«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Азбука дорожного движения

Рабочая программа по внеурочной деятельности по образовательной программе курса "Азбука дорожного движения" с 1 по 4 класс по темам.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки








Рабочая программа внеурочной деятельности

по образовательной программе

курса «Азбука дорожного движения»

по социальному направлению





Срок реализации: 4 года - 135ч. (1 класс-33ч., 2-4 кл по 34ч.)

Возраст обучающихся 1-4 классы








Автор-составитель:

Терёшина Ю.А.,

учитель начальных классов,

Школа-интернат №1




Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.

Цель программы: способствовать осуществлению практико - ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.

Задачи:

  • Формировать умения работы с различными источниками «Юный инспектор дорожного движения» знаний;

  • Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения;

  • Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося;

  • Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика;

  • Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и

самостоятельности, творческих способностей;

Основной задачей деятельности программы «Азбука дорожного движения» является воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и Основам безопасности жизнедеятельности, осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.


Актуальность выбора определена следующими факторами:


  • новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования

  • необходимость снижения показателей детского травматизма и смертности на дорогах

  • профилактика дорожных правонарушений


Отличительными особенностями программы являются:

1. Организация деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов через выполнение заданий на изучение правил дорожного движения.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Данная программа является вариативной в блоке социального направления.

Цель программы: формирование у учащихся основ безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  • вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского травматизма;

  • познакомить детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  • обучить правилам безопасного движения на дорогах и улицах;

  • формировать у учащихся чувство ответственности за поведение на дороге.


Перечень основных разделов программы:

  • знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения;

  • знакомство с сигналами светофора и регулировщика;

  • знакомство со знаками дорожного движения;

  • игры, экскурсии; практические занятия на макете перекрестка.

Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.

Программа «Азбука дорожного движения» совмещается с программами по физической культуре и тематикой курса основ безопасности жизнедеятельности.

В данной программе правила дорожного движения (ПДД) рассматриваются с разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.

Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут в форме подвижных игр, театрализаций, викторин, конкурсов. В ходе проведения занятий ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребёнка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций.

В программу включены практические занятия по переходу улицы, по составлению безопасного маршрута до школы и домой, запланированы экскурсии.

В процессе ознакомления с правилами дорожного движения активно используются произведения художественной литературы: сказки С. Михалкова «Бездельник светофор», Н. Гинзбург «Колесо», рассказы Н. Носова "Автомобиль", Г. Юрмина "Любопытный мышонок", А. Дорохова "Подземный ход", "Заборчик вдоль тротуара", "Шлагбаум", Л. Гальперштейна "Трамвай и его семья", стихотворения Я. Пишумова «Машина моя», «Машины», "Песенка о правилах", "Пешеходный светофор", И. Лешкевич «Гололёд», В. Кожевникова «Светофор», О. Бедарева "Азбука безопасности".


Учебно-тематический план .



1.

1 ступень обучения.



Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


всего

внеаудит.

аудит.



Вводное занятие.

Понятие об участниках дорожного движения.

1

1

-

Учащиеся должны знать:


- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.




К концу года учащиеся должны уметь:


- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.




Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.




Помощник на дорогах – светофор.

2

1

1


Опасная дорога. Посмотри налево, направо.

2

1

1


Внимание! «Зебра» на дорогах.

2

1

1


Викторина «Красный, желтый, зеленый».

1

1



Игра «Юный пешеход».

1

1



Кто следит за порядком на дорогах?

2

1

1


Не забудь! Впереди опасный путь!

1

1



Экскурсия по поселку.

1

1



Выставка рисунков по ПДД «Внимание! Дорога!»

1

1



Знаки знай, правильно называй! (Знаки запрещающие, знаки предупреждающи.е)

2

1

1


Игра «Юные знатоки дорожного движения».

1

1



Кому нужна помощь на дорогах?

1

1



Игра-соревнование «Дорожная Азбука».

1

1



Викторина «Дети и дорога».

1

1



Веселые старты.

1

1



Мы пассажиры.

1

1



КВН «Транспорт и правила поведения в нем».

1

1



Игра «Внимательный пешеход».

1

1



Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

1



Круглый стол для Почемучек.

1

1



Подвижная игра по станциям «Охотники за удачей».

1

1



Игра «Перекресток загадок».

