Дидактические материалы по разделу «Алгоритмы и исполнители» (информатика)
для детей с особыми образовательными потребностями
Составитель: Ветошкина Н.В. учитель первой категории МБОУ «Кезская СОШ №1» П. Кез, Удмуртская Республика
2018 г.
Диктант:
В рамках урока информатики диктанты используют для того, чтобы:
проверить знания школьников;
актуализировать знания;
сформировать навыки самостоятельной работы;
повторить и закрепить знания;
сформировать навыки самообразования и самоконтроля;
получить обратную связь относительно обученности школьников по определенной теме для своевременной коррекции.
Тема: «Алгоритмы. Исполнители.»
Диктант состоит из 8 утверждений, на которые следует ответить «да» или «нет», соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.
Исправления исключаются.
Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости. (1)
Исполнитель – это человек, способный выполнять определённый набор команд. (0)
Область, обстановку, условия, в которых действует исполнитель называют средой данного исполнителя. (1)
Предписание исполнителю о выполнении отдельного законченного действия называют командой. (1)
Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем, образуют систему команд данного исполнителя. (1)
Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет по разному. (0)
Способность исполнителя действовать формально обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека. (1)
Не каждый алгоритм должен обладать свойствами: дискретность, понятность, определённость, результативность и массовость. (0)
Упражнения с пропущенными словами
Учащимся с нарушениями речи рекомендуется при отработке определений знаний и умений давать для выполнения упражнения с пропущенными словами/предложениями.
Тема «Способы записи алгоритмов»
Вместо пропусков запишите термин.
……….. – самая простая запись алгоритма в виде набора высказываний на обычном разговорном языке.
Алгоритм в …………. форме может оказаться очень объёмным и трудным для восприятия.
………………… - это запись на естественном языке, но с соблюдением некоторых дополнительных правил (запись с новой строки; шаги нумеруются; выполнение шагов как правило по порядку).
Использование ……………….. записи требует от человека большого внимания.
………………. – представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма.
В …………………… , предписания изображаются с помощью различных фигур, последовательность выполнения шагов указывается с помощью линий.
Недостаток ………………… невозможность поместить на стандартный лист, преимущество - наглядность.
……………….. – формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов.
Работа с карточками
Представлено 8 - 11 карточек, на каждой написано действие алгоритма, необходимо составить алгоритм, располагая карточки по порядку сверху вниз (как показано в левом столбике). Проверить, правильность сложенного алгоритма, можно перевернув карточки другой стороной (как показано в правом столбике). Если алгоритм составлен верно, то получится целостная картинка.
Представлено 12 карточек, на каждой написано действие алгоритма, необходимо составить алгоритм, располагая карточки по порядку сверху вниз (как показано в левом столбике). Проверить, правильность сложенного алгоритма, можно сравнив с эталоном, который учитель может вывести на слайде, либо написать на доске и др.
Исполни алгоритм
Задание 1.
Нарисуй т.А.
От точки А не рисуй вправо 1 клетку, вверх 1 клетку, нарисуй т.В.
Соедини точки А и В.
Рисуй от т.В вниз 2 клетки, поставь т.С.
Ломаная АВС представляет собой цифру…..
Задание 2.
Нарисуй т.А.
От т.А рисуй вверх 2 клетки, нарисуй т.В.
От т.В не рисуй вниз 1 клетку, Нарисуй т.С.
От т.С рисуй влево 1 клетку, нарисуй т.Д.
От т.Д рисуй вверх 1 клетку, нарисуй т.Е.
АВСДЕ представляет собой цифру …….
Задание 3.
Рисуй от точки непрерывными линиями.
Нарисуй точку синего цвета.
Рисуй синим вправо 1 см.
Рисуй синим вниз на 1 см.
Рисуй красным влево на 2 см.
Рисуй красным вверх на 2 см.
Рисуй зелёным вправо на 3 см.
Рисуй зелёным вниз на 3 см.
Рисуй жёлтым влево на 4 см.
Рисуй жёлтым вверх на 4 см.
Рисуй чёрным вправо на 5 см.
Рисуй чёрным вниз на 5 см.
Рисуй синим влево на 6 см.
Рисуй синим вверх на 6 см.
Рисуй красным вправо на 6 см.
Что получилось?
Задание 4.
Восстанови формулу для вычисления значения В.
Умножить 11 на х, результат обозначить А1.
Вычесть 4 из А1, результат обозначить А2.
Умножить А2 на А2, результат обозначить А3.
Умножить х на х, результат обозначить А4.
Умножить 3 на А4, результат обозначить А5.
Сложить 5 с А5, результат обозначить А6.
Разделить А3 на А6, считать резултат значением В.
Задание 5.
Восстанови формулу для вычисления значения В
Умножить х на х, результат обозначить А1.
Умножить А1 на 3, результат обозначить А2.
Сложить х с 1, результат обозначить А3.
Разделить А2 на А3, результат обозначит А4.
Умножить х на 5, результат обозначить А5.
Из А4 вычесть 5, считать результат значением В.
Составь алгоритм
Составь алгоритм в виде блок-схемы.
Маше захотелось чаю. Она вскипятила в чайнике воду, положила в чашку пакетик заварки, налила туда кипятка, добавила две чайные ложки сахара, размешала их ложкой и с удовольствием выпила свой чай.
Приготовление каши из топора по мотивам русской народной сказки.
Придумай пример алгоритма, из шести действий, выполняющихся последовательно друг за другом.