Дидактический материал к уроку по теме «Лексика»
Карточка № 1
Проведем эксперимент. Сколько приблизительно слов вы знаете? Для этого возьмите любой толковый словарь, откройте в нем страницу с буквой п, л или м. Посчитайте, сколько слов, помещенных на этой странице, вы знаете и свободно употребляете. Потом пусть каждый умножит полученное количество слов на число страниц в словаре. Сравните полученные результаты.
Карточка№2
Объясните лексическое значение перечисленных слов известными способами.
Образец: приморский – находящийся у моря.
Храбрый, пригородный, писатель, темнота (в комнате), водитель (трамвая), улей, веселый (человек), сталевар, друг, ученик (первого класса), книгопечатание, приостановить, восстановить, книжечка, книжица.
Карточка №3
Какое лексическое значение имеет выделенное многозначное слово?
Ответы: 1 – «двигаться, переступая ногами»; 2 – «протекать, двигать, клониться к какому-нибудь исходу»; 3 – «двигаться, перемещаться».
Накинув тихо покрывало
На деву спящую, Руслан
Идет и на коня садится.
2.День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу…
3.Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
4. Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идет и срок уж близенько
Я одолжил у него пять рублей и Я одолжил ему пять рублей.
Сколько значений имеет слово одолжить?
Карточка №5
Исправьте и классифицируйте ошибки в предложениях
Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге (гоночный – пароним)
В зимние каникулы были организованы лыжные прогулки и вылазки (плеоназм)
Хорошо показано выражение детских лиц мальчиков (плеоназм)