1

1



Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные знать всей семье положено!».

1

1



Подготовка к утреннику «Знай правила движения, как таблицу умножения!».

3

2

1


Выступление ребят из группы «Светофорик». Утренник.

1

1



Всего:


33 ч.

ч.

ч.




2. 2ступень обучения


п/п

Тема занятия, дата

Коичество часов

Формы и виды деятельности




Всего

внеаудитор

аудитор


2.1

Вводное занятие «Что такое дорожная безопасность».

1

1


беседа, игры

2.2

Дорога в школу и домой.

1


1

разрабатываем безопасный маршрут

2.3

Наша улица.

1


1

экскурсия

2.4

Кого называют пешеходом.

1

1


игра «Ловкий пешеход»

2.5

Кого называют водителем.

1

1


игра по станциям

2.6

Кого называют пассажиром.

1

1


игра – соревнование

2.7

Что такое транспорт. Виды транспорта.

1

1


инсценировка рассказа Н. Носова «Автомобиль»

2.8

Вопросы инспектора Мигалочкина

1

1


викторина

2.9

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

1


1

беседа, игры

2.10

Светофор.

1


1

просмотр мультфильма, беседа

2.11

Правила поведения на тротуаре.

2

1

1

игра «Дорожное – не дорожное»

2.12

Правила поведения на пешеходной дорожке.

1

1


изготовление макета городской улицы

2.13

Правила поведения на обочине.

1


1

изготовление макета загородной дороги

2.14

Что такое проезжая часть дороги.

1

1


игра «Водители, пешеходы, автомобили»

2.15

Занимательные светофоринки.

1

1



2.16

Пешеходный переход.

2

1

1

игра «Слушай – запоминай»

2.17

Подземный пешеходный переход.

1

1


игра «Лабиринт»

2.18

Надземный пешеходный переход.

1


1

игра «Дорожное – не дорожное»

2.19

Что означают дорожные знаки (запрещающие).

1

1


беседа, игра «Поставь дорожный знак»

2.20

Что означают дорожные знаки (предупрежд.)

1

1


конкурс рисунков «Необычный знак»

2.21

Что означают дорожные знаки (предписыв.).

1


1

беседа, игра «Угадай, какой знак»

2.22

Путешествие в страну дорожных знаков.

1


1

инсценировка

2.23

Шесть дорожных «Почему?»

1

1


викторина

2.24

Неожиданности улицы без интенсивного движения.

1

1


разыгрывание ситуаций, возможных на улице

2.25

Перекресток.

1


1

экскурсия

2.26

Что мешает вовремя увидеть опасность на улице.

1

1


беседа, игры

2.27

Где можно играть?

1

1


настольные игры по ПДД

2.28

«Зелёный огонёк».

1

1


эстафета

2.29

Непослушный лисёнок Огнехвостик (по сказке В. Ардаева «Огнехвостик»)

1

1


чтение сказки, беседа

2.30

Азбука дорожная – она совсем не сложная.

1

1


игра – путешествие

2.31

Я и правила дорожного движения.

1


1

викторина по ПДД

2.32

Правила твои друзья – забывать друзей нельзя.

1

1


практическое занятие на макете перекрестка


Итого

34

22

12




3.

3 ступень обучения.



Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся


всего

внеаудит.

аудитор..



3.1

Вводное. Повторение изученного во 2 классе.

1

1

-

Учащиеся должны знать:


- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.




К концу года учащиеся должны уметь:


- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.




Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.




3.2

Безопасный путь из школы домой.

2

1

1


3.3

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

2

1

1


3.4

Правила перехода улицы.

2

1

1


3.5

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»

1

1



3.6

Дорожные знаки, их виды.

1

1



3.7

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

2

1

1


3.8

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

1

1



3.9

История возникновения светофора.

1

1



3.10

Виды и сигналы светофора.

1

1



3.11

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

2

1

1


3.12

Виды транспорта.

1

1



3.13

Правила поведения в общественном транспорте.

1

1



3.14

Правила ожидания транспорта на остановке.

1

1



3.15

Правила перехода дороги при высадке из транспорта.

2

1

1


3.16

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

1

1

1


3.17

Тесты на знание ПДД.

1

1



3.18

Причины ДТП.

1


1


3.19

Где можно и где нельзя играть.

1


1


3.20

Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках.

