенный уровень | -Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах. -Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.
|
Планируемые | Личностные: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству народных мастеров; проявляют интерес к народным промыслам. Предметные: Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область). Метапредметные: регулятивные – помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,оценивание, коррекцию знаний. познавательные – научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»; коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи игрушек |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся (УУД)
| |||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||||||
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Проверяет готовность детей к уроку (задаёт загадки о необходимых учебных принадлежнос-тях) Девиз урока( на доске) Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет! 2.Этап “ Актуализация знаний. Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Чтобы понять, с каким, мы посмотрим небольшой видеосюжет об этом промысле (Учитель демонстрирует видеофильм «История дымковской игрушки)
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. | Воспринимают на слух и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. | показывают необходимые учебные принадлежности Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме |
Планирование учебного сотрудничества | контролируют готовность к уроку Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу |
Волевая саморегуляция |
3. Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
| ||||||
Цели и задачи: для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям; -Скажите, пожалуйста, что же предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы учащихся) Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
Что же этот узор означает? Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека. Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
столы. | Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла. | Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).
| Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально
Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;
Демонстрируют цветные карточки из наборов; | Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец. | коррекционно исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора. | Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок. |
4. Этап «Профилактический». Физминутка. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз. По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам) Дорожкой луговой (руки вперёд - к плечам) Иду по мягкой травушке ( шаги на месте) Я летнею порой ( шаги на месте) И любо мне, и весело, ( повороты туловищем влево - вправо) Смотрю по сторонам, (повороты головой) И дымковской игрушке (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая кисти рук) Радуюсь я там, (ножницы) Радуюсь я там! (ножницы) | ||||||
5.Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.» Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек (бумажных макетов) в материале. | ||||||
-Послушайте и определите, какие игрушки пришли к вам в гости (чтение стихов детьми о дымковских игрушках: барашек, петушок, барыня) Приложение1 Самооценка и самоконтроль -Те учащиеся, кто затрудняется сразу создать свою роспись, могут сначала расписать по образцу. А затем создать свою роспись. Кто затрудняется, может воспользоваться готовым трафаретом игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась (В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.)
| Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. | Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. | В парах кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику» | Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. | Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки. |
6.Этап «Практическая деятельность учащихся: дифференцированное творческое задание» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся | ||||||
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.
| Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. | Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве | Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.
|
7.Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов. Подобрать зрительный материал о гжельской посуде. Желающие могут подготовить на выбор: 1. Презентацию о гжельской посуде. 2. Сообщение об истории Гжели. 3. Выучить стихотворение о Гжели или гжельской посуде | ||||||
8.Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
| ||||||
Выставка работ Цели и задачи: Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! Вы все молодцы! Каждая игрушка по-своему красива!!! Спасибо за вашу работу, дорогие мастера! | Анализ «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. | Взаимодействуют друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. | Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок. |
Приложение1
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
Приложение 2
На парту: Особенности технологии изготовления дымковской игрушки
1). Какие цвета любят мастера Дымково?
2). Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?
3). Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
4). Как в узорах расположены точки: (образцы на доске)
5). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?