«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Диагностики по изучению личности младшего школьника

н89зщшгнекычсмрошгнеквычсмитолгнеквчсавссмитьорпавсмитьлгнеквсмитьбюдшгнекувысмитьбюждшгнекавсмитьбдщшгнеам

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Диагностики по изучению личности детей младшего школьного возраста

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классах

ГРУППА Ш-32

Когтева Мария Владимировна





Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна



Ейск,2020г

Содержание

Введение……………………………………………3

Методика «Неоконченные предложения» ……4

Методика «Радости и огорчения»

(методика незаконченных предложений) ………7

Методика «Кем быть?» ……………………………9

Методика «Мой герой» …………………………10

Изучение темперамента школьника методом наблюдения………………………………………12

Заключение………………………………………17

Список литературы………………………………18















Введение

Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Это настоящее искусство — найти в ребенке то, что скрыто от других. Наличие этого особого качества у педагога во многом зависит от его знаний и опыта.



Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят.



Методика «Неоконченные предложения»

Цель: диагностика мотивации учения.

Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.

Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально.

Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложе­ния, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...

2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...

3. Больше всего я люблю, когда учитель...

4. Больше всего я не люблю, когда учитель...

5. Больше всего мне школа нравится зато, что...

6. Я не люблю школу зато, что...

7. Я не хотел бы, чтобы в школе...

8. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

9. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...

10. Я всегда могу проверить, правильно ли я...



Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предло­жения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родите­ли, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащего­ся к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци­альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предло­жения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мо­тивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сум­ма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотива­ции учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод поданному показателю.

































Методика «Радости и огорчения»

(методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я раду­юсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной сто­роне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании ра­боты лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с соб­ственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полу­ченные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, домини­рующих мотивах поведения и действий.































Методика «Кем быть?»

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора.

Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хо­тели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»; в) написать рассказ на тему: «Моя мама (папа) на работе».

Обработка полученных материалов может включать классификацию профес­сий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письмен­ных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

















Методика «Мой герой»

Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.

Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.

1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):

- на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

- есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

- на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели быть похожими: на папу, ма­му, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.

3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как...».

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;

  • б) действует со страстью;

  • в) действует спокойно, без лишних слов;

  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;

  • в) выслушивает и реагирует спокойно;

  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;

  • в) медленно, спокойно, но уверенно;

  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 

  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;

  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;

  • б) возмущается;

  • в) остается, не говорит ни слова;

  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;

  • б) холерический;

  • в) флегматический;

  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.



Заключение:

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.



Список литературы:

  1. https://urok.1sept.ru/статьи/528110/

  2. https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-izuchenija-lichnosti-mladshego-shkolnika.html

  3. https://infourok.ru/diagnostika-lichnosti-mladshego-shkolnika-739186.html





12


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее