МОУ Леснополянская НШ им.К.Д.Ушинского ЯМР
Заседание МО на тему
«Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе»
Доклад на тему: Формирование ценностно-смысловых, коммуникативных, трудовых компетенций
у обучающихся.
Подготовила: Голованова Вероника Анатольевна
учитель начальных классов
9 ноября 2017 год
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций, в частности.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.
Рассматривать вопрос формирования компетентностей необходимо начать с определений:
Компетенция – Это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности.
Компетентность - способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования.
Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
Иерархия компетенций:
ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции– частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые компетенции:
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями являются следующие:
Учебно-познавательная компетенция.
Ценностно-смысловая компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Здоровьесберегающая компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Ценностно-смысловая компетенция - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Это:
• восприятие ценности семьи в своей жизни;
• понимание ценности дружбы со сверстниками; авторитет педагога;
• справедливость, честность;
• оптимизм;
• аккуратность
• самокритичность;
• верность данному слову;
• доброта,
При проведении урока я стремлюсь к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются нестандартные занимательные задачи, создание проблемных ситуаций, проведение мини-исследований на основе изучения материала.
НАПРИМЕР,:
Окружающий мир 1 класс. Тема урока: «Моя семья – часть моего народа». Цель: познакомить детей с терминами ближайшего родства; различать степени родства; вспомнить свою родословную.
Заполнять по образцу схему родословного древа семьи.
Коммуникативные: включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе.
Ученик должен:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
НАПРИМЕР: Как я формирую коммуникативные компетенции на своих уроках.
Урок литературное чтение 2 класс. Тема урока «Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень». Цели: познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова; учить определять характер героев произведения, его главную мысль. Данные компетенции проявляются в таких заданиях как:
Инсценирование произведения (распределение ролей, участие в диалоге)
Определение жанра произведения (назвать жанр и доказать свою точку зрения).
Урок окружающего мира 2 класс. Тема урока «Экологический календарь». Цель: формировать экологическое сознание.
Данные компетенции проявляются в таких заданиях как:
создание и защита проекта на тему: «Экологический праздник»
(дети выбирали праздник и разрабатывали свой проект по данной теме в группах, а затем защищали его). Среди учащихся возникала дискуссия по данной теме, и создатели проекта отстаивали свою точку зрения.
Социально-трудовые:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Приведу примеры из своей практической деятельности, направленных на формирование социально-трудовой компетенции:
беседы о бережном отношении к учебным принадлежностям;
регулярный контроль за внешним видом учащихся;
дежурство по классу и школе;
генеральные уборки класса;
участие в субботниках.
Классные часы: «Моя семья»; «Мои домашние обязанности»; «Правила поведения в общественных местах»; «Общество как форма жизнедеятельности людей»; «Профессии моих родителей» (с привлечением родительской общественности); «Моя будущая профессия»; «В мире рабочих профессий».
Сбор макулатуры (через внеурочную деятельность).
Окружающий мир 2 класс. Тема урока: «Сутки и неделя». Цель: сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя», с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи.
Вырежи детали из Приложения и собери схему-аппликацию.
В заключение перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
4. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно..
5. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
6. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
7. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
8. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
всему, что необходимо для реализации жизненных планов.