2

1

1


3.21

Движение по улице группами.

1


1


3.22

Разбор дорожных ситуаций.

2

1

1


3.23

Экскурсия по зимнему городу.

1


1


3.24

Проектная работа по теме: «Зимняя дорога»

3

3



3.25

Игра по ПДД «Подскажи словечко»

1

-

1


Всего:


34 ч.






4. 4 ступень обучения


п/п


Коичество часов

Формы и виды деятельности




Всего

внеаудитор

аудитор


4.1

Праздник «Зелёный огонёк»

1

1


К концу 4 класса дети должны знать:

1. Дорожные знаки.

2. Сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств.

3.Различные виды транспорта.

4. Как безопасно перейти улицу и перекресток.

5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).

6. Обязанности пассажиров и пешеходов.

7.Дорожную разметку и ее предназначение.

8. Предназначение железнодорожного переезда.

Уметь:

1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.

2. Оценивать своё поведение на дорогах.

3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).


4.2

Тестирование по ПДД.

1


1

4.3

Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».

1

1


4.4

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

1

1


4.5

Правила перехода улицы.

1

1


4.6

Проектная работа по теме: «Безопасный путь в школу»

1

1


4.7

Сигналы регулировщика

1

1


4.8

Предупредительные сигналы транспортных средств.

1


1

4.9

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ».

1


1

4.10

Организация движения, технические средства регулирования движения

2

1

1

4.11

Проезд специальных транспортных средств

1

1


4.12

Викторина «В гостях у Светофорчика».

1


1

4.13

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

1

1


4.14

Дорожная разметка и ее предназначение

1

1


Учащиеся должны знать:


1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);


2.Научиться понимать сигналы светофоров и регулировщиков;


усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, конь­ках, лыжах и т. д.;


учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила

ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);


знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий до­рожной


разметки проезжей части улицы (дороги).


4.15

Элементы улиц и дорог

2

1

1

4.16

Урок-игра « Поле чудес»

1

1


4.17

Экскурсия по зимнему городу

1


1

4.18

Транспорт

1

1


4.19

Тормозной путь транспортных средств

1

1


4.20

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом

1


1

4.21

Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

1


1

4.22

Тесты на знание ПДД.

1

1


4.23

Причины ДТП.

1

1


4.24

Когда ты становишься водителем

1


1

4.25

Железнодорожный переезд

1

1


4.26

Государственная автомобильная инспекция

1

1


4.27

Экскурсия на предприятие.

1

1


4.28

Сигналы регулировщика

1

1


4.29

Предупредительные сигналы транспортных средств.

1

1


4.30

Тесты на знание ПДД.

1


1

Итого 34 ч



Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения внеурочного курса «Азбука дорожного движения» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком теоретических знаний (об устрой­стве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирования, практических работ, творческих работ учащихся;

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио ученика.


Ученик научится:


- отличать проезжую часть улицы от тротуара;

- правильно ходить по улицам и дорогам;

- переходить проезжую часть;

- понимать сигналы светофора;

- понимать некоторые дорожные знаки;

- выбирать место для игр.


Ученик получит возможность научиться:


- составлять безопасный маршрут от дома до школы;

- отличать виды пешеходных переходов;

- отличать виды перекрестков;

- «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.

Источники информации:

1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007.      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
      2. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / — М.: Просвещение, 2008.

      3.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.

4.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева

«Азбука дорожного движения»

Москва: «Дрофа», 2007 г.

5.Е. А. Гальцова

«Изучение правил дорожного движения»

Волгоград: «Учмтель», 2007 г.

6. Под ред. В. Н. Кирьянова

«Дорожная безопасность» - учебная книжка – тетрадь для 1 класса

Москва: «Третий Рим», 2005 г.

7.Т. Ф. Саулина

«Три сигнала светофора»

Москва: «Просвещение», 1989 г.

8.И. И. Кобитина

«Дошкольникам о технике»

Москва: «Просвещение», 1991 г.

9.Ивнев П.С. Азбука улицы., Калининград, 2004.

10.Кудейко М.А. Игры в летнем оздоровительном лагере., М., 2005.
































СОГЛАСОВАНО


методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ СОШ №5

от 28.08.2012 г. № 1

руководитель МО _________

/Калинина Л.В./




                                                         


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее