Цель и задачи технологии продуктивного чтения
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация
(предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой,
тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
• Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объем текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет учитель с учетом темы, цели урока, художественной задачи текста и читательской компетентности детей.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. 3. 3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Пыть-Яха
Технология продуктивного чтения.
Составитель:
Ценева Елена Петровна,
учителя начальных классов.