Выступление на МО учителей начальных классов
Тема: Преемственность как «инструмент» обеспечения непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Подготовила: Жукова Лилия Александровна
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Существуют исследования, где преемственность рассматривается через готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни, через перспективные связи между возрастными линиями развития . Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, школьного учителя, психолога школы.
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества, реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия между воспитателем и учителем, как взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи между КПП, школой и другими учреждениями:
* сотрудничество с методическим кабинетом;
* совместное участие в педагогических советах и семинарах;
* посещение детьми подготовительной группы первого класса;
* сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом;
* сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из КПП в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу. Изучение учебных программ первого класса воспитателем и "Программы обучения и воспитания в КПП" учителем должно основываться на ознакомлении с общей концепцией КПП и школы, их воспитательно-образовательными целями, задачами и конкретным содержанием. Педагоги знакомят друг друга со спецификой планирования воспитательной работы в КПП и тематическими планами уроков в школе. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний. Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в КПП позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Анализируя результаты детских работ, можно оценить эффективность выбранных методов и приемов. Так, воспитатели КПП могут на основе анализа открытых уроков предложить учителям первого класса способы применения в обучении игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между КПП и школой.
В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях и т.д. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к новому ученику и его родным.
В школе на протяжении учебного года происходят события, в которых воспитателям КПП желательно участвовать. Например, торжественное начало учебного года, оценка результатов учебной деятельности за первое полугодие, спортивные праздники. В свою очередь, в КПП также бывают события, на которых должны присутствовать учителя школы. Это родительские собрания, где родителей информируют о специфике совместной работы в период перехода детей в школу, день прощания с КПП, выставки детских работ ит.д. Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности, совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует администрация школы или районные отделы образования.
Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся первых классов. КПП совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники КПП и учащиеся. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес детей к школе и социальным явлениям. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники - проявлять заботу о младших товарищах.
Мероприятия, организуемые КПП, предполагают посещение детьми
уроков в школе, участие в празднике, посвященном началу учебного года, посещение выставок школьных работ, участие в культурных и спортивных мероприятиях. Школа организует показ кукольного театра для детей, утренники, концерты, литературные вечера, изготовление и починку игрушек, уборку территории. Перспективным направлением в совместной работе являются празднование Международного дня защиты детей, субботники, походы, игры, спортивные мероприятия, конкурсы детских рисунков на асфальте.
Один из важных аспектов в реализации преемственности - определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения - во многом зависит от согласованности работы психолого-педагогических служб, эффективного взаимодействия школьного психолога и воспитателя КПП.
Актуальность проблемы взаимосвязи работы школьного психолога и воспитателя КПП обусловлена необходимостью непрерывного образования подрастающего поколения. Школа и КПП- два смежных звена в системе образования, и их задача - обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть возникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Внимание к будущим первоклассникам со стороны работающих с ними педагогов и школьного психолога, которому предстоит оценить школьную зрелость выпускников КПП и наиболее тесно взаимодействовать с проблемными детьми, позволяет предупредить отставание в обучении, отклонения в поведении.
Особый акцент психолог дошкольного учреждения должен делать на работу с педагогами и родителями, так как именно семья оказывает решающее влияние на развитие, формирование особенностей поведения дошкольников. Сбор объективной информации, оказание ребенку и его близким квалифицированной помощи предполагает не только диагностическое обследование посредством зарекомендовавших себя методик, но и также наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, необходимость контакта с родителями, педагогами, медицинскими работниками. У многих современных дошкольников обнаруживаются признаки гиперактивности. Эти дети примерно с трех-четырехлетнего возраста отличаются повышенной возбудимостью, непоседливостью, непослушанием, им трудно сосредоточиться на выполнении дела, которое поначалу увлекало и вызывало интерес. Сочетание невнимательности с импульсивностью в старшем дошкольном возрасте мешает не только занятиям, но и приводит к частым конфликтам со сверстниками и со взрослыми. В результате этого ребенок становится "неудобным" как для своих ровесников, так и для воспитателей. Гиперактивных детей в школе чаще всего ждет неуспеваемость, конфликтное поведение с одноклассниками и учителями, агрессивность как способ защиты от нового социума. Столь негативный прогноз будущего гиперактивного первоклассника ставит перед дошкольным учреждением, школой, родителями и общественностью задачу осмысления данной социальной ситуации, поиска наиболее адекватных и эффективных путей преодоления психофизиологических, возрастных противоречий в развитии ребенка.