«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Б. Житков. «Про обезьянку» 3 класс

Урок литературного чтения в теме "Люби живое". Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Бориса Житкова, учить видеть и понимать поступки героев, оценивать их; развивать навыки чтения с использованием инновационных технологий; воспитывать любовь к животным.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема «Люби живое»

Тема урока. Б. Житков. «Про обезьянку»

Цели: познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова «Про обезьянку»; научить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки беглого и выразительного чтения; воспитывать бережное отношение к животным.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: портрет Б. Житкова, изображение обезьянки породы макака, значок корзины для игры, выставка книг Б. Житкова.

Ход урока

І. Организационный момент

- Урок мы начнем с игры «Привет, сосед».

Привет, сосед,

улыбнись мне в ответ,

я хочу, чтобы ты не грустил,

всем улыбки сегодня дарил!

- Работать сегодня мы будем вместе и дружно.

ІІ. Проверка домашнего задания

1. Беседа

- Как называется тема, которую мы сейчас изучаем? («Люби живое»)

- С произведениями каких авторов мы уже познакомились? (М. Пришвина, В.Бианки, В. Белова, И. Соколова-Микитова).

- Какой рассказ В. Бианки вы читали дома?

- «Мышонок Пик».

2. Выборочное чтение текста

- Найдите и прочитайте особенно понравившийся вам момент. Объясните, почему вы выбрали именно его.

- Напоминаю, что читать надо с отрывом взгляда, как диктор телевидения.

3. Рассматривание рисунков детей

- А кто нарисовал иллюстрации к понравившимся отрывкам?

ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока

1. Игра «Шифровальщик»

- Составьте слова из рассыпанных букв. Вы узнаете, кто герой рассказа.

БЕЗЬЯНОКА – обезьянка,

ЛЬЧМИАК – мальчик.

- Попробуйте предположить, о чем или о ком будет рассказ?

- Сегодня мы будем читать рассказ Бориса Житкова «Про обезьянку».

ІV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя об авторе рассказа

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. 

О правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» животным Борис Житков рассказал нам много. (Выставка книг)

2. Речевая разминка

Апельсины и бананы очень любят обезьяны.

Любят детки, любят мамы,

Могут съесть их килограммы.

Любят папы-обезьяны апельсины и бананы.

Задание

  • Прочитайте с веселой интонацией.

  • Прочитайте «птичьим базаром».

  • Прочитайте удивленно.

  • Прочитайте скороговоркой.

  • Прочитайте с вопросительной интонацией.

2. Прием «Корзина идей»

- Напишите, что знаете об обезьянах.

(Каждый учащийся вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Учащиеся называют сведения по данной теме, которые условно собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации).

3. Дополнительная информация учителя

- Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадают на задние конечности. Продолжительность жизни составляет 35 – 40 лет.

4. Словарная работа

Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м. 

Шинель – пальто со складкой на спине.

Давеча – недавно.

Оплеуха – удар рукой по щеке.

Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.

Вавилоны – кривые линии.

За пазуху – под рубаху.

Набрюшник под курткой – брюхо – это живот.

Сконфузился – застеснялся.

Десятину – старая русская мера земельной площади.

Казенный (от слова казна) – государственный.

5. Работа над текстом

- Показательное чтение учителя (отрывок).

- Чтение цепочкой по логически законченным частям.

- Чтение молча.

- Чтение приемом «Небо – Земля».

- Чтение по ролям отдельных отрывков.

V.Физминутка (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя)

- Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)

- На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)

- Сколько лап у обезьянки? (4)

- Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)

VІ. Применение знаний и способов действий

1. Беседа по содержанию прочитанного с выборочным чтением отдельных моментов

- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени мальчика)

- Как обезьянка оказалась у мальчика? (Ему отдал её Юхименко)

- Почему у нее не было хвоста? (Порода макака)

- Как встретили обезьянку в семье мальчика? (Радостно)

- Какого цвета платье надели на Яшку для прогулки? (Зелёного)

- Как звали собаку, с которой дралась обезьянка? (Каштан)

- За кем гонялся Яшка во дворе? (За котом)

- Кем стали называть обезьянку после победы во дворе? (Царём)

- Остался ли Яшка в семье мальчика? (Нет, мальчик его подарил другу)

- Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки? (Была непослушная)

- Что Яшка делал, когда хотел понравиться?

2. Работа в паре

- Зачитайте отрывок из текста, который вам показался наиболее интересным, соседу по парте. Объясните, почему вам понравился именно этот эпизод.

3. Восстановление плана рассказа

- Восстановите последовательность пунктов плана произведения.

1. Как Яшка стал царём во дворе.

2. Знакомство с обезьянкой.

3. Расставание.

4. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.

Правильный ответ.

1. Знакомство с обезьянкой.

2. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.

3. Как Яшка стал царём во дворе.

4. Расставание.

VІІ. Итог урока

- Какие задачи были поставлены в начала урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- С каким рассказом мы с вами познакомились?

- Кто автор рассказа « Про обезьянку»?

- Как звали обезьянку?

- С каким настроением мы заканчиваем наш урок?

- Сделайте вывод: можно ли дома держать диких животных? (Нет)

- Почему нельзя держать в доме диких животных?

- Где должны жить обезьянки? (Должны жить у себя на родине – в джунглях)

VІІІ. Домашнее задание

- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.

- Сочинить историю, о том, как у вас появилась в доме обезьянка.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее