Управление образования Администрации Северодвинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Принята на заседании научно-методического совета от «…….» ………………… 2022 г. Протокол № _______ |
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУДО ДЮЦ ……………Агапитова Г.Е «…….» ……………2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Обычный необычный календарь»
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации программы: 2 года
Авторы-составители:
Киселева Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории;
Колпакова Апполинария Ивановна
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Северодвинск
2022
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы
| Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обычный необычный календарь » |
Организация-исполнитель | МАОУДО ДЮЦ |
География программы | г. Северодвинск, ул. Орджоникидзе 19-А каб. 112, 326 |
Ф.И.О., должность автора (составителя), соавторов
| Киселева Ирина Викторовна, Колпакова Апполинария Ивановна, педагоги дополнительного образования высшей квалификационной категории; |
Целевые группы | Обучающиеся 6-11 лет |
Количество обучающихся на занятии | 12 - 15 человек |
Цель программы
| Приобщение детей 6-11 лет к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма. |
Направленность программы | Художественная |
Срок реализации программы | 2 год |
Количество часов по программе | 36 часов
|
Вид программы | Модифицированная |
Уровень реализации программы | Дополнительное образование |
Уровень освоения содержания программы | Стартовый |
Способ освоения содержания образования | Репродуктивный |
Краткое содержание | Программа направлена на приобщение детей 6-11 лет к истокам русской народной культуры и освоение навыков практической деятельности через знакомство с народными обычаями, праздниками, традициями, видами декоративно-прикладного искусства. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Обычный необычный календарь» имеет художественную направленность. Содержание программы направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры и освоение навыков практической деятельности через знакомство с народными обычаями, праздниками, традициями, видами декоративно-прикладного искусства. Уровень программы – стартовый.
Программа создана по поручению образовательного учреждения, составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы в области декоративно-прикладного искусства, трудового обучения и реализуется в соответствии с требованиями нормативных документов об образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ:
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Программа реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска по принципу сетевого партнерства с образовательными организациями, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 1 года . По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.
Актуальность программы определяется тем, что память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.
Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.
Новизна программы «Обычный необычный календарь» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории своей родины, обычаев и традиций Русского Севера с практическими навыками в различных видах декоративно-прикладного творчества. Эмоциональная сфера и историческая память детей получают постепенное развитие через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи и бисероплетении. Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края.
Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой и сельским бытом и предусматривает разделы: «Изобразительная деятельность» и «Технология работы с бисером».
Цель: приобщение детей 6-11 лет к истокам русской северной народной культуры, её наследию посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1. Образовательные:
знакомство обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями;
знакомство с языком символических образов народного декоративного искусства;
знакомство с приёмами тайм-менеджмента (управления временем)
расширение представлений о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства;
обучение умению выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (росписей Северной Двины, каргопольской игрушки, вологодского кружева, резьбы по дереву, холмогорской резьбы по кости и др.);
обучение умению строить композицию, передавать цветовые сочетания, форму, величину, цвет, пропорции предметов;
обучение умению видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
2. Развивающие:
развитие навыков изобразительного творчества, любознательности, воображения;
формирование эстетического вкуса;
формирование умения применять полученные знания в собственном творчестве;
3. Воспитательные:
воспитание интереса к историческому прошлому своей родины;
формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному декоративно-прикладному творчеству.
Отличительной особенностью программы является то, что она является интегрированной. В ней решаются задачи взаимодействия различных типов образовательных учреждений – начального образования и дополнительного образования. Такой подход в реализации программы позволяет сблизить процессы обучения, развития и воспитания детей расширяет возможности общего и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка, что является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.
Обучение по программе позволяет детям обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, способствует сплочению детского коллектива, знакомит с приёмами тайм-менеджмента (управления временем)
. Обучающиеся учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, иллюстрации.
Региональный компонент в программе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (реальные исторические события, объекты, сооружения, изделия и персонажи, предметы быта, по тематике связанные с изобразительным искусством, ремеслами и промыслами Севера).
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6-11 лет
Характеристика детей, участвующих в реализации программы.
Программа предполагает возможность вариативного и разноуровнего изучения в зависимости от психофизических возможностей детей и уровня их подготовки. Набор детей по программе осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. В ходе занятий производится визуальное отслеживание уровня подготовки детей.
Срок реализации программы – 2 года, количество учебных месяцев – 18, количество учебных часов - 40часа.
Основные формы проведения занятий: комбинированные и практические учебные занятия, игры, выставки творческих работ.
На каждом учебном занятии проводится разминка, артикуляционная работа, развитие мелкой моторики, упражнения для глаз, развитие речи, «веселые переменки». С целью развития речи используются частоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры. Эти задания способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, служат для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и коррекционной гимнастики.
Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создается ситуация успеха, что соответствует потребностям развития детей.
В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.
Режим занятий: группа занимается 1 раз в месяц по 2 учебных часа с обязательным 10-минутным перерывом.
Ожидаемые результаты и формы их проверки:
Ожидаемые результаты | Форма проверки |
Знает: основы композиции; правила подготовки рабочего места; приемы работы кистью; правила смешивания красок; технические правила работы с цветными карандашами, маркерами; технологию работы с бисером; приемы плетения; роль красоты и качества материалов, форм, узоров, конструкций в создании разнообразных предметов и вещей; виды орнамента и способы его построения; основные сведения о народных художественных промыслах России; применяемые инструменты и материалы; правила охраны труда. основные приёмы тайм-менеджмента (управления временем) | Индивидуальный, фронтальный опрос. Тестирование в форме игровых заданий |
Умеет: делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные; делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов; цветом передавать пространственные планы; передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета; читать схемы, работать по схемам; бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособления применять приёмы тайм-менеджмента (управления временем) | Наблюдение на занятиях. Приемка и оценка практической работы. |
Применяет: - полученные знания по цветоведению и композиции в своих работах; - умения доводить работу до конца, применяя навыки самоанализа, самоконтроля. | Выставка работ, обсуждение |
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.
В качестве текущего и итогового контроля над эффективностью занятий по программе проводятся следующие мероприятия: конкурсно-игровые программы, выставки, праздники, диагностики, контрольные срезы, тестирования.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебно-тематический план 1ГО
№ | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Сентябрь — вечер года. « Сергий- капустник» Всемирный день почты | 2 | 1 | 1 |
2 | Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень. День бабушек и дедушек День конфет | 2 | 1 | 1 |
3 | Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын,зиме родной батюшка. День Матери День толерантности | 2 | 1 | 1 |
4 | Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет. Новый год | 2 | 1 | 1 |
5 | Месяц январь — зимы государь Международный день снеговика | 2 | 1 | 3 |
6 | Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый? День защитника отечества Масленица | 2 | 1 | 1 |
7 | В марте мороз скрипуч, да не жгуч Международный женский день | 2 | 1 | 3 |
8 | Апрельский скворец — весны гонец. Пасха День космонавтики | 2 | 1 | 1 |
9 | Май леса наряжает, лето в гости ожидает Закрытие программы День Победы День Славянской письменности и культуры | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 18 | 9 | 9 |
|
|
|
|
2.2 Учебно-тематический план 2 ГО
Календарь профессий
№ | Тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Сентябрь — вечер года. День работников леса День программиста | 2 | 1 | 1 |
2 | Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень. День работников сельского хозяйства День архитектора | 2 | 1 | 1 |
3 | Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. День сотрудников ОВД День психолога | 2 | 1 | 1 |
4 | Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет. День спасателя Международный день кино | 2 | 1 | 1 |
5 | Месяц январь — зимы государь День печати День ювелира | 2 | 1 | 1 |
6 | Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый? День авиации День науки | 2 | 1 | 1 |
7 | В марте мороз скрипуч, да не жгуч День метеоролога День театра | 2 | 1 | 1 |
8 | Апрельский скворец — весны гонец. День космонавтики Международный день секретаря | 2 | 1 | 1 |
9 | Май леса наряжает, лето в гости ожидает Закрытие программы Всероссийский день бидлиотек День кондитера | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 18 | 9 | 9 |
2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1ГО
№ | Месяц | Число | Время | Форма занятия | Кол. час | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||
| сентябрь |
|
| Комбинированное | 2 | Введение в программу Знакомство с программой. Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе. | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Входящая беседа, Анкетирование Тематическая игра «Круглый год» | ||||
|
| Комбинированное | 2 | Сентябрь — вечер года. Традиционные ремесла Русского Севера (росписи, узорное ткачество, вышивка). | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «Читающий автобус» | ||||||
« Сергий –капустник» | Всемирный день почты
| |||||||||||
| Октябрь |
|
| Комбинированное | 2 | Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень. | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «Близкие люди» | ||||
День бабушек и дедушек | День конфет | |||||||||||
| Ноябрь |
|
| Комбинированное | 2 | Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. История праздника «День Матери» | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «День матери» | ||||
День Матери | День толерантности | |||||||||||
| Декабрь |
|
| Комбинированное | 2 | Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет. История Новогоднего праздника | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. Новогодний марафон « Открытка к Новому Году» | ||||
Мастер-класс «Целый год лежал на полке, а теперь висит на елке» | ||||||||||||
| Январь |
|
| Комбинированное | 2 | Месяц январь — зимы государь. Знакомство с праздниками января. | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. «Парад снеговиков» | ||||
Мастер-класс «С метёлкой, в шляпе из ведра, директор зимнего двора» | ||||||||||||
| Февраль |
|
| Комбинированное | 2 | Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый? День защитника Отечества- история праздника. Праздники февраля. | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. | ||||
День защитника Отечества | Мастер-класс Масленица «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны». | |||||||||||
| Март |
|
| Комбинированное | 2 | В марте мороз скрипуч, да не жгуч День весеннего равноденствия. | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль Конкурс открыток | ||||
Мастер-класс «Необыкновенный букет» | ||||||||||||
| Апрель |
|
| Комбинированное | 2 | Апрельский скворец — весны гонец. И на Марсе будут яблони цвести»- история праздника. | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. ОП «Космическое путешествие или письма из космоса» | ||||
И на Марсе будут яблони цвести»- история | Мастер-класс «Пасхальная сказка» | |||||||||||
| Май |
|
| Комбинированное | 2 | Май леса наряжает, лето в гости ожидает | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль ОП « Боевой листок» | ||||
Мастер класс «Победный май» | День Славянский письменности и культуры |
2.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2ГО
№ | Месяц | Число | Время | Форма занятия | Кол. час | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||||||
| Сентябрь
|
|
| Комбинированное | 2 | Введение в программу Знакомство с программой. Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе. | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Входящая беседа, Анкетирование Тематическая игра «Круглый год» | |||||||
|
| Комбинированное | 2 | Сентябрь — вечер года. Календарь профессий( День работников леса. День программиста.)
| МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «Читающий автобус» | |||||||||
Мастер-класс «Лесная сказка» | Мастер-класс «Фиксики!!! К вершинам программирования.» | ||||||||||||||
| Октябрь |
|
| Комбинированное | 2 | Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень. Календарь профессий (День работников сельского хозяйства .День архитектора) | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «Близкие люди» | |||||||
Мастер-класс « Маргаритинская Ярмарка» | Мастер-класс «Город моей мечты» | ||||||||||||||
| Ноябрь |
|
| Комбинированное | 2 | Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Календарь профессий (День сотрудников ОВД.День психолога) | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. Акция «День матери» | |||||||
Мастер-класс « Жил в Москве Степан Степаныч | Мастер-класс «Краски эмоций»
| ||||||||||||||
| Декабрь |
|
| Комбинированное | 2 | Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет Календарь профессий(День спасателя Международный день кино) | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль.
| |||||||
Мастер-класс « Спасатель- профессия героическая» | Мастер-класс « Приключение бумажного листа» | ||||||||||||||
| Январь |
|
| Комбинированное | 2 | Месяц январь — зимы государь Календарь профессий (День печати День ювелира) | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль.
