Технологическая карта урока
Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Базовый учебник : Изобразительное искусство. 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, Г.А.Покровская ;под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.:Просвещение,2013г.
Тема урока: Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта.
Цель урока: Выполнить композиции в цвете в соответствии с задуманным образом.
Задачи урока:
- способствовать формированию эстетического отношения к действительности и произведениям живописи;
- развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет;
- развивать гигиенические навыки, используя возможности динамической физкультминутки;
- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся.
Тип урока: Комбинированный, повторение пройденного материала, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:
Для учителя: презентация “Натюрморт”, учебные таблицы по поэтапному рисованию натюрморта, карточки с изображением различных предметов(или сами предметы), карточки с этапами работы.
Для учащихся: бумага, палитра, карандаш, ластик, акварельные и/или гуашевые краски, баночки с водой, салфетки, кисточки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный момент. (1 мин.) | Приветствие. | Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Р:принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. | Повторение пройденного материала. (3 мин.) | Задаёт вопросы, организует беседу. - Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Что такое натюрморт? - Какие именно натюрморты мы рассматривали? | Участвуют в коллективном обсуждении, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, вспоминая тему творческой работы прошлого урока. | Л: проявляют интерес к художественной деятельности. К: отвечают на вопросы, делают выводы. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. | Актуализация знаний.(5 мин.) | Выявить уровень знаний и систематизировать их. - На том уроке мы с вами рассмотрели картины некоторых художников. Давайте немного вспомним. (Художники, название картин). - Композициям натюрмортов каких художников соответствуют такие определения; сложная, простая, многоплановая, скученная? - Как мастер связывает воедино изображённое множество предметов, выделяя главный предмет (группу предметов)? -Чем близки друг другу натюрморты, написанные в различное время художниками разных стран? | Отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации ,вспоминают и анализируют информацию. | К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения Л:осознание своих возможностей. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме |
4. | Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала. (5 мин.)
| -Ребята, сравните, пожалуйста, графические и живописные работы. - При помощи каких средств выразительности, художники достигают правдивости и убедительности изображения и передачи настроения? (Цвет и свет). - Художники используют цвета красок как попало или тщательно всё продумывают? - Как же называется гармония, красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков? (Колорит) Формулирование темы урока. Запись на доске. - Колорит– одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи, цветной графике произведениях декоративно-прикладного искусства. Главный элемент колорита – краска. В каждой краске важны три её признака: цвет (например, синий, красный), светлота (оттенки, например, нежно-синий, тёмно- красный), насыщенность (изменчивость красочного содержания). - Цвет предмета – это та краска, которую предмет отражает, поглощая все прочие. Чёрная краска – отсутствие всякого цвета. Белая – сумма всех красок. - Давайте проанализируем колорит каждого из натюрмортов, созданных художниками. - Какой цвет в нём преобладает? - На каких цветовых оттенках строится (тёплых или холодных, контрастных или нюансных)? - Какое впечатление создаёт тот или иной колорит? | Слушают учителя, рассматривают слайды ,отвечают на вопросы, сравнивают работы художника, делятся впечатлениями. | П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П:давать определения новым понятиям |
5. | Динамическая пауза.(3 мин.) | Проводит физминутку. | Выполняют упражнения. | Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. |
6. | Целеполагание. (2 мин.) | Создает проблемную ситуацию, обращая внимание на две разные композиции предметов на доске, в частности, на цвет (1-разнообразие цветов, 2-ограниченная палитра) и фон. - С каким набором цветов натюрморт смотрится интереснее? За счёт чего? - Как фон влияет на выделение предметов в композициях? -Над чем будем работать на уроке? | Участвуют в обсуждении Приходят к выводу, что выполняя натюрморт в цветовой гамме, необходимо придерживаться определенных правил. Определяют цель работы
| Л: осознание своих возможностей. Р: умение регулировать свои действия. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
7. | Планирование работы.(5 мин.) | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний (на доске вывешиваются таблички с названиями этапов работы, или записываются). 1) «От общего к частному» (в первую очередь покрывать красками предметы, имеющие наиболее насыщенный цвет/фрукты, овощи); 2) Соблюдение светотени (предметы имеют разные оттенки: на свету одни, в полутени другие, а рефлексы на его поверхности зависят от цвета предметов его окружения); 3) Соблюдение воздушной перспективы (суметь в композиции своего натюрморта удалить один предмет и приблизить другой, помня о том, что между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха. Он смягчает яркость окраски дальних предметов, отчего по сравнению с ними ближайшие предметы кажутся ярче, а очертания их определённее. Вот почему ближайшие к переднему плану фрукты и овощи изображаются в более ярких красках и чётких контурах, чем расположенные на втором плане); 4) Выявление цветом формы каждого элемента композиции (лепить её, используя тонкие или широкие мазки). | Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы. Анализируют информацию. | Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. К: слушать и слышать собеседника. П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы. |
8. | Творческая работа (20 мин.) | Учитель контролирует работу учащихся ,консультирует, оказывает необходимую помощь. | Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану | П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда. Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности. К: принимают и находят пути решения учебной задачи. Р: составляют план и последовательность действий. |
9. | Рефлексия деятельности. (3 мин.) | Организует закрепление пройденного материала. - Что главное в живописи? - Что такое колорит? Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков. - Удалось ли выполнить работу с соблюдением светотени? - Удалось ли применить правила воздушной перспективы? - Удалось ли вылепить форму предметов? - Расскажите о своих ощущениях от работы, продолжив фразы: • У меня получилось… • Мне нужно постараться…. • У меня были трудности в… Спасибо за работу! | Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение, которое возникло в процессе выполнения работы.
| Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя. К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |