«Зимний фестиваль знаний 2025»

Доклад"Изучаем русский язык с увлечением"

Обучение русскому языку предоставляет педагогу большие возможности в работе над развитием мышления детей. Правильно, системно организованная работа на занятиях русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и таланта.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Гимназия №11 г.Ельца»














Изучаем русский язык с увлечением

















Подготовила: Сухова Л.А.

















2017 г.

Обучение русскому языку предоставляет педагогу большие возможности в работе над развитием мышления детей. Правильно, системно организованная работа на занятиях русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и таланта. Приучая ребёнка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, педагог закладывает основы успешной мыслительной деятельности детей. Однако важно учесть, что не всякое задание на уроке русского языка способствует развитию мыслительной деятельности. Многие задания по русскому языку, рассчитанные на самостоятельное выполнение, выявляют лишь способность действовать по образцу. Хотя, репродуктивная деятельность является важнейшим компонентом мышления, многие задания не могут быть решены только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления. Это должны быть задания, требующие осуществления мыслительных операций в новых условиях, т.е. в условиях непривычной формулировки задания, примечание нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщения.

На занятиях русского языка по ФГОС есть возможность использовать задания, направленные на создание нового продукта, которые имеют большое значение для развития творческого мышления: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать словосочетание; составить предложение с заданным словом; из данных слов, по картинке, по схеме, с предложенным словосочетанием; сделать предложение распространенным, составить рассказ по картинкам и т.д.
Включение в структуру занятий подобных заданий создаёт возможность вовлечение в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления ребёнка. Задания этого вида в наибольшей степени побуждает учащихся к самостоятельности и в постановке целей, и в составлении плана, и в достижении нового результата.

Развитие мышления влияет на воспитанность человека. У ребёнка развиваются положительные черты характера, потребность к развитию в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убеждённость, любовь и интерес к предмету. Всё это необходимо для дальнейшей жизни ребёнка. Для него русский язык не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. Основная задача обучения русскому языку - развитие ребёнка как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. 

Одной из главных задач является развитие речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Как увлечь ребят изучением языка, сделать занятия русского языка любимыми, интересными?

С первых занятий русского языка дети должны четко осознавать их роль: русский язык учат для того, чтобы научиться выражать свою мысль грамотно, точно, выразительно и убедительно. Эта установка нуждается в постоянном эмоциональном настрое. Каждое занятие – это шаг к формированию культуры речи детей. В любом грамматико-орфографическом упражнении можно найти возможность поработать над отдельным словом, словосочетанием, предложением, но непременно осознавая цель и реакцию ребенка.

В этом году я работала с детьми 7-8 лет. Формирование орфографически грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Поэтому наши занятие были хорошим подспорьем. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создавать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве.

Предлагается, например, прослушать слово сосна и произвести его звуковой анализ:

- Сколько в этом слове слогов?

- Назовите 1 слог, 2 слог.

- Как произнести 1 слог? А как он пишется?

Ребята замечают, что этот слог пишется иначе, чем произносится. Вот здесь, в 1 слоге, и находится «опасное место».

Вместе с ребятами делается вывод, что опознавательными признаками орфограммы «безударная гласная в корне слова» является безударность, т.е. отсутствие ударения; а также, что гласные А, О, И, Е – наиболее опасные.

С этого момента начинается целенаправленная работа по формированию у первоклассников орфографической зоркости. Для этого детям можно предложить выполнить следующие упражнения:

1. Игра «Найди опасное место».

- Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите звук, которому нельзя доверять. А какому звуку нельзя доверять? Как его найти? (надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место».)

2. «Светофор»

- Покажите красный сигнал светофора, как только найдете в слове «опасное место».

3. «Дырявое» письмо – печатание слов с пропуском «опасных мест». При этом снова обращается внимание ребят на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет - ставлю на его место сигнал опасности».

4. Нахождение «опасных мест» в написанном слове. Выполнение этого упражнения является началом обучения самопроверке.

При всей пользе подобных упражнений, работа над орфографической зоркостью первоклассников принесет плоды только при соблюдении 2 условий - при систематичности ее проведения и при постоянном совершенствовании ее проведения, оттачивании у детей умения слушать и слышать звучащее слово.

Важное место на занятиях занимают игры. В результате игры у детей возрастает интерес к учебным действиям, учебные задачи становятся для ребят более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается.

Дети любят, когда они учат сами кого-то, и на занятиях им такая возможность предоставляется. Могут быть корреспондентами. Вопросы задаю уже не я, а ребёнок-корреспондент, дети отвечают на них, высказывая свою точку зрения. Другие дополняют, не повторяя того, что уже сказано. Значит нужно слушать внимательно товарищей.

Игры имеют большую ценность. И вот почему.

Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Дети работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой - всё это положительно влияет на результативность.

Во-вторых, планируя такое занятие, можно тесно связать его с жизнью, а это, в свою очередь, помогает активизировать познавательную деятельность детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире.

И, в-третьих, на таких уроках нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.

Время от времени на занятиях появляется паучок Кузя, и дети говорят слова «Птичка учит пению, а паучок терпению».

Ребёнок, отправляясь на занятие, ждёт что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение педагога. Эти ожидания должны оправдаться.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее