«Осенний фестиваль знаний 2024»

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - живая самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, вступающая в отношения с другими системами, нуждается для достижения состояния интеграции с ними в особых условиях удовлетворения своих образовательных и психологических потребностей

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Роговая Татьяна Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ «Масловопристанская СОШ»


Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Первостепенной задачей разработки и внедрения ФГОС НОО и ФГОС ОО является организация совместного обучения детей с ограниченными возможностям здоровья (далее дети с ОВЗ) с их нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой школы. Для всего педагогического сообщества очевидным является факт, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогаще­нии опыта социального взаимодействия со своими нормально развиваются, сверстниками. В связи с этим, принцип интеграции определяется как закономерный этап развития системы общего образо­вания, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ОВЗ.

Интеграция (от лат. - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов систе­мы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Несмотря на то, что явление интеграции лиц с ОВЗ стало привычным во всем мире, в России этот процесс только на начальной стадии, на уровне законодатель­ных актов, точнее их проектов. Это объясняется наличием ряда противоречий:

- между осознанием значительной частью передового педагогического со­общества актуальности проблемы социальной адаптации лиц с ОВЗ в социум и неготовностью социума к принятию этой категории лиц;

- между растущим числом лиц с ОВЗ и малой информированностью обще­ства об их образовательных и витальных потребностях, а также отсутствием адек­ватной среды для их успешной социализации;

- между потребностями лиц с ОВЗ в образовательных услугах и неготовно­стью образовательной среды массовой школы и педагогов, осуществляющих об­разовательный процесс, к оказанию такого рода услуг.

Решение обозначенных противоречий требует активизации усилий значи­тельного числа специалистов. Долгое время лица с ОВЗ получали образование в специальных коррекционно-образовательных учреждениях. Введение ФГОС НОО ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в массовую школу.

По мнению директора российского института коррекционной педагогики, Н.Н. Малофеева: «Каждый ребёнок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать своё право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь. [2, с. 476].

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - живая самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, вступающая в отношения с другими системами, нуждается для достижения состояния интеграции с ними в особых условиях удовлетворения своих образовательных и психологических потребностей. [1, c. 471].

В настоящее время, в условиях всеобщей стандартизации образования, ве­дется разработка специального ФГОС для лиц с ОВЗ. Обоснована необходимость разработки специальных ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены современные тен­денции в изменении состава школьников с ОВЗ и обоснована необходимость соз­дания дифференцированного стандарта школьного образования каждой категории детей с ОВЗ.

Массовая школа с сентября 2011 г. начала осваивать ФГОС НОО. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качествен­ною НОО всеми обучающимися, в том числе, и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В документе отмечается, что для раз­вития потенциала детей с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные пла­ны.

Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья» [3, с. 41-43].

Таким образом, интеграция детей с ОВЗ в социум - проблема весьма злобо­дневная и актуальная. Для этого необходимо вести пропедевтическую работу с детьми рав­ного возраста, их родителями и педагогами, формируя у них толерантное отношение к детям с ОВЗ. понимание их трудностей и проблем, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. Именно изменение социального сознание в значительной степени поможет облегчить решение этой проблемы.

Список использованной литературы

  1. Будникова, Е. С.// Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения ЧГПУ. - 2011. – Т. 2. – С. 469 – 484.

  2. Малофеев, Н.Н. //Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 г. – М.: изд. «Права человека», 2001. – с. 42.

  3. Шматко, Н.Д. //Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. – 1999. - №1. с. 18; 41 - 43.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее