«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Доклад " Создание ситуации успеха как один из способов повышения мотивации учащихся"

Как мотивировать интерес к уроку у студентов

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”

Василий Александрович Сухомлинский.

     Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в учебном процессе. Но подчас и учителям, приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у учащихся не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

      Учителя знают, что учащегося нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности.

      У учащегося с нарушением интеллекта мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Отношение к учебной деятельности учащегося детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны учителя.

     Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха.

    Что же такое успех?

    Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

    Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы 

- дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения,  

- осознать свои возможности,

- поверить в себя.

     При проведении урока необходимо стремиться создавать для ребят ситуацию успеха, вызывать ощущения продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности, так как ситуация успеха – очень важный фактор стимуляции общения на уроке.  Для этого необходимо правильно подбирать уровни сложности заданий, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности студентов. Следует использовать все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать учащегося:

  • создавать проблемные ситуации,

  • активизировать самостоятельное мышление,

  • организовывать сотрудничество студентов на уроке,

  • выстраивать позитивные отношения с группой,

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехе ребят,

  • использовать занимательное изложение, необычную форму преподавания материала,  вызывающая  удивление  у студентов,

  • использовать групповые и коллективные формы организации учебной деятельности.

  • (секции, спортивные мероприятия)

Способы повышения внутренней мотивации.

1.  Оценка.

Главная цель оценки – стимулировать познание. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает студент при выполнении задания, т.е. учитель сравнивает успехи не с успехами других студентов, а с его прежними результатами.

Поощряя студента за правильно выполненное задание можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты смог это сделать, справился с заданием, несмотря на то, что это было трудно и требовало от тебя дополнительных усилий». Анализируя причины неудачи можно это делать методично, последовательно, учащегося это не будет травмировать, они сами осознают, что вложили недостаточно усилий. 

Предъявляя им задание поддерживать их, вселять в них веру в себя, в свои силы. Например: «Ты сможешь! Ты справишься, у тебя получится!». 

2. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

Поощряя учащегося за правильное выполнение задания можно использовать высказывания типа:  «Молодец! Ты показал ребятам, что ты можешь сделать и такое, на первый взгляд, сложное задание. Всегда так получается, когда вкладываешь силу, старание, то получается хорошо! Я за тебя рад и другие ребята, думаю тоже». Для них важно признание, поэтому об их успехах должны знать окружающие.

3. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

4.  При неудаче обращать внимание не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая понять ему, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием.

Например: «Вообще ты можешь справиться с этим заданием, даже если это не получилось в этот раз, то в следующий раз получится. В этот раз у тебя не получилось потому, что ты приложил недостаточно усилий и теперь ты знаешь, что в следующий раз нужно приложить больше усилий к выполнению заданий подобного вида».

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

1.      Неожиданная радость.

2.      Общая радость.

3.      Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности учащегося превзошли его ожидания.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

-    прием “Лестница”.

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

-    прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых он получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

-    прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

 Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам студентам получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Данный прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам  студента получит понимание. 

Следующий тип ситуации успеха - это общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия

Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

-    прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль учащегося, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

-    прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

-    прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  студента станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

Условия создания ситуации успеха:

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка – это не пытка.

 2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его студент обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ему уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получится..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»,«Мне (нам) было бы приятно, если бы тебе удалось…».

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…».

 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий учащегося в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…». Персональная исключительность, высказанная в адрес учащегося, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в него определённую уверенность и надежду на успешный результат.

 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…». Тон  при произнесении должен быть ровным, спокойным и убедительным.

 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»,«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

8. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий студенту справиться с поставленной перед ним задачей. Например, начиная урок, учитель говорит: «Я очень рад нашей встрече и должен сказать, что сегодня у нас особенный день, поскольку нам предстоит интересная работа …»

Ситуация успеха особенно важна в работе со студентами, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Алгоритм успешной деятельности:

  1. Выбор педагогической цели.

  2. Определение своих сильных и слабых сторон.

  3. Установка на готовность действовать.

  4. Определение пути наилучшего выхода из ситуации.

  5. Контроль за ситуацией.

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию учащегося.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех студентов.

4. Предложенные педагогические способы  и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников


 И в заключение замечу: чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.

Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель перед ним и по отношению к нему”                                                      





















































Доклад

" Создание ситуации успеха как один из способов повышения мотивации учащихся"











Подготовил ФК:

Айтжанов Д.К.













Ноябрь,2017г.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее