Беженцы. Правда времени.

Обсуждение проблемы беженцев в современном мире, воспитание гуманного отношения к людям другой национальности, вероисповедания, культуры, отрицания насильственных методов разрешения социальных конфликтов; помочь преодолеть национальные стереотипы, препятствующие доброжелательному общению с беженцами, вынужденными переселенцами, среди которых немало представителей других национальностей.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Специализированная школа – интернат для одаренных детей «Дарын» г.Кентау









Классный час:



«Беженцы. Боль настоящего»









Подготовила и провела Прянишникова Е.В.

Классный час:

«Беженцы. Боль настоящего».

Человек, ненавидящий другой

народ, не любит и свой

собственный.

Николай Добролюбов,

русский критик (1836 — 1861)


«Если я чем-то на тебя непохож,

я этим не оскорбляю тебя, а, на-

против, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Смарт цели и задачи: обсуждение проблемы беженцев в современном мире, воспитание гуманного отношения к людям другой национальности, вероисповедания, культуры, отрицания насильственных методов разрешения социальных конфликтов; помочь преодолеть национальные стереотипы, препятствующие доброжелательному общению с беженцами, вынужденными переселенцами, среди которых немало представителей других национальностей.

Ход мероприятия:

Вводное слово учителя.

Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома (часто и свою страну) из-за войн и преследований. Эти люди становятся беженцами. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя всё, что имеют, разлучаясь со своими родными. Многие никогда не смогут возвратиться домой. В 1995 году в мире насчитывалось более чем 27 млн. беженцев.

Вопрос: что означает слово беженец?

Основным международным документом, определяющим правовой режим беженцев, является Конвенция ООн о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокол к ней от 31 января 1967 года, ратифицированный Россией 13 ноября 1992 года. Основными нормативными актами РФ, реализующими статус беженцев, является закон «О беженцах»1993 года, Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления РФ политического убежища».

«Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений».

(Закон РФ «О беженцах»)

Вопрос: может ли считаться беженцем человек, спасшийся из Чечни?

Вопрос:должна ли начаться война, чтобы появились беженцы?

Чтобы дать правильный ответ, надо обратиться к определению.

Ученики определяют, что жители РФ (в том числе и проживающие в Чеченской республике) не могут считаться в России беженцами.

Они также делают вывод о том, что беженцы появляются не только во время войны: они могут спасаться от любых преследований, в том числе расовых или национальных.

Кем же — по закону — считаются те, кто прибывает из «горячих точек» в пределах России? Ответ на этот вопрос тоже можно найти в российском законодательстве. Такие люди называются «вынужденными переселенцами».

«Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка». Закон РФ «О вынужденных переселенцах».

Вопрос: какое место занимает социальная группа беженцев и вынужденных переселенцев в социальной структуре современного российского общества?

В Российской Федерации по официальным данным на 1 января 2000 года насчитывалось 960300 вынужденных переселенцев и беженцев. Статус вынужденных переселенцев получили 157425 российских граждан. Больше всего людей прибывает из республик бывшего Советского Союза, например, из Казахстана (316823), Узбекистана (133354), Таджикистана (108355).

Отметим, что в селе, то есть в среде относительно замкнутой и косной в социальном и культурном плане, и в столицах, где, напротив, степень многообразия максимальна, отношение даже к украинцам и молдаванам становится более негативным, чем в больших и средних городах. Приезжие у местного населения не вызывают интереса (хотя бы меркантильного, несмотря на то, что их услуги, в сравнении с услугами местной рабочей силы, стоят гораздо дешевле, а качество работы зачастую выше), скорее — страх и недоверие. Но сильнее всего негативизм проявляется в отношении кавказцев (в первую очередь из республик Северного Кавказа), причем уровень неприязни растет пропорционально величине города. Растёт число сторонников лозунга „Россия — для русских“.


В нашем районе насчитывается немного детей и их семей, прибывших из Северо-Кавказского региона, стран Закавказья и Средней Азии. Вот количество детей обучающихся в школах Воловского района:

армяне – 13, ингуши – 10, киргизы – 4, даргинцы – 2, чеченцы – 4. Как видите, их количество незначительно, наш район мононациональный. Подавляющее большинство проживающих в районе – это русские. Но это не значит, что вы никогда не столкнётесь с проявлениями национальной и расовой вражды и ненависти. К сожалению, мы часто бываем свидетелями проявлений нетерпимости к людям,

Вопрос: в чём это выражается? (Мозговой штурм).