| |||||||
Мастер-класс « Приключения тетрадного листа» | Мастер-класс «Бисеринка, Жемчужинка, Алмазинка» | ||||||||||||||
| Февраль |
|
| Комбинированное | 2 | Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый? Календарь профессий • День авиации • День науки | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. | |||||||
Мастер-класс « Бессмертная эскадрилья» | Мастер-класс «Технолужайка»
| ||||||||||||||
| Март |
|
| Комбинированное | 2 | В марте мороз скрипуч, да не жгуч Календарь профессий (День метеоролога. День театра) | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль Конкурс открыток | |||||||
Мастер-класс «Арктика- страна льда и тьмы» | Мастер-класс «Маски и сказки» | ||||||||||||||
| Апрель |
|
| Комбинированное | 2 | Апрельский скворец — весны гонец. Календарь профессий (День космонавтики Международный день секретаря) | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль. ОП «Космическое путешествие или письма из космоса» | |||||||
Мастер-класс « И на Массе будут яблони цвести» | Мастер-класс «Без такого человека в кабинете, как без рук….» | ||||||||||||||
| Май |
|
| Комбинированное | 2 | Май леса наряжает, лето в гости ожидает Календарь профессий(Всероссийский день библиотек. День кондитера) | МАОУДО ДЮЦ, корп. 2, каб. 326,113 | Беседа, наблюдение, самоконтроль ОП « Боевой листок» | |||||||
Мастер-класс « Азбука в стихах» | Мастер-класс « Печенька , вафелька и мятный пряничек..» |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1ГО « Обычный необычный календарь»
Тема. Введение в программу. «Круглый год»
Теория. Знакомство с программой. Формулирование (задач) проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности обучающихся. Понятие «Календарь». Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями для работы с бумагой, бисером; применение и соблюдение правил техники безопасности, изучение пословиц и поговорок о труде и дружбе.
Практика. Тематическая игра «Круглый год» выполнение заданий по станциям.
Методическое обеспечение. карточки со словами, карты «Материалы и инструменты», наглядные пособия – образцы изделий, иллюстрации, «Инструменты для рукоделия» и др., рисунки «Правила техники безопасности».
Тема 1. Сентябрь — вечер года.
Теория: Традиционные ремесла Русского Севера (росписи, узорное ткачество, вышивка), « Сергий- капустник», Всемирный день почты.
Практика: Мастер-класс «Двор - что город, изба - что терем»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей.
Тема 2. Быстро тает октябрьский день —не привяжешь за плетен
Теория: День бабушек и дедушек, День конфет
Знакомство со свойствами и видами бумаги.
Практика: Мастер-класс «Приключение бумажного листа»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 3. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
Теория: История праздника «День Матери».
Практика: Мастер-класс «Мамы как пуговки, на них все держится»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, пуговицы, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 4. Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.
Теория: История Новогоднего праздника
Практика: Мастер-класс «Целый год лежал на полке, а теперь висит на елке»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 5. Месяц январь — зимы государь.
Теория: Знакомство с праздниками января.
Практика: мастер-класс «С метёлкой, в шляпе из ведра, директор зимнего двора»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 6. Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?
Теория: День защитника Отечества- история праздника. Праздники февраля.
Практика: мастер-класс Масленица «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы
Тема 7. В марте мороз скрипуч, да не жгуч
Теория День весеннего равноденствия.
Практика: мастер-класс «Необыкновенный букет»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 8. Апрельский скворец — весны гонец.
Теория: И на Марсе будут яблони цвести»- история праздника.
Практика: мастер-класс «Пасхальная сказка»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 9. Май леса наряжает, лето в гости ожидает
Теория «Победный май»
Практика Мастер класс «Победный май»
Онлайн-игра «Самый дружный хоровод». Закрытие программы проходит в форме онлайн выставки, проходит награждение участников.
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Закрытие программы
Практика.
Методическое обеспечение: фото и видео аппаратура.
2ГО « Обычный необычный календарь»
Тема 1. Сентябрь — вечер года.
Теория: Календарь профессий. (День работников леса. День программиста)
Практика: Мастер-класс «Лесная сказка» Мастер-класс «Фиксики!!! К вершинам программирования.»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей.
Тема 2. Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетен
Теория: Календарь профессий (День работников сельского хозяйства
День архитектора)
Практика: Мастер-класс« Маргаритинская Ярмарка».Мастер-класс
«Город моей мечты»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 3. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.
Теория: Календарь профессий (День сотрудников ОВД,День психолога)
Практика: Мастер-класс « Жил в Москве Степан Степаныч» Мастер-класс «Краски эмоций»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, пуговицы, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 4. Декабрь глаз снегами тешит, да ухо рвет.
Теория: Календарь профессий (День спасателя, Международный день кино)
Практика: Мастер-класс« Спасатель- профессия героическая»
Мастер-класс« Приключение бумажного листа»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 5. Месяц январь — зимы государь.
Теория: Календарь профессий (День печати,День ювелира)
Практика: Мастер-класс« Приключения тетрадного листа» Мастер-класс«Бисеринка, Жемчужинка, Алмазинка»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 6. Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?
Теория: Календарь профессий (День авиации, День науки)
Практика: Мастер-класс« Бессмертная эскадрилья»
Мастер-класс «Технолужайка»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы
Тема 7. В марте мороз скрипуч, да не жгуч
Теория : Календарь профессий( День метеоролога.День театра)
Практика: Мастер-класс «Арктика- страна льда и тьмы»
Мастер-класс «Маски и сказки»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 8. Апрельский скворец — весны гонец.
Теория: Календарь профессий ( День космонавтики. Международный день секретаря)
Практика: Мастер-класс« И на Массе будут яблони цвести»
Мастер-класс «Без такого человека в кабинете, как без рук….»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
Тема 9. Май леса наряжает, лето в гости ожидает
Теория : Календарь профессий (Всероссийский день библиотек. День кондитера)
Практика : Мастер-класс « Азбука в стихах» Мастер-класс« Печенька, вафелька и мятный пряничек..»
Методическое обеспечение: Видеосюжет, иллюстрации, образцы работ, бумага, цветная бумага, калька, картон, ножницы, кисти, краски, бисер, иглы, нить, клей (разный), декоративные элементы.
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешного освоения содержания программы и получения запланированного результата необходимо создать определённые условия для работы и обеспечить деятельность детей нужными материалами и инструментами.
Материально-техническое обеспечение:
Оснащение кабинета:
столы рабочие, стулья;
шкафы (для хранения материалов, инструментов, выполненных работ; для хранения литературы, образцов, наглядных пособий и др.)
доска школьная;
ткани (без рисунка) для драпировок в натюрмортах;
настенная магнитная доска;
натюрмортный столик;
рабочие стенды с информацией и образцами работ;
мультимедийная и оргтехника.
Инструменты и материалы:
ножницы
кусачки
линейки
иглы для бисера
станки для ткачества.
проволока медная для бисера разных цветов и толщины.
леска для бисера.
нитки для ткачества бисером.
формы для оплетения.
застёжки, заготовки для брошек, швензы, замки для браслетов.
гуашевые, акварельные и темперные краски;
восковые карандаши, мелки;
пастель;
гелевые ручки;
кисти из синтетики, белки, колонка и щетины (как круглые, так и плоские);
карандаши графитные от ТМ до 3М.;
карандаши цветные;
черная тушь;
палочки;
цветные мелки;
уголь рисовальный;
циркуль, линейка;
бумага белая разной плотности и форматов;
наборы цветной бумаги для аппликации;
клей;
пластилин;
калька;
природные материалы (шишки, листья, соломка и др.)
наждачная бумага с крупным и мелким зерном;
ветошь или тряпочка для кистей;
палитра (желательно из пластика);
губка (для нанесения или сбора воды);
емкость для воды;
ластики (твердые и мягкие);
пульверизатор (для распыления при работе акварелью;
скотч;
блокноты для набросков;
бумажные салфетки для снятия краски с кисти;
лак для покрытия изделий.
Дидактические и методические материалы:
Подборка видеосюжетов по темам программы;
Иллюстрированная литература;
Схемы: плоских и объёмных игрушек, цветов, украшений и сувениров в разных техниках плетения.
Раздаточный материал: карточки, схемы по темам программы.
Образцы изделий из бисера.
Фотографии, иллюстрации изделий из бисера.
Фотографии детских работ – участников выставок.
Книги и альбомы по народному искусству, композиции, рисунку, живописи.
Репродукции картин по живописи.
Трафареты.
Таблицы с последовательностью работы над рисунком.
Таблицы по основам перспективы.
Таблицы по основам цветоведения.
Кадровое обеспечение: программу реализуют педагоги дополнительного образования.
V.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Нормативно-правовые источники
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 14.11.2014) «Об образовании в Архангельской области».
Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР.
Литература
Для педагогов
Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1995. – 64 с.: ил.
Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольников. – М., 1996.
Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
Игровая деятельность в ДОУ и начальной школе. Начальная школа: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М.: Изд. Красная Звезда, 2010. – 4, 94 с.
Канурская, Т.А. Бисер: Из истории бисера на Руси. Орнаменты и их символика. Бисероплетение. Шнуры. Ткачество. Вышивка бисером. Вязание крючком и на спицах с применением бисера. Кружева "фриволите". Подарки к именинам / Т.А. Канурская, Л.А. Маркман. - М. : Профиздат, 2000. - 238 с. : цв. ил.
Ликсо, Н.Л. Большая энциклопедия бисера [Текст] / [Ликсо Н. Л.]. - Москва: АСТ, cop. 2016. - 239 с.: цв. ил.
Найденова, А.Л. Бисер и бисероплетение [Текст]: руководство для новичков / А. Найденова, Т. Шнуровозова. - Ростов-на-Дону: Владис; Москва: РИПОЛ классик, 2011. - 414, [1] с., [16] л. цв. ил.
Оплетение бисером и шнуром [Текст]/ Е. Г. Виноградова. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2000. - 192 с : ил.
Подарочные яйца из бисера / Галина Кожевникова. - Москва : Мартин, 2007. - 107, [2] с.: цв. ил.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М., 1999. – 230 с.
Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. [Текст] / Э.Тимченко. – Смоленск: Русич, 2007. – 224 с.: цв.ил.
Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет / С.С.Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
Для детей и родителей:
Алехин, А. Д. Когда начинается художник [Текст]: книга для учащихся / А. Д. Алехин. - Москва : Просвещение, 2013. - 158, [2] с., [8] л. ил. : ил.
Базулина, Л. В. Лучшие поделки из бисера [Текст]: украшения, игрушки, подарки / Л. В. Базулина, И. В. Новикова ; [худож. В. Н. Куров]. - Ярославль: Акад. развития, 2010. - 143 с. : цв. ил.
Копцева, Т.А. Готовимся к школе. Сказки про маленького художника. Маленький художник и мир природы [Текст]: тетрадь для детей старшего дошкольного возраста : в пяти частях / Т. А. Копцева. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2019. - 28 см. - (Ступеньки детства). Ч. 3. - 2019. - 63 с. : ил., цв. ил.
Ликсо, Н.Л. Цветы и игрушки из бисера [Текст] / [Ликсо Н. Л.]. - Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2011. - 35 с.
Лукашова, И.А. Бисер для начинающих : [техника бисероплетения украшения, сувениры, подарки] / Лукашова И. А. - Ульяновск : Авеонт, 2006. - 111 с. : ил., цв
Интернет-источники:
Всероссийский педагогический портал «Завуч.инфо» : сайт. - URL: http://www.zavuch.ru (дата обращения 16.04.2020). – Текст электронный.
Информационно-образовательный портал по рукоделию «Ярмарка мастеров» : сайт. - URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-biserom/biseropletenie (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный.
Сайт по рукоделию «Своими руками» : сайт . - URL: https://handsmake.ru/biseropletenie-dlya-nachinayuschih-foto.html (дата обращения 18.04.2020). – Текст электронный.