МКОУ «СОШ С.ЛЕБЕДЁВКА» ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила: Кирьянова Л.А.,
учитель начальных классов,
без категории,
МКОУ «СОШ с.Лебедёвка»
с.Лебедёвка
Содержание
| Введение | 3 |
| Основная часть |
|
1 | Развитие творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира. |
4-8 |
2 | Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. |
8-10 |
| Заключение | 11-12 |
| Список литературы | 13 |
Введение
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Человечеству нужны люди творчески мыслящие, активные, любознательные, которые могут решать нестандартные задачи, принимать решения и нести ответственность за них. Стандарты второго поколения нацелены на воспитание именно такого человека.
Проблема развития творческих способностей учащихся сегодня как никогда актуальна. К тому же, это является составной частью воспитания. Творчество - создание новых по замыслу культурных ценностей обычно связывают с самостоятельной созидательной деятельностью, в результате которой появляется что-либо новое, оригинальное. В учебно-познавательном процессе творческую деятельность часто соотносят с художественной деятельностью или усвоением теоретического материала, с решением различного рода задач, с элементами самостоятельного поиска и прогнозирования. Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь.
Развитие творческих способностей пробуждает самостоятельность и инициативность учащихся, привычку к свободному самовыражению и уверенность в себе.
Что же значит развивать творческие способности? В это понятие входит развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, воображения. Это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика. И, наконец, организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Считаю, что активно учить творчеству необходимо уже в начальной школе.
Развитие творческих способностей школьников на уроках окружающего мира
В данный момент существует огромное количество УМК, которые предлагают массу возможностей для реализации требований ФГОС НОО второго поколения. Одним из таких является УМК «Школа России». Содержание учебников Окружающий мир А.А.Плешакова имеет возможности для развития творческих способностей. В них используются различные методы и формы обучения. Здесь же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом, особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетическую деятельность школьников. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. После каждой изученной темы, есть интересные задания для домашней работы, имеющие творческое направление. Вот примеры некоторых из них: написать сочинение от имени растений или животных, придумать речь и маску для царей живой природы, изготовить цепь питания и многие другие…
Очень часто в своей работе использую групповую форму работы на уроке. Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов. За определенное время дети находят ответы на них в учебнике и изображают их виде схем, таблиц, кластеров. Затем ребята защищают свою работу, а в конце урока получается своеобразная газета по изученной теме. Дети очень любят такую форму работы, так как, во-первых, представляется возможность каждому из них побыть в роли учителя, во-вторых, урок проходит в непринуждённой форме, где они могут поговорить друг с другом и обсудить проблему, в-третьих, всю информацию они находят сами и представляют ее в творческой форме, а неголословным текстом.
Огромную роль в развитии творческих способностей у детей на уроках окружающего мира, конечно же, играет раздел «Наши проекты». Дети с огромным интересом подыскивают материал по предложенным темам. Это учит их работать с информацией, стимулирует посещать библиотеки и читать дополнительную литературу, тем самым, расширяя их кругозор. Более того, задания подобного рода очень сближают детей с родителями. Многие из них очень охотно помогают детям в поиске информации или подборке иллюстраций. Кто-то подсказывает как более креативно изложить материал, чтобы это не выглядело шаблонно.
Как и любой проект, наши проекты не остаются без защиты своих создателей. Это способствует развитию уверенности в себе, умению без страха принимать участия в публичных выступлениях, что не мало важно в нашей жизни. Все работы ребят хранятся в их портфеле достижений.
В нашем классе двое ребят в прошлом году попробовали свои силы в выступлении на школьной научно-практической конференции. Они получили красочные дипломы. В этом году своё выступление готовят уже пятеро.
Хотелось бы отметить работы, которые мы с ребятами сделали во 2 классе. Проект «Моя родословная» выполнялся в индивидуальной форме. Целями данного проекта были:
- способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам;
- формировать и развивать личность;
- развивать партнерские отношения с семьей.
Проект «Профессии» был проведен в коллективной форме. Ребята выбрали для себя профессию и искали материал о ней. Потом мы объединили все работы в одну. Целью этой работы было познать разнообразный мир профессий.
В этом году мы реализовали ещё два крупных проекта: «Богатства, отданные людям» и «Разнообразие природы родного края».
В первом проекте ребята работали индивидуально. Целями данной работы было дать представление о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим, найти информацию об интересных людях, которые богаты внутренним миром. Ребята были поражены тем, сколько людей в нашей стране занимаются благотворительностью. Многие из них описали подвиги солдат во время Великой отечественной войны.
Второй проект было принято выполнить в виде книги о родном крае. Работали коллективно всем классом. Здесь ребята себя почувствовали в роли редакторов, издателей, фотографов и художников-оформителей. Помогала обрабатывать информацию на компьютере им я сама. Целями данного проекта стали:
- рассказать о природе Новосибирской области: ландшафте и климате, наиболее распространенных растениях, животном мире региона;
- научить одноклассников и друзей любить природу, заботиться об окружающей среде родной области.
Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи, умению самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование).
Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.
На протяжении изучения всего курса учащимся предлагается создавать памятки. Например, при изучении темы «Охрана животных» в 3 классе, нужно составить памятку «Правила друзей природы», а к правилам нарисовать условные знаки.
Кроме этого, учащиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», когда изучают в 3 классе тему «Охрана животных»: в них ребята рассказывают об охраняемых животных.
Одно из условий развития творческих способностей – создание проблемной ситуации на уроке, когда ребёнок встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его.
Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения.
Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.
Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания. Содержание учебников имеет возможности для развития творческих способностей. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос: Докажи, что природа разнообразна. Или – Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? На протяжении всего курса в учебниках для 3 класса встречается рубрика «Для самых любознательных», в которой учащиеся знакомятся с дополнительным интересным материалом по данной теме.
Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания, нацеленных на то, чтобы дети поразмыслили, пофантазировали и применили полученные знания на практике..
Таким образом, проанализировав программу А.А. Плешакова «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, можно сделать вывод, что:
- содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;
- задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).
Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.
В заключение можно порекомендовать учителям для реализации тех или иных требований стандарта использовать в образовательном процессе не только УМК, по которому работает класс (А.А. Плешаков), но и воспользоваться материалами учебников, методических разработок других авторов, в которых рассматриваемые вопросы могут быть представлены более подробно.
Развитие творческих способностей во внеурочное время
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса на современном этапе.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Задачи внеурочной деятельности:
развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций;
развитие инициативы и творчества детей;
воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества;
пропаганда здорового образа жизни.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Хочется подчеркнуть, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе в урочное и внеурочное время.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности - создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей.
Родители учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Они отмечают, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить их детям активной, творческой личностью, расширяет их представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровьесберегающей среды. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить им инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Программа моей внеурочной деятельности «Страна мастеров» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественных способностей. Любая работа, связанная с рукоделием, не только увлекательна и познавательна, она развивает мелкую моторику, эстетические навыки, аккуратность, точность, воображение и фантазию. Работаем мы с детьми с разными материалами: бумага, ткань, пластилин, природный и бросовый материал, и все то, из чего можно что-то сделать. Это способствует развитию творческих способностей детей, созданию оригинальных, выразительных образов и сюжетов. Огромную роль играет и то, что многие сделанные поделки, ребята забирают домой. Там эти изделия обретают свою практическую принадлежность – будь это предмет декора, игрушка или подарок.
Каждый ребёнок на таких занятиях чувствует, что он умеет, может, а главное – хочет творить!
Заключение
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Список литературы
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: центр Академия, 2002.
Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1981г.
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся.- М.: «Академия» 2007 г.
Климанова Л.Ф. О новой модели гуманистической школы.// Начальная школа – 2009.-№4.
Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник для 3 кл. нач. шк. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. –М., 2009.
Шмелева Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении школьников предмету «Окружающий мир».// Начальная школа – 2010.
http://idigin.ehirit38.ru/index.php/pedagogicheskij-sostav/309-bardakhanova-valentina-ivanovna/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-v-usloviyakh-realizatsii-fgos-doklad-na-roditelskom-sobranii/343-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-v-usloviyakh-realizatsii-fgos-doklad-na-roditelskom-sobranii