Памятники культуры Древнего Египта Архитектура. Монументальная живопись.
Автор: Солонина Галина Стефановна учитель изоискусства МОУ СОШ № 2 с. Арзгир
Адрес: 356571, Ставропольский край, Арзгирский район, с. Арзгир, ул. Книги, № 2
- Познакомить учащихся с археологическими памятниками культуры Древнего Египта.
- Сформировать представление об особенностях архитектуры и монументального искусства эпохи Древнего Египта.
- Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, интерес к искусству и его истории.
- Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, умение систематизировать материал и выделять главное.
- Формировать навыки работы с художественными материалами.
Великие чудеса света.
Архитектура Древнего Египта. Пирамиды.
В немой дали застыли
Пирамиды фараонов,
Саркофаги древней были,
Величавые, как вечность,
Молчаливые, как смерть.
М. Эмилеску
Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых.
- Это особенно ярко выражается в архитектуре – ведущем древнеегипетском виде искусства.
- Архитектуре была подчинена живопись и скульптура.
- Неограниченные ресурсы дешевого рабского труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.
Эти сооружения имели сверхчеловеческий размер и являлись образцом проявления величественности в стиле.
Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое действие, подавляла сознание человека.
- Архитектура отличалась геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением одинаковых образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека.
«Чувство подавленности есть начало благоговения» Карл Маркс
Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений - домов вечности.
- Для фараонов сооружали пирамиды .
- Для вельмож – мастаба.
- Для бедных крестьян– насыпь из песка.
Возводились эти сооружения на западном берегу Нила, там где заходит Солнце, в Царстве Мертвых.
(по-арабски – скамья)
По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклоненными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи.
Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной.
- Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 метров.
- Там помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь.
- Строительство мастабы начиналось всегда с подземной части.
- В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала – молельня, которая находилась в восточной части мастабы.
- Она имела «ложные» двери для духа умершего и сердаб – помещение для статуи умершего.
Располагались мастабы правильными рядами, окружая пирамиды фараонов, и были ориентированы подобно самим пирамидам по сторонам света, образуя «города мертвых».
Пирамиды возникли в результате ступенчатой постройки мастабы.
Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. до н.э.) сооружений – ступенчатая пирамида фараона 3-й династии Джосера в Саккара.
Храмовый комплекс у пирамиды Джосера
Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера находилась под землей на глубине 27,5 м.
- История сохранила имя первого архитектора в истории мировой архитектуры, основоположника каменного строительства.
- Это зодчий Имхотеп.
В строительстве гробниц Древнего царства началась эпоха пирамид . Еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы.
Пирамида Хеопса
Пирамида Хефрена
Пирамида Микерина
Пирамида – знак вечности, символ мощи, богатства, значимости фараона.
Наиболее известными считаются Великие пирамиды в Гизе , построенные фараонами 4-й династии в 3-м тысячелетии до н.э.
Самая высокая - гробница Хеопса
Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена.
Статуя Хефрена. 27 век до н.э.
- Пирамиды имеют в основании квадрат.
- Погребальная камера находится внутри пирамиды.
- Стороны основания ориентированы строго по сторонам света.
Пирамида Хефрена
Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура древности.
Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы – длина 50 м, высота 20 м. Голова сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном.
Пирамида Аменемхета 3-го. Начало 3-го тыс. до н.э.
Следующая эпоха в истории культуры Древнего Египта – интенсивное строительство храмов.
- Особая роль была отведена горе, возвышавшейся над гробницей.
- Сама гробница и заупокойный храм фараона теперь были разделены.
- Храм строили на границе пустыни и плодородной земли.
- Исключением из этого правила служит самое первое сооружение такого типа.
- Это заупокойный храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри, построенный на скальной террасе архитектором Сененмутом.
Храм Хатшепсут – три террасы, возвышающиеся друг над другом.
Абу Симбел
Скальный храм Рамзеса 3-го в Абу-Симбеле с громадными 20-метровыми статуями фараона у входа.
Храм Нефертити
- Храмы ориентированны на Восток, и первые лучи Солнца проникают сначала в первый зал с 4-мя граненными столбами и статуями фараона, затем во второй.
- И лишь дважды в год, достигая святилища, выхватывают из мрака статуи Амона, Ра и Рамзеса.
- Птах, создатель мира, должен был вечно пребывать во мраке.
- Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами в период Древнего царства сооружались святилища, не связанные с загробным культом.
- Это солнечные храмы, посвященные богу Солнца Ра.
Храм Амона-Ра в Карнаке
Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны .
- Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий.
- В период 18-й (фиванской) династии покровитель Фив Амон отожествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным.
- Храм грандиозен во всех своих частях: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м.
Храм Амона-Ра в Луксоре
Луксорский храм был вторым по значению в стране.
- На этом месте когда-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта – в Среднем и Новом царстве.
- Храм в Луксоре (зодчие Аменхотеп младший, Майа) наиболее гармоничный и совершенный.
- Он отличается четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания.
- В первом дворе – колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса.
- Всего колонн в храме около 150.
Колоннада храма Амон-Ра, Нут и Хонсу
Аллея сфинксов с головами баранов в Луксоре
Храм состоит их 3-х частей, расположенных на одной оси.
- перистиль
- гипостильный зал
- святилище
Композиция храма симметрична относительно продольной оси.
- Все идет к сгущению мрака, все словно создано не руками человека, а силами божества.
- Колонны напоминают растительные формы – стебли и цветки лотоса, метелки папируса.
- Симметричность композиции подчеркивалась расположенным по оси входом в виде пилонов с наклонными стенами.
Обелиск – материализованный луч Солнца. Впервые возник в Древнем Египте.
Благодаря монументальности, строгости и простоте архитектурная форма обелиска нашла применение и в современном строительстве.
Постановка художественной задачи:
- Изобразить архитектурный пейзаж с использованием изображений памятников Древнего Египта и природного ландшафта.
Монументальная живопись
Интерьер гробницы фараона Тутанхамона
Внутреннее убранство дворца
Египтяне
поют гимн
заходящему
Солнцу.
Жен-Франсуа Шампольон был поражен цветными росписями на стенах гробницы:
Слуги несут вещи господину
Главное место в рисунках отводилось знатному человеку – хозяину гробницы. Изображали дом, окруженный прекрасным садом с озером, иногда внутреннее убранство дома.
Фараон с женой в саду
Фараон Тутанхамон с женой
Фараон в парадном парике.
Нефертити в лодке из папируса
Рельеф с изображением фараона Эхнатона
с женой Нефертити и дочерьми.
Фараон и Анубис.
- Деревья и растения на одном берегу реки изображены кронами вверх, а на другом – кронами вниз.
Рисунки сделаны с таким мастерством, что не сразу замечаешь необычность манеры их исполнения.
Фигуры людей изображены так, что они предстают с различных точек зрения: человек показан с развернутыми в фас плечами, туловище – в трехчетвертном повороте, ноги и лицо – в профиль, а один глаз – в фас.
Также и туловища животных представлены в профиль, а рога в фас.
Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен был подчиняться правилам, установленным жрецами.
- Каждый предмет, фигура человека – все изображенное на стенах гробниц и дворцов должно быть четким, ничто не должно заслонять другое.
- По этим правилам-канонам и рисовали египтяне. Особенно важно было соблюдать канон при изображении владельца гробницы, его жены и знатных людей.
- Знатные египтяне всегда выделялись среди простых людей своей величиной.
Позы знатных египтян исполнены важности и величия, торжественного покоя даже в сценах охоты.
Рисунки на папирусе
А когда художник рисовал земледельцев, рабов, ремесленников, он не был связан каноном, позы этих людей полны жизни и движения.
Как рисовали египетские художники, какие у них были краски и кисти.
- Художник обычно имел мастерскую. Ему помогали ученики, чаще его сыновья.
- Существовало руководство со всеми канонами «Предписание для стенной живописи и канона пропорций». Это название было написано в гробнице одного художника, где он заявлял, что всегда придерживался этого «руководства». К сожалению, сам папирус канонов не сохранился. Но, изучая рисунки, можно определить, в чем же состояло правило пропорций.
- Египтяне рисовали по сетке, которую наносили на стены гробницы после того, как все ее поверхности были сглажены и покрыты тонким слоем штукатурки из мелкоразмолотого известняка.
- Для этого длинную веревку опускали в жидкую красную краску. Затем два мастера держали ее за концы, а третий в середине «отмечал» на стене вертикальные и горизонтальные линии. Так получалась сетка из квадратов.
- Потом сетку закрашивали соответствующим цветом: на зарослях – зеленым, на одеждах – белым, на теле – желтым или коричневым. Многие росписи сохранили следы сетки. По ним и можно установить канон пропорций. Так, например, фигура сидящего человека занимала 15 клеток, при этом на голову отводилось 3 клетки, на туловище и ноги – по 6. стоящая фигура рисовалась на 18 клетках с сохранением тех же пропорций. Голова равнялась одной пятой роста человека, остальное поровну отводилось на туловище и ноги.
Все работы производились под руководством главного художника.
- Он делил стену на пояса, указывал, где и как размещать сцены, делал композицию в каждой камере гробницы соответственно тому, что в ней находилось – саркофаг с мумией, сокровища или различные предметы.
- Работу выполняли ученики художника. Сам мастер рисовал наиболее ответственные сцены, проверял и давал указания рисовальщикам, исправлял их ошибки.
- Перед тем, как наносить рисунок на стену, делались наброски на глиняных черепках посуды или на обломках белого камня – известняка.
Современная реконструкция одежды древнеегипетских воинов.
Исида
Осирис – бог плодородия, посевов и всходов.
Исида – жена Осириса
Осирис
Бог Сет
Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен был подчиняться правилам, установленным жрецами.