Классный час на тему: «Дружба и братство сильнее богатства»
Составила:
Бутакова Алёна Евгеньевна
Цель: воспитание чувства любви к Родине, гордости за неё, за народ, населяющий Россию.
Задачи:
- развивать творческие и коммуникативные способности;
- расширять знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
- вызвать интерес к культуре, национальным традициям и обычаям разных стран;
- воспитывать интернационализм, доброе отношение к людям разных национальностей;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Гимн России, мультимедийный проектор, цветные карандаши, ножницы, клей.
Ход мероприятия
Учитель: В Гимне России есть такие слова: «Славься, Отечество наше свободное – братских народов союз вековой». Нам нужно как зеницу ока беречь братство и дружбу наших народов. Мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Сыны отечества не раз показывали примеры самопожертвования ради своей Родины. Страшной разрушительной силой стала вторая мировая война 1941-1945 годов. С ней связаны многомиллионные человеческие жертвы, голод, разруха. Только благодаря единству братских народов была одержана победа над фашистами.
Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.
Ученик: Наша страна многонациональна. Но на русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Во всех школах нашей страны мальчики и девочки учатся на родном языке: украинцы – на украинском, грузины – на грузинском, армяне – на армянском – но все они изучают русский язык.
Знание русского языка помогает всем людям нашей Родины лучше понимать друг друга, укрепляет дружбу между народами России
Ученик: Стихотворение:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
Я на нем, как на родном,
Разговаривать привык!
Стихотворение:
Великий могучий
Русский язык,
Туркмен его учит,
Узбек и таджик
Русское слово
Звучит на Кавказе,
В штате Айова,
В Африке, в Азии…
По-русски народы
От края до края
«Мир и свобода»
Сейчас повторяют
Дружат сегодня с русской речью
Любые народы, любые наречья.
Учитель: Россия - многонациональная страна. Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?
На территории России проживает более 180 народов и народностей. Большинство составляют русские – 120 млн. чел. (82 %), далее идут татары – 5,5 млн. чел. (3,8 %), украинцы – более 4 млн. чел., чуваши – около 2 млн., башкиры, белорусы, мордва, чеченцы, немцы, удмурты, марийцы, евреи. И только тогда, когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем друг друга, Родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
Ученик: В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)
Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем, но вместе с тем народы России – самое главное наше богатство
Учитель:
-Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине. Скажите, какие пословицы знаете вы? Дети отвечают:
Учитель: Игра «Собери пословицу» Работа в группе (Приложение)
«Человек без Родины – что соловей без песни»,
«Дерево держится корнями, а человек — друзьями»,
«Птица сильна крыльями, а человек дружбой»,
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,
«Нет в мире краше Родины нашей».
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Учитель: Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности. Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать.
Учитель:
Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (Приложение)
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Ученик: Стихотворение С. Маршака
«Всемирный хоровод»
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.
Учитель:
О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!
Учитель:
Так что же такое толерантность? Что нового узнали на классном часе?
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
Учитель: Пусть каждый из нас, пусть наша школа, наш класс, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Учитель: Игра «Хоровод дружбы» Работа в парах (Приложение)
На столах лежат конверты. На конвертах наклеены рисунки людей разных национальностей, проживающих в нашем городе. Ваша задача - достать из конверта черно-белый рисунок и раскрасить его по образцу. Затем подойти к доске и разместить свой рисунок рядом с надписью, чей национальный костюм вы раскрасили. Соединить их так, чтобы получился “Хоровод дружбы”. (Закрепить на доске после выполнения)
( На доске прикреплено: Россия, а вокруг карточки с названием национальностей)
Во время работы звучат песни…
Звучит стихотворение С. Михалкова
Дружба – какое чудесное слово!
Кто не дружил, тот его не поймет.
Верная дружба на подвиг готова
И, если нужно на помощь придет.
Дружба народов не просто слова,
Дружба народов счастливы дети,
Дружба народов навеки жива,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Казахи мы и русские, таджики и татары,
Мы черные и русые, мы смуглые и белые,
Мы школьники – ровесники, мы верные друзья.
Дружно на свете живем,
У нас одна семья.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, из которого мы узнали о многовековой духовной традиции народов нашей многонациональной России, которая называется простым, понятным и таким замечательным словом – ДРУЖБА.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Приложение
Человек | Птица | Для
|
без
| сильна | Родины |
Родины – | крыльями, | своей |
что | а человек | ни сил,
|
соловей | дружбой. | ни жизни
|
без |
| не жалей.
|
песни. |
|
|
Нет | Береги
| Дерево |
в мире | землю
| держится |
краше | родимую,
| корнями, |
Родины | как
| а человек — |
нашей. | мать
| друзьями. |
| любимую. |
|
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один в поле не воин.
Друг познается в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга, так ищи: а нашёл, так береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Без друга в жизни туго.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Один в поле не воин.
Постучит беда в окошко — подружится собака с кошкой.
Дружбу за деньги не купишь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|