Тема урока: «Двор, что город, изба, что терем»
Тип урока: изучение новых знаний
Цель: - Познакомить с деревянным зодчеством России – строительством жилья: избы, терема, др.
- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – терема (избы, др.).
- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.
Планируемые результаты:
личностные:
-стремление обрести чувство гордости за искусное мастерство русского народа;
метапредметные:
-умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
предметные:
- приобретение новых знаний о народном искусстве;
- освоение практических приёмов изображения элементов избы.
Оборудование урока: презентация;
для учителя: гофрокартон, цветная бумага 3 цветов (желтый, оранжевый, коричневый), ножницы, клей-карандаш, раздаточный материал, наглядности (изба).
для учащихся: гофрокартон, цветная бумага 3 цветов (желтый, оранжевый, коричневый), ножницы, клей-карандаш.
Словарная работа: зодчество, зодчий, сруб, двускатная крыша, фасад, фронтон, причелины, наличники, ставни, полотенце, оберег.
Этап урока | Методы, приемы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Метапред-метные результаты | |
1. Орг. момент | Словесный, монолог | Приветствие учителя.
| приветствуют учителя | Умение сконцентрироваться на работу | |
2. Повто-рение ранее изученного | Фронтальный опрос | - С чем познакомились на прошлом уроке? - какие основные цвета использовали в гжельской росписи? (синий, голубой, белый)
| активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания | умение пользоваться полученной информацией | |
3. Знакомство с новым материалом | Эвристический вопрос схема-опора | - Сегодня мы с вами начнем изучать русское искусство. - Посмотрите на экран. Что вы видите? Что объединяет все эти дома? - Предположите тему урока. - Тема нашего урока сегодня: «Двор, что город, изба, что терем». - Что мы выполним сегодня на уроке, как вы думаете? - задачи этого урока: 1. Познакомиться с особенностями строительства русской избы 2.Выполнить в технике аппликации макет избы. | самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель | умение самостоятельно определять круг учебных задач | |
| Эвристический полилог, наглядно-иллюстративный
| - Как вы понимаете выражение «Двор, что город». - Городская усадьба, как и крестьянский двор, должна была состоять из самой избы, бани, погреба, конюшни, сеней, кладовых, огорода и сада. Жилые строения ставили внутри двора за оградой, главный въезд в усадьбу оформляли особо. Поэтому двор выглядел как город. - Посмотрите на экран. Сравните городской дом и сельский. - Чем они отличаются? - В старину мастеров, которые стоили избы, называли зодчими. А искусство строительства изб называется зодчеством. Зодчество – старинное искусство строить дома. Зодчий - мастер-строитель деревянных домов, изб. (Слайд) - Сегодня мы поговорим с вами о русском деревянном зодчестве. Об особом мире, который, к сожалению, в крупных городах не сохранился. Наши городские дома не отличаются излишествами. (Слайд) - "Деревянное кружево!"- восклицаем мы, глядя на резные, волнистые карнизы домов, крылец, на наличники окон, ворота, украшенные многочисленными и равномерно повторяющимися зарубками и надрезами. Первое впечатление: мастера вырезали это сказочное узорочье по своей прихоти, побуждаемые своей фантазией и стремлением к красоте. - Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы. - Что такое изба? (Слайд) - Как вы понимаете выражение «Изба, что терем» - Чем отличается терем от избы? - Из каких материалов строили избы? (из бревна, дерева) -Дерево всегда было любимым и распространённым материалом на Руси. - Строили избы мастера своего дела. В марте-апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались и медленно высыхали. Все стены были прямоугольной формы. После ставили двускатную крышу – чело. Сруб- деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен. - Фасад избы, словно лицо, посмотрите. Мы сравним дом с лицом, и видим, что есть чело (крыша), при челе есть причелины, лобовая доска (отделяет крышу от сруба), имеются очи (окна), их два (как глаза дома), - Ребята, кто из вас знает, каких животного помещали на крыше? (коня или петуха). Избяные украшения не досужий вымысел наших далёких предков. А это знаки – обереги. Оберег – предмет, который оберегал от бед и нечистой силы. (Слайд) - Посмотрите дом и скажите, что составляют эти слова? (конструкцию) - Затем украшали дом. Закрепляли причелины. Вешали наличники и ставни с искусной резьбой. Давайте проследим: есть чело, есть лицо, у лица – окна (очи). Получается у лица – улица. Затем закрепляли полотенце. (Слайд) Причелины – доска на фронтоне деревянной постройки, украшенная резьбой. Полотенце - вертикальная резная доска, прикрывающая стык между причелинами. Наличники - обрамление оконного проема. - Что составляют эти слова? (декор) | наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение, под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции | умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать | |
4. Педаго-гический показ | Демонстрационный объяснение |
| наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | умение следить и усваивать практические приёмы работы | |
5. Поста-новка творческой задачи |
Инструктаж
| - Работать будем в парах. Давайте повторим правила работы в парах. - А сейчас вы начинаете работу над макетом избы. Ваша задача:
- закончите украшать избу, и «строить улицу» на следующем уроке. Звучит русская народная музыка. | принимают задачу общую и личную в групповой работе | умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе | |
6. Практи-ческая работа | Практическая работа
| Итак, приступаем к работе. | самостоятельно или с группой выполняют задание | умение общаться в группе. | |
7. Подве-дение итогов урока | Демонстрационный, обобщающий опрос.
| - Подпишите свои избы с обратной стороны. Развернитесь, посмотрите украшенные крыши изб у своих соседей.
- В каких сказках описываются разные избы? («Ледяная избушка и лубяная», «Сказка о золотой рыбке», «Гуси лебеди», во всех сказках А.С. Пушкина изображены такие дома.) - Давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке», как А.С.Пушкин описывает жилища старика и старухи. (Демонстрация иллюстраций) Какое жилье у них было сначала? (Ветхая землянка) - Как назывался дом, когда старик со старухой стали жить побогаче?(«Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты») - Как стал называться дом, когда старуха стала столбовою дворянкой? (Высокий терем.) - Чем терем отличается от избы? (много строений, размер, высотность, др.) - Как назвал автор царское жилье? (Царские палаты) - Чем царские палаты отличались от терема дворян? - Что нового узнали? Чему научились? Что помогло? - Как работал ты? - Какие чувства вызывают у вас работы твоих одноклассников?
| осматривают выставку, оценивают достижения свои и других. | умение анализирован результаты труда своего и одноклассников | |
9. Домаш-нее задание |
|
|
|
|