УРОК 14
План-конспект по географии в 6 классе.
Тема урока: «Атмосферное давление»
Цели :
-образовательная: сформировать представления об атмосферном давлении и устанавливать закономерности между атмосферным давлением, высотой местности, характером земной поверхности (суша или океан) и распределением давления от экватора к полюсам.
- развивающая: способствовать формированию умений:
-находить закономерности в тексте учебной статьи, решать количественные (по алгоритму) и качественные задачи, отбирать и систематизировать информацию (УУД).
- воспитательная: формировать опыт сотрудничества учащихся при работе в группах.
Метапредметная цель: с использованием метапредметного подхода (при решении задач) выявлять закономерности, отбирать и систематизировать информацию, решать задачи по атмосферному давлению.
Планируемые результаты урока:
Ожидаемые результаты: УУД
Предметные: сформированное представлений об атмосферном давлении и выявление географических закономерностей между АД, высотой, характером подстилающей поверхности, распределением давления от экватора к полюсам.
Коммуникативные: формирование умений выражать свои мысли, сотрудничать с одноклассниками в поиске решения проблемы.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Личностные: мотивация изучения данной темы, развитие познавательных интересов к учебному предмету.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; выявление закономерностей изменения давления с высотой, от подстилающей поверхности (суша и океан), от экватора к полюсам.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Вид урока: урок решения познавательных задач
Методы и приемы обучения: исследовательский и алгоритмический метод
(при работе с ЭОР), эвристическая беседа.
Ход урока.
1.Организационная часть урока
- Взаимное приветствие;
- Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды.
2.1. Наблюдение за погодой.
- С какими элементами погоды мы уже знакомы?
- Какая t воздуха указана в прогнозе?
- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?
- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (АД)
- Какова же будет тема нашего урока? (АД) слайд № 2
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
3.1Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):
узнать что такое АД;
почему АД измеряется в мм рт. ст.;
зачем в прогнозах погоды указывают АД;
что влияет на изменение АД;
учиться работать в группах.
3.2.Учитель демонстрирует опыт со стаканами (или предлагает видеофрагмент) Возьмите стакан, заполните его водой, накройте листком бумаги, плотно прижмите бумагу к стакану с водой и переверните и подержите так некоторое время. Намокшая бумага прилипает к краям стакана за счет сил поверхностного натяжения. Если вы медленно уберёте руку, то увидите, что вода не может вылиться из перевернутого стакана.
4. Открытие нового знания.
1.Кем и в каком году было открыто атмосферное давление (АД)?
2. Просмотрите видео «Опыт Торичелли».
Рассказывает об опыте Торричелли с. 129 в учебнике рис.
2.1. Почему ртуть не выливается из трубки ?
2.2. Почему АД измеряется в мм ртутного столба (мм рт.ст.)
2.3. Чему равно АД на уровне моря?
3. Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?
4. Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.
Для этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке ».
Учитель задает вопрос: - Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?
Сообщение учителя о Кроншта́дтском футшто́ке (слайд № 14)
-Каким прибором измеряют АД?
5. Физкультминутка.
Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) слайд № 15
- Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести?
Слайд № 16
Учащиеся отвечают на вопрос.
«Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.
Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей.
Учитель демонстрирует презентацию слайд № 17, 18
Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет 828 м.
Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров.
- Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте? (Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой h/10,5)
- При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться?
- Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание?
Учащиеся высказывают разные точки зрения (да - нет)
-Демонстрация слайда № 19 «Влияние пониженного АД на человека».
Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать
недомогание в таких зданиях.
- Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования
АД?
Слайд № 20(Ответ - на состояние здоровья влияет резкое изменение АД)
- Слайд № 21. В Южной Америке (Перу) на высоте около 4500 метров работает специальная станция для изучения влияния высоты на человеческий организм. Люди, привыкшие к жизни внизу, на уровне моря, с трудом могут пройти несколько десятков шагов на высоте 4500 метров. А те, кто уже акклиматизировался в горной местности, свободно там бегают и занимаются спортивными упражнениями. В горах Перу на высотах 2000—4000 метров живет более 4 миллионов человек. Почему так происходит?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12—13% больше красных кровяных шариков.
6. Закрепление
1.Что такое АД?
2.Каким прибором его измеряют?
3.Как изменяется АД при нагревании воздуха и при охлаждении?
Практическая работа по заданиям в учебнике на с.130
7.Домашнее задание:
§39
8. Рефлексия.
1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).
2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?
Для этого используется программа «Интерактивное голосование». Голосование происходит путем нажатия на кнопки, расположенные в окне программы и соответствующие варианту ответа (одно нажатие – один голос). Результат выводится в виде гистограммы. Кроме проведения рефлексивного момента на уроке, эту программу можно использовать при проверке знаний учащихся, при проведении опроса мнений, определении симпатий. При использовании этой программы в сочетании с интерактивной доской, ученики могут самостоятельно нажимать кнопки голосования, что неизменно привлекает внимание, вызывает интерес и положительные эмоции.