Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»
Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развивающего потенциала учащихся
в объединении «Начального технического моделирования»
Составила:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Захарова Тамара Григорьевна
Ханты-Мансийск,
2018 г
Система дополнительного образования детей социально востребована как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.
В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р определено, что учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство.
Работа кружка «Начальное техническое моделирование» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных техников» ведется по программе, разработанной в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы учреждения.
Программа «Начальное техническое моделирование» для учащихся 1-3 классов направлена на развитие интереса детей к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. В основу программы положено развитие творческих способностей детей через включение игровых технологий на занятиях по техническому творчеству.
Она направлена на расширение политехнического кругозора учащихся; выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирование их жизненной активности. Основными принципами реализации образовательной программы являются: свободный выбор учебной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, деятельностный подход к обучению, педагогическая поддержка развития познавательных интересов и способностей детей.
Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством.
Основная цель кружка: научить ребенка практическим навыкам работы с различными материалами при изготовлении простейших технических моделей и игрушек, формирование умения самостоятельно решать технические задачи в процессе выполнения творческой работы.
В программе кружка уделяется внимание формированию и развитию проектной деятельности учащихся в процессе технического творчества. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы.
Содержание программы работы кружка реализуется на занятиях: теоретических в форме беседы, а также практических занятий. Основным видом занятий являются практические.
Дифференцированный подход я использую на этапе практических занятий т.к. в объединении занимаются разновозрастные дети. Изучив теоретический материал, учащимся
1 класса подбираю работы не сложные, а детям 2-3 классов, посложнее.
На этапе закрепления знаний и умений и их проверки я использую такую форму дифференциации обучения, как 2-3 варианта заданий для разных групп учащихся. Это могут быть и карточки с заданиями различной степени трудности, которые я предлагаю учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний. Для первоклашек – это облегченные карточки-задания алгоритмического вида, для сильных – задания на перенос знаний и умений в измененную ими новую ситуацию.
Отличительной особенностью данной программы является введение раздела «Развивающие игры» с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которые приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.
Индивидуализации процесса обучения, конечно, в первую очередь, касается работа с одарёнными детьми, способными, потенциально способными и особо мотивированными.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений моей работы.
Поэтому я уделяю этому процессу особое внимание. Здесь занятие нужно продумывать до мелочей и построить его так, чтобы на занятии было интересно, постоянно присутствовала творческая атмосфера, ситуация успеха, стараюсь побуждать желание детей вносить в свою работу элементы творчества, фантазию. Таким образом, у детей развивается пространственное воображение, мыслительная деятельность, творческая инициатива, конструкторская смекалка. Создаются условия для развития творческих способностей учащихся.
Также и в систему традиционного контроля я внесла технологию самооценки знаний учащихся. Это мне помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. Считаю, что в этом состоит зерно сознательного отношения к педагогу, интерес к занятию. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
У меня на занятиях очень часто по отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка. Например, после того, как дети выполнили самостоятельное задание, оценивают качество работы друг друга. Убеждена, что такая «оперативная помощь» в процессе усвоения и закрепления материала формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья.
Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на занятии ситуации выбора. На занятии провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания, задачи на логическое мышление и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить группу на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.
Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе самостоятельного выполнения задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.
Вывод.
Технология дифференциации и индивидуализации процесса обучения позволяет интегрировать формы работы на занятии (индивидуальную и групповую). Групповая форма развивает у детей готовность к взаимодействию, взаимопомощи, умение общаться, то есть формирует их коммуникативные навыки.
Диагностика качества знаний учащихся убедила меня в правильности выбранного пути. Применение данной технологии на занятиях способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к занятиям и развивает познавательный интерес.
Применение данной технологии помогает мне в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций и, как следствие, в достижении результатов в образовании учащихся.
Дифференциация и индивидуализация обучения - отслеживание динамики индивидуального развития. Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет мне грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в объединении «Начального технического моделирования» свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.
Используемая литература:
Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992.
Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке [Текст] / И. Д. Бутузов. - Новгород, - 1972.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Захарова Т.Г., педагог ДО., Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» для учащихся 7-10 лет первого и второго года обучения.
Когут С.Н. , педагог ДО МБУДО СЮТ, г. Киселёвск. Рабочая тетрадь «Юный техник» для обучающихся 1 и 2 года обучения по образовательной программе начального технического моделирования «Хочу всё уметь».