Тема «Люби живое»
Тема урока. Б. Житков. «Про обезьянку»
Цели: познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова «Про обезьянку»; научить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки беглого и выразительного чтения; воспитывать бережное отношение к животным.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: портрет Б. Житкова, изображение обезьянки породы макака, значок корзины для игры, выставка книг Б. Житкова.
Ход урока
І. Организационный момент
- Урок мы начнем с игры «Привет, сосед».
Привет, сосед,
улыбнись мне в ответ,
я хочу, чтобы ты не грустил,
всем улыбки сегодня дарил!
- Работать сегодня мы будем вместе и дружно.
ІІ. Проверка домашнего задания
1. Беседа
- Как называется тема, которую мы сейчас изучаем? («Люби живое»)
- С произведениями каких авторов мы уже познакомились? (М. Пришвина, В.Бианки, В. Белова, И. Соколова-Микитова).
- Какой рассказ В. Бианки вы читали дома?
- «Мышонок Пик».
2. Выборочное чтение текста
- Найдите и прочитайте особенно понравившийся вам момент. Объясните, почему вы выбрали именно его.
- Напоминаю, что читать надо с отрывом взгляда, как диктор телевидения.
3. Рассматривание рисунков детей
- А кто нарисовал иллюстрации к понравившимся отрывкам?
ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
1. Игра «Шифровальщик»
- Составьте слова из рассыпанных букв. Вы узнаете, кто герой рассказа.
БЕЗЬЯНОКА – обезьянка,
ЛЬЧМИАК – мальчик.
- Попробуйте предположить, о чем или о ком будет рассказ?
- Сегодня мы будем читать рассказ Бориса Житкова «Про обезьянку».
ІV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя об авторе рассказа
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка.
Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц.
О правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» – животным Борис Житков рассказал нам много. (Выставка книг)
2. Речевая разминка
Апельсины и бананы очень любят обезьяны.
Любят детки, любят мамы,
Могут съесть их килограммы.
Любят папы-обезьяны апельсины и бананы.
Задание
Прочитайте с веселой интонацией.
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте удивленно.
Прочитайте скороговоркой.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
2. Прием «Корзина идей»
- Напишите, что знаете об обезьянах.
(Каждый учащийся вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Учащиеся называют сведения по данной теме, которые условно собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации).
3. Дополнительная информация учителя
- Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадают на задние конечности. Продолжительность жизни составляет 35 – 40 лет.
4. Словарная работа
Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Шинель – пальто со складкой на спине.
Давеча – недавно.
Оплеуха – удар рукой по щеке.
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
Вавилоны – кривые линии.
За пазуху – под рубаху.
Набрюшник под курткой – брюхо – это живот.
Сконфузился – застеснялся.
Десятину – старая русская мера земельной площади.
Казенный (от слова казна) – государственный.
5. Работа над текстом
- Показательное чтение учителя (отрывок).
- Чтение цепочкой по логически законченным частям.
- Чтение молча.
- Чтение приемом «Небо – Земля».
- Чтение по ролям отдельных отрывков.
V.Физминутка (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя)
- Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)
- На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)
- Сколько лап у обезьянки? (4)
- Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)
VІ. Применение знаний и способов действий
1. Беседа по содержанию прочитанного с выборочным чтением отдельных моментов
- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени мальчика)
- Как обезьянка оказалась у мальчика? (Ему отдал её Юхименко)
- Почему у нее не было хвоста? (Порода макака)
- Как встретили обезьянку в семье мальчика? (Радостно)
- Какого цвета платье надели на Яшку для прогулки? (Зелёного)
- Как звали собаку, с которой дралась обезьянка? (Каштан)
- За кем гонялся Яшка во дворе? (За котом)
- Кем стали называть обезьянку после победы во дворе? (Царём)
- Остался ли Яшка в семье мальчика? (Нет, мальчик его подарил другу)
- Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки? (Была непослушная)
- Что Яшка делал, когда хотел понравиться?
2. Работа в паре
- Зачитайте отрывок из текста, который вам показался наиболее интересным, соседу по парте. Объясните, почему вам понравился именно этот эпизод.
3. Восстановление плана рассказа
- Восстановите последовательность пунктов плана произведения.
1. Как Яшка стал царём во дворе.
2. Знакомство с обезьянкой.
3. Расставание.
4. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.
Правильный ответ.
1. Знакомство с обезьянкой.
2. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.
3. Как Яшка стал царём во дворе.
4. Расставание.
VІІ. Итог урока
- Какие задачи были поставлены в начала урока?
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
- С каким рассказом мы с вами познакомились?
- Кто автор рассказа « Про обезьянку»?
- Как звали обезьянку?
- С каким настроением мы заканчиваем наш урок?
- Сделайте вывод: можно ли дома держать диких животных? (Нет)
- Почему нельзя держать в доме диких животных?
- Где должны жить обезьянки? (Должны жить у себя на родине – в джунглях)
VІІІ. Домашнее задание
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.
- Сочинить историю, о том, как у вас появилась в доме обезьянка.