Роговая Татьяна Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ «Масловопристанская СОШ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Первостепенной задачей разработки и внедрения ФГОС НОО и ФГОС ОО является организация совместного обучения детей с ограниченными возможностям здоровья (далее дети с ОВЗ) с их нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой школы. Для всего педагогического сообщества очевидным является факт, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального взаимодействия со своими нормально развиваются, сверстниками. В связи с этим, принцип интеграции определяется как закономерный этап развития системы общего образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ОВЗ.
Интеграция (от лат. - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Несмотря на то, что явление интеграции лиц с ОВЗ стало привычным во всем мире, в России этот процесс только на начальной стадии, на уровне законодательных актов, точнее их проектов. Это объясняется наличием ряда противоречий:
- между осознанием значительной частью передового педагогического сообщества актуальности проблемы социальной адаптации лиц с ОВЗ в социум и неготовностью социума к принятию этой категории лиц;
- между растущим числом лиц с ОВЗ и малой информированностью общества об их образовательных и витальных потребностях, а также отсутствием адекватной среды для их успешной социализации;
- между потребностями лиц с ОВЗ в образовательных услугах и неготовностью образовательной среды массовой школы и педагогов, осуществляющих образовательный процесс, к оказанию такого рода услуг.
Решение обозначенных противоречий требует активизации усилий значительного числа специалистов. Долгое время лица с ОВЗ получали образование в специальных коррекционно-образовательных учреждениях. Введение ФГОС НОО ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в массовую школу.
По мнению директора российского института коррекционной педагогики, Н.Н. Малофеева: «Каждый ребёнок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать своё право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь. [2, с. 476].
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - живая самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, вступающая в отношения с другими системами, нуждается для достижения состояния интеграции с ними в особых условиях удовлетворения своих образовательных и психологических потребностей. [1, c. 471].
В настоящее время, в условиях всеобщей стандартизации образования, ведется разработка специального ФГОС для лиц с ОВЗ. Обоснована необходимость разработки специальных ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ и обоснована необходимость создания дифференцированного стандарта школьного образования каждой категории детей с ОВЗ.
Массовая школа с сентября 2011 г. начала осваивать ФГОС НОО. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественною НОО всеми обучающимися, в том числе, и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В документе отмечается, что для развития потенциала детей с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья» [3, с. 41-43].
Таким образом, интеграция детей с ОВЗ в социум - проблема весьма злободневная и актуальная. Для этого необходимо вести пропедевтическую работу с детьми равного возраста, их родителями и педагогами, формируя у них толерантное отношение к детям с ОВЗ. понимание их трудностей и проблем, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. Именно изменение социального сознание в значительной степени поможет облегчить решение этой проблемы.
Список использованной литературы
Будникова, Е. С.// Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения ЧГПУ. - 2011. – Т. 2. – С. 469 – 484.
Малофеев, Н.Н. //Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 г. – М.: изд. «Права человека», 2001. – с. 42.
Шматко, Н.Д. //Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. – 1999. - №1. с. 18; 41 - 43.