«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Деятельность педагога, направленная на повышение качества знаний, через эффективные формы организации урока»

Доклад. Теория с практикой. В этой работе я попыталась рассказать, как можно повысить качество знаний.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

КГУ "Общеобразовательная школа № 9" Отдела образования по городу Актау Управления образования Мангистауской области











Доклад на методическом объединении начальных классов



«Деятельность педагога, направленная на повышение качества знаний, через эффективные формы организации урока»













Подготовила

Топорова О.В.















2019 - 2020 уч. год.





« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

«Всё течёт, всё меняется» - известное выражение. Но порой в суете дней нам некогда задуматься, что же значит это выражение. Изменения в окружающем нас мире происходят постоянно, в том числе меняются цели и задачи образования. Теперь школа – не источник знаний, а учит учиться, учитель направляет на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, а не сообщает их. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть современного урока. При таком подходе необходимо планировать деятельность каждого ученика на уроке, обеспечить эмоциональную сопричастность ученика к собственной деятельности и деятельности других. Ещё Л.Н. Толстой в работе «Общие замечания для учителей» писал о принципиальной значимости, занимательности и психологическом «комфорте» процесса познания:

«Для того чтобы ученик учился хорошо, чтобы он учился охотно; нужно:

1.чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно,

2.чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях…»

Эмоциональная составляющая особенно важна для самых маленьких учеников – первоклассников. И здесь на помощь учителю приходят нетрадиционные по форме проведения уроки. Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. Стоит помнить, что урок остается уроком и необычность формы не должна отвлекать от главного – обучать, воспитывать, развивать.

Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя и осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время он должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции. И одновременно урок - это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков.

Такие уроки это одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.

Различают уроки по форме организации:

Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, дискуссия, теоретическое и практическое занятие.

Нетрадиционные формы организации урока:

2. Уроки в форме соревнования и игр: путешествие, конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение

5. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

6. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз

7. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, цирк,

8. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

9. Интегрированные уроки.

Особое внимание в первом классе, по моему мнению, стоит уделить играм. Такая форма урока создает определенный эмоциональный настрой, способствующий активизации мышления. Введение игровых элементов не может не привлечь внимание класса. Во время игры ребенок меньше боится совершить ошибку, высказаться неверно. На своих уроках я использую различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи. При этом нужно соблюдать ряд условий: 1) системность, 2) постепенное усложнение, 3) соответствие психологической готовности учащегося к игре, 4) форму и содержание необходимо подбирать, исходя из количества детей, 5) продумать исправление ошибок. Стоит также отметить, что учителю необходимо следить за сохранением интереса детей к игре.

Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой стороны, игры решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра «Круговые примеры»

-формирование навыков устного счета.

Учитель и дети встают. Учитель называет пример и бросает мячик ученику, ученик дает ответ и называет пример, у которого первый компонент равен ответу.

Игра «Рыбалка»

На уроке математики:

ловим рыбку (хлопаем в ладоши) – только если ответ примера равен определенному числу. Например, 6.

Игра «Дополни до целого»

Из слогов, написанных на доске, надо составить как можно больше слов.

В Приложении представлен урок-игра.

В начальных классах нельзя обойти стороной еще одну интересную форму – урок-экскурсия. Во время этих уроков происходит обогащение знаний учащихся, установление связи теории с практикой. Для меня такая форма урока была наиболее оптимальна для проведения первых уроков в первом классе по окружающему миру, ИЗО, технологии. Например, был удачно проведен в такой форме урок по предмету «Окружающий мир» по теме «Неживая и живая природа», во время которого дети учились не только отличать живую природу от неживой на конкретных примерах, но и бережному отношению к природе, ответственному отношению к своему здоровью.

Тематический урок – экскурсия может иметь такую структуру:

- сообщение темы, цели и задач урока;

- актуализация опорных знаний учащихся;

- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

- обобщение и систематизация знаний;

- подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют проявить ребятам свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся.

Полностью подготовить и провести такой урок требует много сил и времени, но возможно использование небольших инсценировок на разных этапах урока. Я использовала небольшую театрализацию для проведения урока по окружающему миру «Моя семья – часть моего народа». На конкретном примере раскрыта важность культурных традиций каждой семьи.

Использование интегрированных уроков в начальной школе позволяет объединить блоки знаний из разных учебных предметов вокруг одной проблемы, тем самым взаимообогащает предметы. Созданный К.Д.Ушинским метод обучения грамоте посредством интеграции письма и чтения используется по настоящее время, в том числе и мной. Интересным показался опыт интегрирования уроков по окружающему миру по теме «Природа» и урока по технологии «Аппликация из листьев».

Использование различных форм организации урока, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.





Источники информации

http://festival.1september.ru/articles/210277/.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/urok-matematiki-2-klass-temauravnenie

http://lib3.podelise.ru/docs/10443/index-140630.html.

httр://scH49edusite.ru

Нетрадиционные формы проведения уроков как средство повышения качества знаний учащихся. на сайте httр://scH49edusite.ru



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее