Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кутьино»
Новобурасского района Саратовской области
Классный час
«Правила поведения и меры безопасности на водоёме
в зимний период»
Классный руководитель : Белякова Таисия Анатольевн
2013г.
Цели:
закрепить знания учащихся по правилам поведения на водоемах в зимний период;
воспитывать у учащихся культуру поведения.
Оборудование: памятки по правилам поведения на льду, карандаш, листы белой бумаги.
Ход классного часа
Учитель. Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня наш классный час называется « Правила поведения и меры безопасности на водоёме в зимний период».
Вы уже знаете ,что с наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам.
Можно значительно сократить маршрут при переходе по льду с одного берега на другой, лихо прокатиться по гладкой и блестящей поверхности на коньках, поиграть в хоккей и т.п.
Но нельзя забывать о серьезной опасности, которую таят в себе только что замерзшие водоемы. Первый лед очень коварен. Не нужно торопиться выходить на первый лед. Он только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким ровным снежным покровом.
Необходимо помнить, что выходить на первый зимний лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.
Прочность льда.
- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!
Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.
Наиболее опасные места.
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
Наиболее опасные места.
Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?
- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
Правила передвижения по льду.
Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)
Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
4.Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
5.При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее 4 – 5 метров друг от друга.
Способы самоспасения
Нельзя поддаваться панике.
Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
Правила оказания помощи, провалившемуся под лёд.
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на
помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в воде!
Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Учитель. А сейчас мы с вами немного поиграем.
За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
1конкурс « Отгадайте загадки»
Что в руках не удержать? ( Воду.)
Не огонь , а жжётся. (Лёд.)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
Без рук , без ног, а бежит.(Река.)
В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь.)
2 конкурс « Ответьте на вопросы»
- Чем опасен водоём зимой?
- Какой лёд можно считать безопасным?
3 конкурс « Сочините сказку»
За 5 минут нужно сочинить сказку « Осторожно лёд на реке!»
4 конкурс « Весёлый карандаш»
Нарисовать рисунок на тему « Правила поведения и меры безопасности на водоёме в зимний период.»
Итог занятия: Запомните все правила поведения и меры безопасности на водоёмё в зимний период.
Литература:
1.Газета « Педсовет»N8,2007г.
2.Газета « Школьные игры конкурсы» N1, 2012г.
3.Газета « Педагогическое творчество» N 12,2010г.
4.Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2005г.
Источник интернета:
1.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/povedenie-na-vodoemakh-v-zimniy-period