«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Будущее водорода для человечества».

Формировать представления об основных областях научных знаний о водороде как химическом элементе и простом веществе; расширить знания о новых областях науки применения водорода.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Учебный предмет: химия

Школа: Ранинский филиал МБОУ «Заворонежская СОШ» Мичуринского района Тамбовской области

Учитель: Сальников Евгений Александрович, учитель I квалификационной категории

Класс: 9

Автор и название УМК: «Химия. 9 класс», автор О.С. Габриелян

Тема урока: «Будущее водорода для человечества».

Деятельностная цель:

Образовательные: формировать представления об основных областях научных знаний о водороде как химическом элементе и простом веществе; расширить знания о новых областях науки применения водорода.

Развивающие: развитие системного мышления, способности к творческой переработке материала, развитие навыков рассмотрения сразу нескольких позиций, умение высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление и воспитание гордости за достижения российской науки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: создание кластера «Будущее водорода для человечества».

Методы и методические приемы: стратегии критического мышления.

Оборудование: интерактивная доска, проектор; отпечатанные тексты для самостоятельной работы обучающихся на уроке в группах.


Ход урока

Организационный момент.

Первый этап – стадия активизации.

Химическая анаграмма. Переставьте буквы в слове и получите название химического элемента, которому посвящен наш урок: “Од-ов-род”.

Учащиеся отвечают: «ВО-ДО-РОД»!

Целеполагание.

Проверка усвоения пройденного материала.

Альтернативный тест «Да-Нет-ка»:

-Водород означает «кислоторождающий» (Нет).

-Самый распространенный элемент во Вселенной (Да).

-В организме человека его находится до 1 % (Да).

-Его валентность равна — II (Нет).

-В лаборатории получают при взаимодействии металлов с кислотами. (Да).

-Впервые получен Ж.Пристли (Нет).

-Легче воздуха в 14,5 раз (Да).

-Взаимодействует с металлами и неметаллами (Да).

-Простое вещество водород имеет формулу Н (Нет).

-Восстанавливает металлы из оксидов (Да).

-При горении образует много энергии (Да).

Изучение нового материала

Мотивация учащихся к обучению.

Мы с вами вспомнили, какими основными свойствами обладает водород. А где, с точки зрения науки, применяется водород? Соберем наши идеи в единый КЛАСТЕР «Будущее водорода для человечества».

Прием метода «Кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он способствует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Второй этап осмысления. На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Настало время нам узнать, почему водороду пророчат будущее для всего человечества?

Группы получают задания.

Задания группе № 1:

Задание 1.Соберите рассказ, который рассыпался на следующие слова и словосочетания (приставки можно подставить):

Гарвардский университет, алмазные наковальни, сверхвысокое давление, получили, ученые, использовали, железный водород, пророчат ему, ракетное топливо, создание сверхбыстрые компьютеры, великое будущее, повысит, высокоскоростные летающие поезда, эффективность применения электричества.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания группе № 2.

Задание 1. Соберите рассказ, который рассыпался на следующие слова и словосочетания (приставки можно подставить):

Арктическое побережье, ветроприёмник «ВВЭУ-СССР» энергия сжатого водорода (в 35-70 МПа), Крайний Север России, использовать для отопления жилища, прибрежные ветровые поля, экологически чистое топливо, мегаполис Москва, транспортировка, без потерь, сжатый водород, заправка техники, локальное освещение Приполярных посёлков и городов.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания группе № 3.

Задание 1. Соберите рассказ, который рассыпался на следующие слова и словосочетания (приставки можно подставить):

Человечество, идеально чистое топливо, водород, выделяет больше тепла, любой вид традиционного ископаемого топлива, продукт горения, вода, из выхлопной трубы, ТЭС, разбрызгивается освежающая влага, окись углерода, выбрасывает, в небо, водяной пар.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания группе № 4.