Признаки проявления нетерпимости местного населения по отношению к пришлому:

- Язык (словесное унижение, оскорбление).

- Предубеждение, что определённые группы людей менее способны и ценны для общества, чем другие, в силу их этнического происхождения.

- Преследования и угрозы, запугивание.

- Насилие.

Вопрос: какие качества личности, по вашему мнению, будут способствовать формированию терпимого и доброжелательного отношения к народам?

( ребята могут назвать: чуткость, доверие, альтруизм, терпение и терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, способность оценить достоинства других, гуманизм)

В последнее время часто используется понятие толерантность – в политике, в культуре, в образовании, даже в быту..

В справочных изданиях и словарях толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». По сути своей понятия толерантность и терпимость синонимичны. Оба они применимы к взаимоотношениям различных народов, наций и религий.

Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальной и конфессиональной принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

За последнее время – с конца 80-х годов на территории бывшего Советского Союза постоянно вспыхивали войны и конфликты между разными народами. Когда-то все они назывались «дружной семьёй народов СССР».

Наиболее жестоким были конфликты между армянами и азербайджанцами, между узбеками и турками-месхетинцами, между грузинами и абхазами. Но самым жестоким был конфликт между российскими федеральными войсками и Чечнёй.

Представьте себе невероятную ситуацию. Корабль потерпел бедствие, и в спасательной шлюпке оказались люди: по одному представителю каждой названной национальности. И вы – в данном случае человек без национальности.

В перегруженной лодке имелся большой запас оружия. Еды – ровно на сутки. До ближайшего берега плыть 5 дней.

Вопрос: с какой речью обратились бы вы к товарищам по несчастью?

Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. Отношения беженцев и вынужденных переселенцев с местным населением подчас носят напряжённый характер. Проявление симптомов нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодёжи. Именно в школе закладываются основы будущей интеграции мигрантов в принявшее их общество. Здесь же, сколь это ни прискорбно, может сформироваться и негативная оценка процесса, которая ведет к дискриминации, конфронтации и конфликту. Очень часто можно услышать суждения о том, что преступность в нашей стране растёт из-за выходцев с Кавказа, или что приезжие „отнимают рабочие места“ у местных работников, что они „торгуют“ и наживаются на местном населении; что они развращают и подкупают милицию; что „их очень много везде“, или они просто им не нравятся, так как они „наглы“ и т.п.

Недаром говорят: «В семье не без урода». Каждый народ имеет своих настоящих героев. У каждого есть и свои «уроды». Но в, основном, любой народ состоит из обычных людей, которые трудятся, отдыхают, любят, воспитывают детей.

Однако, в последние годы в нашей жизни распространилось плохое правило: по отдельным «уродам» судить о всей нации.

Ещё одна пословица гласит: «Паршивая овца всё стадо портит». Приведите подобные примеры, когда Ваши «овцы» портят всё Ваше «стадо». То есть поговорите о недостатках в поведении представителей Вашей национальности. И постарайтесь своими высказываниями не задеть национальное достоинство других людей. Справедливо ли судить о народах по отдельным людям?

Иногда такой национализм широко распространяется в сознании многих людей. Тогда эту искажённую психологию стараются использовать некоторые политики. Между тем, пропаганда националистических идей запрещена. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам. Уголовное наказание влечёт за собой и всякая проповедь расовой и национальной исключительности, вражды или пренебрежения.

Многое зависит от каждого из нас.

Рефлексия: Ученикам было предложено высказать свое мнение о следующих проблемах: могут ли ученики-мигранты в школе быть чужими? Почему? Что необходимо сделать, чтобы они стали своими?

Большинство учащихся ответили, что в школе нет ни своих, ни чужих. Отмечено, что свои и чужие обязательно подружатся. Желательно, чтобы прибывшие сами были ласковыми и дружелюбными. Обе стороны должны доверять друг другу. Надо, чтобы их в школе не обижали и уважительно относились. Ребятам-мигрантам советуют быстрее найти хороших друзей, которые станут их опорой. Нельзя издеваться над людьми. Нужно хорошо встретить новеньких в классе, заинтересовать их школьной жизнью, школьными делами.

Детям-иммигрантам было предложено рассказать разные истории в классе, в школе, в селе. Ребятам школы нужно знать проблемы мигрантов, и не будет в школе чужих, все будут своими.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее