Доклад-презентация «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов» в рамках программы «Рухани жаңғыру»
Слайд №1.Одной из актуальных проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт. Как же пробудить желание учится? Как мотивировать познавательную деятельность?
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Актуальность заключается ещё и в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности. Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но ленится». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, но нет интереса к учению. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Что же делать, если ребенок не хочет учиться?
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.Но, своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
В младшем школьном возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться"уже в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
Таким образом, уже постепенно, формируется мотивация.
Слайд №2 Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Поэтому, необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
материал урока должен быть интересен детям;
согласование расписания с особенностями возраста;
согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
возможность успешной работы медленнее реагирующих детей
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.
Какие же условия способствуют повышению мотивацииу учащихся?
Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
Работа в группах и парах.
Применение ИКТ на уроках
Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Позитивная психологическая атмосфера урока.
Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в разнообразной форме.
В обучении должны создаваться возможности для творчества.
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Слайды
Для повышения мотивации к обучению я использую разнообразные формы уроков такие как: урок – экскурсия, урок – путешествие, урок - мини-проект, урок-викторина, урок-игра и т. д.
Слайд №3 Урок - игра. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.
На таких уроках проводится групповая работа, где ребята проводят уже знакомые или совместно придуманные игры, физические минутки, игры связанные с традициями и обычаями народов, живущих в Казахстане.
Слайд №4 Урок - путешествие опираются на фантазию, творчество детей и развивают ее. На уроках – путешествиях по нашей Республике, по родному краю, по родному городу, учащиеся рисовали рисунки природы, любимые места отдыха в родном городе и составляли рассказы о своих путешествиях.
Слайд №5 Уроки – викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся по выбранной теме. Такие уроки
помогают выявить сильных учащихся, лидеров в группах, командах, которые умеют за собой повести, подсказать, помочь. На таких и других уроках при использовании индивидуальной, парной, групповой, проектной, исследовательской деятельности идёт формирование умений и навыков слышать и слушать друг друга, воспитание качеств взаимопонимания, помощи, дружеских отношений, сотрудничества.
Урок «Мозговая атака»
Класс делится на группы «участников» и «экспертов». Участникам предлагается вопросы, или задания творческого характера. За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенного задания. Затем их проверяют и оценивают «эксперты». В подведении итогов принимаются лучшие предложения и группы меняются ролями. Предоставление учащимся на уроке возможность предлагать своё мнение, доказывать, объяснять, обмениваться мыслями, не только развивает их творческое мышление, но и делает обучение интересным.
Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой. Становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности культуры. На таком уроке ребята представляли мини-проекты «Постер», с фотографиями и рисунками нашего города. Затем представляли свои проекты, дополняя рассказами о достопримечательностях города.
Слайд №6 Урок-праздник - Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях народов. На этих уроках также рассматриваем и изучаем с детьми чем богаты и знамениты другие государства, сравниваем с нашей Республикой (природа,орнамент, символы, язык, денежная валюта и т. д.)
Слайд №7 проекты. Групповая работа.
Интегрированный урок
-математики и познание мира
- математики и художественного труда
-обучение грамоте и естествознание
-естествознание, познание мира с изобразительным искусством.
В рамках обновления на уроках используется трёхъязычие (русский, казахский и английский языки), что повышает словарный запас учащихся, развивает речь.
Главное преимущество у интегрированного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов.
Использование метода проектов на уроках направлено на то, что бы развить активное самостоятельное творческое мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Работа по проектной методике требует самостоятельности, поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Невозможно развитие творческого мышления без построения схем, таблиц, использования кроссвордов (иногда их придумывают ученики), обучающих тестов, загадок, пословиц и поговорок и т. д. – всё это развивает учебно-познавательную активность учащихся на уроках, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Слайд №8. Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.
По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее» - Максим Горький.