Задание 1. Соберите рассказ, который рассыпался на следующие слова и словосочетания (приставки можно подставить):

Изотоп водорода (дейтерий), в медицине, при исследованиях фармакокинетики лекарственных препаратов в качестве метки, используется; в радиоизотопной диагностике, применяется, при изучении биохимических реакций метаболизма ферментов изотоп (тритий).

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Выступление лидеров групп (сопровождается электронной презентацией или рисунками на стендовой презентации):

- «Железный водород»;

- «Ветро-водородная энергетика»;

-"Водород-экологически чистое топливо или энергия будущего";

-Радиоизотопная диагностика (фармакокинетика).

Третий этап. Рефлексия.

Проводят самооценку работы на уроке по критериям: красная шляпа – выражение своих чувств без объяснения и причин их возникновения; белая – перечень фактов; черная – выявление недостатков и их обоснование; желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему; зеленая – творческий позитив; синяя – философский вывод.

Проводят рефлексию (в группах по выбранному цвету шляп) по алгоритму, составляют синквейн: Водород. Легкий, гремучий. Восстанавливает, окисляет, помогает. Необходимый для жизни современного человека. Основа жизни!

Сдают учителю. Объявление и комментирование оценок за урок.

Объявление и пояснение домашнего задания.

П. 19, стр. 136-142, упр. 1-5 стр. 142.







ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст № 1. «Железный водород».

В 2017 году Исаак Силвера и Ранга Диас из Гарвардского университета использовали алмазные наковальни, создав сверхвысокое давление, превышающее давление в центре Земли. Для создания железного водорода потребовалось 495 гигапаскалей. Но создатели пророчат материалу огромное будущее. Кроме того, железный водород может использоваться в составе многообещающего ракетного топлива. Это даст возможность создавать сверхбыстрые компьютеры, высокоскоростные летающие поезда и значительно поднять эффективность применения электричества.

Текст № 2. «Ветро-водородная энергетика арктического побережья крайнего севера России (ВВЭУ-СССР).

Используя накопленную в сжатом водороде унифицированную энергию Северных ветров, станет возможным сделать мегаполис Москвы первой столицей потребления экологически чистой энергии как для получения тепла, так и для освещения города и заправки его всего автопарка. Полученная в роторных ветроприёмниках «ВВЭУ-СССР» энергия сжатого ВОДОРОДА (в 35-70 МПа) возможна к транспортированию на сверх- далёкие расстояния (7тыс. км) без потерь. Вначале необходимо использовать прибрежные ветровые поля на отработанных газоносных месторождениях в бассейне Обской губы, Ямала, Гыды, Харасавей и т.д. Отработанные и ослабленные газопромыслы, их подземные полости можно используются как аккумуляторы накопления сжатого водорода на местах строительства ветро-водородных станций на Крайнем Севере. Сжатый водород возможно использовать для отопления жилища, заправки техники и для локального освещения Приполярных посёлков и городов.

Текст № 3. «Водород-экологически чистое топливо или энергия будущего».

Человечеству очень хотелось бы иметь идеально чистое топливо. Считают, что такое топливо найдено. Это - водород. Сегодня он выделяет больше тепла, чем любой вид традиционного ископаемого топлива, а продуктом горения, отходом становится вода. Воображение подсказывает идеалистические картины: автомобиль, из выхлопной трубы которого разбрызгивается освежающая влага, ТЭС тоже выбрасывает в небо не окись углерода, а водяной пар. Фантастика? Нет. И хотя говорить о широком промышленном применении водорода еще рановато, но первые шаги по «приручению» этого топлива сделаны.

Текст № 4. «Радиоизотопная диагностикиа (фармакокинетика)».

В медицине один из изотопов водорода (дейтерий) в качестве метки используется при исследованиях фармакокинетики лекарственных препаратов. Другой изотоп (тритий) применяется в радиоизотопной диагностике, при изучении биохимических реакций метаболизма ферментов.







4


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее