Рабочая программа внеурочной деятельности
по образовательной программе
курса «Азбука дорожного движения»
по социальному направлению
Срок реализации: 4 года - 135ч. (1 класс-33ч., 2-4 кл по 34ч.)
Возраст обучающихся 1-4 классы
Автор-составитель:
Терёшина Ю.А.,
учитель начальных классов,
Школа-интернат №1
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.
Цель программы: способствовать осуществлению практико - ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
Задачи:
Формировать умения работы с различными источниками «Юный инспектор дорожного движения» знаний;
Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения;
Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося;
Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика;
Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и
самостоятельности, творческих способностей;
Основной задачей деятельности программы «Азбука дорожного движения» является воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и Основам безопасности жизнедеятельности, осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования
необходимость снижения показателей детского травматизма и смертности на дорогах
профилактика дорожных правонарушений
Отличительными особенностями программы являются:
1. Организация деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов через выполнение заданий на изучение правил дорожного движения.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Данная программа является вариативной в блоке социального направления.
Цель программы: формирование у учащихся основ безопасного поведения на дороге.
Задачи:
вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского травматизма;
познакомить детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
обучить правилам безопасного движения на дорогах и улицах;
формировать у учащихся чувство ответственности за поведение на дороге.
Перечень основных разделов программы:
знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения;
знакомство с сигналами светофора и регулировщика;
знакомство со знаками дорожного движения;
игры, экскурсии; практические занятия на макете перекрестка.
Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.
Программа «Азбука дорожного движения» совмещается с программами по физической культуре и тематикой курса основ безопасности жизнедеятельности.
В данной программе правила дорожного движения (ПДД) рассматриваются с разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД.
Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут в форме подвижных игр, театрализаций, викторин, конкурсов. В ходе проведения занятий ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребёнка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций.
В программу включены практические занятия по переходу улицы, по составлению безопасного маршрута до школы и домой, запланированы экскурсии.
В процессе ознакомления с правилами дорожного движения активно используются произведения художественной литературы: сказки С. Михалкова «Бездельник светофор», Н. Гинзбург «Колесо», рассказы Н. Носова "Автомобиль", Г. Юрмина "Любопытный мышонок", А. Дорохова "Подземный ход", "Заборчик вдоль тротуара", "Шлагбаум", Л. Гальперштейна "Трамвай и его семья", стихотворения Я. Пишумова «Машина моя», «Машины», "Песенка о правилах", "Пешеходный светофор", И. Лешкевич «Гололёд», В. Кожевникова «Светофор», О. Бедарева "Азбука безопасности".
Учебно-тематический план .
| 1. | 1 ступень обучения. |
|
| ||||||||
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
| ||||||||
всего | внеаудит. | аудит. |
|
| ||||||||
| Вводное занятие. Понятие об участниках дорожного движения. | 1 | 1 | - | Учащиеся должны знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
К концу года учащиеся должны уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
|
| ||||||
| Помощник на дорогах – светофор. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
| Опасная дорога. Посмотри налево, направо. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
| Внимание! «Зебра» на дорогах. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
| Викторина «Красный, желтый, зеленый». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Игра «Юный пешеход». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Кто следит за порядком на дорогах? | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
| Не забудь! Впереди опасный путь! | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Экскурсия по поселку. | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Выставка рисунков по ПДД «Внимание! Дорога!» | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Знаки знай, правильно называй! (Знаки запрещающие, знаки предупреждающи.е) | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
| Игра «Юные знатоки дорожного движения». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Кому нужна помощь на дорогах? | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Игра-соревнование «Дорожная Азбука». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Викторина «Дети и дорога». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Веселые старты. | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Мы пассажиры. | 1 | 1 |
|
| |||||||
| КВН «Транспорт и правила поведения в нем». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Игра «Внимательный пешеход». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Круглый стол для Почемучек. | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Подвижная игра по станциям «Охотники за удачей». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Игра «Перекресток загадок». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные знать всей семье положено!». | 1 | 1 |
|
| |||||||
| Подготовка к утреннику «Знай правила движения, как таблицу умножения!». | 3 | 2 | 1 |
| |||||||
| Выступление ребят из группы «Светофорик». Утренник. | 1 | 1 |
|
| |||||||
Всего: |
| 33 ч. | ч. | ч. |
|
| ||||||
| 2. 2ступень обучения |
| ||||||||||
п/п | Тема занятия, дата | Коичество часов | Формы и виды деятельности |
| ||||||||
|
| Всего | внеаудитор | аудитор |
| |||||||
2.1 | Вводное занятие «Что такое дорожная безопасность». | 1 | 1 |
| беседа, игры | |||||||
2.2 | Дорога в школу и домой. | 1 |
| 1 | разрабатываем безопасный маршрут | |||||||
2.3 | Наша улица. | 1 |
| 1 | экскурсия | |||||||
2.4 | Кого называют пешеходом. | 1 | 1 |
| игра «Ловкий пешеход» | |||||||
2.5 | Кого называют водителем. | 1 | 1 |
| игра по станциям | |||||||
2.6 | Кого называют пассажиром. | 1 | 1 |
| игра – соревнование | |||||||
2.7 | Что такое транспорт. Виды транспорта. | 1 | 1 |
| инсценировка рассказа Н. Носова «Автомобиль» | |||||||
2.8 | Вопросы инспектора Мигалочкина | 1 | 1 |
| викторина | |||||||
2.9 | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | 1 |
| 1 | беседа, игры | |||||||
2.10 | Светофор. | 1 |
| 1 | просмотр мультфильма, беседа | |||||||
2.11 | Правила поведения на тротуаре. | 2 | 1 | 1 | игра «Дорожное – не дорожное» | |||||||
2.12 | Правила поведения на пешеходной дорожке. | 1 | 1 |
| изготовление макета городской улицы | |||||||
2.13 | Правила поведения на обочине. | 1 |
| 1 | изготовление макета загородной дороги | |||||||
2.14 | Что такое проезжая часть дороги. | 1 | 1 |
| игра «Водители, пешеходы, автомобили» | |||||||
2.15 | Занимательные светофоринки. | 1 | 1 |
|
| |||||||
2.16 | Пешеходный переход. | 2 | 1 | 1 | игра «Слушай – запоминай» | |||||||
2.17 | Подземный пешеходный переход. | 1 | 1 |
| игра «Лабиринт» | |||||||
2.18 | Надземный пешеходный переход. | 1 |
| 1 | игра «Дорожное – не дорожное» | |||||||
2.19 | Что означают дорожные знаки (запрещающие). | 1 | 1 |
| беседа, игра «Поставь дорожный знак» | |||||||
2.20 | Что означают дорожные знаки (предупрежд.) | 1 | 1 |
| конкурс рисунков «Необычный знак» | |||||||
2.21 | Что означают дорожные знаки (предписыв.). | 1 |
| 1 | беседа, игра «Угадай, какой знак» | |||||||
2.22 | Путешествие в страну дорожных знаков. | 1 |
| 1 | инсценировка | |||||||
2.23 | Шесть дорожных «Почему?» | 1 | 1 |
| викторина | |||||||
2.24 | Неожиданности улицы без интенсивного движения. | 1 | 1 |
| разыгрывание ситуаций, возможных на улице | |||||||
2.25 | Перекресток. | 1 |
| 1 | экскурсия | |||||||
2.26 | Что мешает вовремя увидеть опасность на улице. | 1 | 1 |
| беседа, игры | |||||||
2.27 | Где можно играть? | 1 | 1 |
| настольные игры по ПДД | |||||||
2.28 | «Зелёный огонёк». | 1 | 1 |
| эстафета | |||||||
2.29 | Непослушный лисёнок Огнехвостик (по сказке В. Ардаева «Огнехвостик») | 1 | 1 |
| чтение сказки, беседа | |||||||
2.30 | Азбука дорожная – она совсем не сложная. | 1 | 1 |
| игра – путешествие | |||||||
2.31 | Я и правила дорожного движения. | 1 |
| 1 | викторина по ПДД | |||||||
2.32 | Правила твои друзья – забывать друзей нельзя. | 1 | 1 |
| практическое занятие на макете перекрестка | |||||||
| Итого | 34 | 22 | 12 |
|
| ||||||
| 3. | 3 ступень обучения. |
|
| ||||||||
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
| ||||||||
всего | внеаудит. | аудитор.. |
|
| ||||||||
3.1 | Вводное. Повторение изученного во 2 классе. | 1 | 1 | - | Учащиеся должны знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
К концу года учащиеся должны уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
|
| ||||||
3.2 | Безопасный путь из школы домой. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.3 | Улицы с односторонним и двусторонним движением. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.4 | Правила перехода улицы. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.5 | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.6 | Дорожные знаки, их виды. | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.7 | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.8 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.9 | История возникновения светофора. | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.10 | Виды и сигналы светофора. | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.11 | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.12 | Виды транспорта. | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.13 | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.14 | Правила ожидания транспорта на остановке. | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.15 | Правила перехода дороги при высадке из транспорта. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.16 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | 1 | 1 | 1 |
| |||||||
3.17 | Тесты на знание ПДД. | 1 | 1 |
|
| |||||||
3.18 | Причины ДТП. | 1 |
| 1 |
| |||||||
3.19 | Где можно и где нельзя играть. | 1 |
| 1 |
| |||||||
3.20 | Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.21 | Движение по улице группами. | 1 |
| 1 |
| |||||||
3.22 | Разбор дорожных ситуаций. | 2 | 1 | 1 |
| |||||||
3.23 | Экскурсия по зимнему городу. | 1 |
| 1 |
| |||||||
3.24 | Проектная работа по теме: «Зимняя дорога» | 3 | 3 |
|
| |||||||
3.25 | Игра по ПДД «Подскажи словечко» | 1 | - | 1 |
| |||||||
Всего: |
| 34 ч. |
|
|
|
| ||||||
| 4. 4 ступень обучения |
| ||||||||||
п/п |
| Коичество часов | Формы и виды деятельности |
| ||||||||
|
| Всего | внеаудитор | аудитор |
| |||||||
4.1 | Праздник «Зелёный огонёк» | 1 | 1 |
| К концу 4 класса дети должны знать: 1. Дорожные знаки. 2. Сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств. 3.Различные виды транспорта. 4. Как безопасно перейти улицу и перекресток. 5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта). 6. Обязанности пассажиров и пешеходов. 7.Дорожную разметку и ее предназначение. 8. Предназначение железнодорожного переезда. Уметь: 1. Ориентироваться в дорожных ситуациях. 2. Оценивать своё поведение на дорогах. 3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).
| |||||||
4.2 | Тестирование по ПДД. | 1 |
| 1 | ||||||||
4.3 | Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». | 1 | 1 |
| ||||||||
4.4 | Улицы с односторонним и двусторонним движением. | 1 | 1 |
| ||||||||
4.5 | Правила перехода улицы. | 1 | 1 |
| ||||||||
4.6 | Проектная работа по теме: «Безопасный путь в школу» | 1 | 1 |
| ||||||||
4.7 | Сигналы регулировщика | 1 | 1 |
| ||||||||
4.8 | Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1 |
| 1 | ||||||||
4.9 | Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ». | 1 |
| 1 | ||||||||
4.10 | Организация движения, технические средства регулирования движения | 2 | 1 | 1 | ||||||||
4.11 | Проезд специальных транспортных средств | 1 | 1 |
| ||||||||
4.12 | Викторина «В гостях у Светофорчика». | 1 |
| 1 | ||||||||
4.13 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | 1 | 1 |
| ||||||||
4.14 | Дорожная разметка и ее предназначение | 1 | 1 |
| Учащиеся должны знать:
1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
2.Научиться понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной
разметки проезжей части улицы (дороги).
| |||||||
4.15 | Элементы улиц и дорог | 2 | 1 | 1 | ||||||||
4.16 | Урок-игра « Поле чудес» | 1 | 1 |
| ||||||||
4.17 | Экскурсия по зимнему городу | 1 |
| 1 | ||||||||
4.18 | Транспорт | 1 | 1 |
| ||||||||
4.19 | Тормозной путь транспортных средств | 1 | 1 |
| ||||||||
4.20 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом | 1 |
| 1 | ||||||||
4.21 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | 1 |
| 1 | ||||||||
4.22 | Тесты на знание ПДД. | 1 | 1 |
| ||||||||
4.23 | Причины ДТП. | 1 | 1 |
| ||||||||
4.24 | Когда ты становишься водителем | 1 |
| 1 | ||||||||
4.25 | Железнодорожный переезд | 1 | 1 |
| ||||||||
4.26 | Государственная автомобильная инспекция | 1 | 1 |
| ||||||||
4.27 | Экскурсия на предприятие. | 1 | 1 |
| ||||||||
4.28 | Сигналы регулировщика | 1 | 1 |
| ||||||||
4.29 | Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1 | 1 |
| ||||||||
4.30 | Тесты на знание ПДД. | 1 |
| 1 |
Итого 34 ч
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения внеурочного курса «Азбука дорожного движения» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирования, практических работ, творческих работ учащихся;
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио ученика.
Ученик научится:
- отличать проезжую часть улицы от тротуара;
- правильно ходить по улицам и дорогам;
- переходить проезжую часть;
- понимать сигналы светофора;
- понимать некоторые дорожные знаки;
- выбирать место для игр.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять безопасный маршрут от дома до школы;
- отличать виды пешеходных переходов;
- отличать виды перекрестков;
- «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.
Источники информации:
1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003. 3.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002. 4.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г. 5.Е. А. Гальцова «Изучение правил дорожного движения» Волгоград: «Учмтель», 2007 г. 6. Под ред. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» - учебная книжка – тетрадь для 1 класса Москва: «Третий Рим», 2005 г. 7.Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Москва: «Просвещение», 1989 г. 8.И. И. Кобитина «Дошкольникам о технике» Москва: «Просвещение», 1991 г. 9.Ивнев П.С. Азбука улицы., Калининград, 2004. 10.Кудейко М.А. Игры в летнем оздоровительном лагере., М., 2005.
|
СОГЛАСОВАНО
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №5
от 28.08.2012 г. № 1
руководитель МО _________
/Калинина Л.В./