«Зимний фестиваль знаний 2025»

Архитектура Древнего Египта

Познакомить учащихся с археологическими памятниками культуры Древнего Египта.

Сформировать представление об особенностях архитектуры и монументального искусства эпохи Древнего Египта.

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, интерес к искусству и его истории.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, умение систематизировать материал и выделять главное.

Формировать навыки работы с художественными материалами.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Памятники культуры Древнего Египта   Архитектура. Монументальная живопись.  Автор: Солонина Галина Стефановна учитель изоискусства МОУ СОШ № 2 с. Арзгир Адрес: 356571, Ставропольский край, Арзгирский район, с. Арзгир, ул. Книги, № 2

Памятники культуры Древнего Египта Архитектура. Монументальная живопись.

Автор: Солонина Галина Стефановна учитель изоискусства МОУ СОШ № 2 с. Арзгир

Адрес: 356571, Ставропольский край, Арзгирский район, с. Арзгир, ул. Книги, № 2

Познакомить учащихся с археологическими памятниками культуры Древнего Египта. Сформировать представление об особенностях архитектуры и монументального искусства эпохи Древнего Египта. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, интерес к искусству и его истории. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, умение систематизировать материал и выделять главное. Формировать навыки работы с художественными материалами.
  • Познакомить учащихся с археологическими памятниками культуры Древнего Египта.
  • Сформировать представление об особенностях архитектуры и монументального искусства эпохи Древнего Египта.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, интерес к искусству и его истории.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, умение систематизировать материал и выделять главное.
  • Формировать навыки работы с художественными материалами.
    Великие чудеса света.  Архитектура Древнего Египта. Пирамиды.

    Великие чудеса света.

    Архитектура Древнего Египта. Пирамиды.

    В немой дали застыли Пирамиды фараонов, Саркофаги древней были, Величавые, как вечность, Молчаливые, как смерть.  М. Эмилеску

    В немой дали застыли

    Пирамиды фараонов,

    Саркофаги древней были,

    Величавые, как вечность,

    Молчаливые, как смерть.

    М. Эмилеску

    Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых.

    Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых.

    • Это особенно ярко выражается в архитектуре – ведущем древнеегипетском виде искусства.
    • Архитектуре была подчинена живопись и скульптура.
    • Неограниченные ресурсы дешевого рабского труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.
    Эти сооружения имели сверхчеловеческий размер и являлись образцом проявления величественности  в стиле.

    Эти сооружения имели сверхчеловеческий размер и являлись образцом проявления величественности в стиле.

    Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое действие, подавляла сознание человека.

    Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое действие, подавляла сознание человека.

    • Архитектура отличалась геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением одинаковых образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека.
    «Чувство подавленности есть начало благоговения» Карл Маркс

    «Чувство подавленности есть начало благоговения» Карл Маркс

    Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений - домов вечности.

    Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений - домов вечности.

    • Для фараонов сооружали пирамиды .
    • Для вельмож – мастаба.
    • Для бедных крестьян– насыпь из песка.
    Возводились эти сооружения на западном берегу Нила, там где заходит Солнце, в Царстве Мертвых.

    Возводились эти сооружения на западном берегу Нила, там где заходит Солнце, в Царстве Мертвых.

    (по-арабски – скамья)  По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклоненными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи.

    (по-арабски – скамья)

    По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклоненными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи.

    Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной.

    Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной.

    • Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 метров.
    • Там помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь.
    • Строительство мастабы начиналось всегда с подземной части.
    В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала – молельня, которая находилась в восточной части мастабы. Она имела «ложные» двери для духа умершего и сердаб
    • В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала – молельня, которая находилась в восточной части мастабы.
    • Она имела «ложные» двери для духа умершего и сердаб – помещение для статуи умершего.
    Располагались мастабы правильными рядами, окружая пирамиды фараонов, и были ориентированы подобно самим пирамидам по сторонам света, образуя «города мертвых».  Пирамиды возникли в результате ступенчатой постройки мастабы.  Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. до н.э.) сооружений – ступенчатая пирамида фараона 3-й династии Джосера в Саккара.

    Располагались мастабы правильными рядами, окружая пирамиды фараонов, и были ориентированы подобно самим пирамидам по сторонам света, образуя «города мертвых».

    Пирамиды возникли в результате ступенчатой постройки мастабы.

    Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. до н.э.) сооружений – ступенчатая пирамида фараона 3-й династии Джосера в Саккара.

    Храмовый комплекс у пирамиды Джосера

    Храмовый комплекс у пирамиды Джосера

    Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера находилась под землей  на глубине 27,5 м.

    Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера находилась под землей на глубине 27,5 м.

    • История сохранила имя первого архитектора в истории мировой архитектуры, основоположника каменного строительства.
    • Это зодчий Имхотеп.
    В строительстве гробниц Древнего царства началась эпоха пирамид . Еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы.

    В строительстве гробниц Древнего царства началась эпоха пирамид . Еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы.

    Пирамида Хеопса Пирамида Хефрена Пирамида Микерина Пирамида – знак вечности, символ мощи, богатства, значимости фараона. Наиболее известными считаются  Великие пирамиды в Гизе , построенные фараонами 4-й династии в 3-м тысячелетии до н.э.

    Пирамида Хеопса

    Пирамида Хефрена

    Пирамида Микерина

    Пирамида – знак вечности, символ мощи, богатства, значимости фараона.

    Наиболее известными считаются Великие пирамиды в Гизе , построенные фараонами 4-й династии в 3-м тысячелетии до н.э.

    Самая высокая - гробница Хеопса

    Самая высокая - гробница Хеопса

    Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена. Статуя Хефрена. 27 век до н.э. Пирамиды имеют в основании квадрат. Погребальная камера находится внутри пирамиды. Стороны основания ориентированы строго по сторонам света. Пирамида Хефрена

    Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена.

    Статуя Хефрена. 27 век до н.э.

    • Пирамиды имеют в основании квадрат.
    • Погребальная камера находится внутри пирамиды.
    • Стороны основания ориентированы строго по сторонам света.

    Пирамида Хефрена

    Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура древности.

    Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура древности.

    Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы – длина 50 м, высота 20 м. Голова сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном.

    Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы – длина 50 м, высота 20 м. Голова сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном.

    Пирамида Аменемхета 3-го.  Начало 3-го тыс. до н.э.

    Пирамида Аменемхета 3-го. Начало 3-го тыс. до н.э.

    Следующая эпоха в истории культуры Древнего Египта – интенсивное строительство храмов.

    Следующая эпоха в истории культуры Древнего Египта – интенсивное строительство храмов.

    • Особая роль была отведена горе, возвышавшейся над гробницей.
    • Сама гробница и заупокойный храм фараона теперь были разделены.
    • Храм строили на границе пустыни и плодородной земли.
    • Исключением из этого правила служит самое первое сооружение такого типа.
    • Это заупокойный храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри, построенный на скальной террасе архитектором Сененмутом.
    Храм Хатшепсут – три террасы, возвышающиеся друг над другом.

    Храм Хатшепсут – три террасы, возвышающиеся друг над другом.

    Абу Симбел

    Абу Симбел

    Скальный храм Рамзеса 3-го в Абу-Симбеле  с громадными 20-метровыми статуями фараона у входа.

    Скальный храм Рамзеса 3-го в Абу-Симбеле с громадными 20-метровыми статуями фараона у входа.

      Храм Нефертити

      Храм Нефертити

      Храмы ориентированны на Восток, и первые лучи Солнца проникают сначала в первый зал с 4-мя граненными столбами и статуями фараона, затем во второй. И лишь дважды в год, достигая святилища, выхватывают из мрака статуи Амона, Ра и Рамзеса.  Птах, создатель мира, должен был вечно пребывать во мраке.
      • Храмы ориентированны на Восток, и первые лучи Солнца проникают сначала в первый зал с 4-мя граненными столбами и статуями фараона, затем во второй.
      • И лишь дважды в год, достигая святилища, выхватывают из мрака статуи Амона, Ра и Рамзеса.
      • Птах, создатель мира, должен был вечно пребывать во мраке.
      Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами в период Древнего царства сооружались святилища, не связанные с загробным культом. Это солнечные храмы, посвященные богу Солнца Ра.
      • Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастабами в период Древнего царства сооружались святилища, не связанные с загробным культом.
      • Это солнечные храмы, посвященные богу Солнца Ра.
      Храм Амона-Ра в Карнаке

      Храм Амона-Ра в Карнаке

      Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны .

      Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны .

      • Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий.
      • В период 18-й (фиванской) династии покровитель Фив Амон отожествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным.
      • Храм грандиозен во всех своих частях: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м.
      Храм Амона-Ра в Луксоре

      Храм Амона-Ра в Луксоре

      Луксорский храм был вторым по значению в стране.

      Луксорский храм был вторым по значению в стране.

      • На этом месте когда-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта – в Среднем и Новом царстве.
      • Храм в Луксоре (зодчие Аменхотеп младший, Майа) наиболее гармоничный и совершенный.
      • Он отличается четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания.
      • В первом дворе – колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса.
      • Всего колонн в храме около 150.
      Колоннада храма Амон-Ра, Нут и Хонсу

      Колоннада храма Амон-Ра, Нут и Хонсу

      Аллея сфинксов с головами баранов в Луксоре

      Аллея сфинксов с головами баранов в Луксоре

      Храм состоит их 3-х частей, расположенных на одной оси.

      Храм состоит их 3-х частей, расположенных на одной оси.

      • перистиль
      • гипостильный зал
      • святилище
      Композиция храма симметрична относительно продольной оси.

      Композиция храма симметрична относительно продольной оси.

      • Все идет к сгущению мрака, все словно создано не руками человека, а силами божества.
      • Колонны напоминают растительные формы – стебли и цветки лотоса, метелки папируса.
      • Симметричность композиции подчеркивалась расположенным по оси входом в виде пилонов с наклонными стенами.
      Обелиск – материализованный луч Солнца.  Впервые возник в Древнем Египте.

      Обелиск – материализованный луч Солнца. Впервые возник в Древнем Египте.

      Благодаря монументальности, строгости и простоте архитектурная форма обелиска нашла применение и в современном строительстве.

      Благодаря монументальности, строгости и простоте архитектурная форма обелиска нашла применение и в современном строительстве.

      Постановка художественной задачи:

      Постановка художественной задачи:

      • Изобразить архитектурный пейзаж с использованием изображений памятников Древнего Египта и природного ландшафта.
      Монументальная живопись

      Монументальная живопись

      Интерьер гробницы фараона Тутанхамона

      Интерьер гробницы фараона Тутанхамона

      Внутреннее убранство дворца

      Внутреннее убранство дворца

      Египтяне  поют гимн заходящему Солнцу.

      Египтяне

      поют гимн

      заходящему

      Солнцу.

      Жен-Франсуа Шампольон был поражен цветными росписями на стенах гробницы:

      Жен-Франсуа Шампольон был поражен цветными росписями на стенах гробницы:

        Слуги несут вещи господину

        Слуги несут вещи господину

        Главное место в рисунках отводилось знатному человеку – хозяину гробницы.  Изображали дом, окруженный прекрасным садом с озером, иногда внутреннее убранство дома.   Фараон с женой в саду

        Главное место в рисунках отводилось знатному человеку – хозяину гробницы. Изображали дом, окруженный прекрасным садом с озером, иногда внутреннее убранство дома.

        Фараон с женой в саду

        Фараон Тутанхамон с женой

        Фараон Тутанхамон с женой

        Фараон в парадном парике.

        Фараон в парадном парике.

        Нефертити  в лодке из папируса

        Нефертити в лодке из папируса

        Рельеф с изображением фараона Эхнатона с женой Нефертити и дочерьми.

        Рельеф с изображением фараона Эхнатона

        с женой Нефертити и дочерьми.

        Фараон  и Анубис.

        Фараон и Анубис.

        Деревья и растения на одном берегу реки изображены кронами вверх, а на другом – кронами вниз.
        • Деревья и растения на одном берегу реки изображены кронами вверх, а на другом – кронами вниз.
        Рисунки сделаны с таким мастерством, что не сразу замечаешь необычность манеры их исполнения.

        Рисунки сделаны с таким мастерством, что не сразу замечаешь необычность манеры их исполнения.

          Фигуры людей изображены так, что они предстают с различных точек зрения: человек показан с развернутыми в фас плечами, туловище – в трехчетвертном повороте, ноги и лицо – в профиль, а один глаз – в фас.

          Фигуры людей изображены так, что они предстают с различных точек зрения: человек показан с развернутыми в фас плечами, туловище – в трехчетвертном повороте, ноги и лицо – в профиль, а один глаз – в фас.

          Также и туловища животных представлены в профиль, а рога в фас.

          Также и туловища животных представлены в профиль, а рога в фас.

          Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен был подчиняться правилам, установленным жрецами.

          Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен был подчиняться правилам, установленным жрецами.

          • Каждый предмет, фигура человека – все изображенное на стенах гробниц и дворцов должно быть четким, ничто не должно заслонять другое.
          • По этим правилам-канонам и рисовали египтяне. Особенно важно было соблюдать канон при изображении владельца гробницы, его жены и знатных людей.
          • Знатные египтяне всегда выделялись среди простых людей своей величиной.
          Позы знатных египтян исполнены важности и величия, торжественного покоя даже в сценах охоты.

          Позы знатных египтян исполнены важности и величия, торжественного покоя даже в сценах охоты.

          Рисунки на папирусе

          Рисунки на папирусе

          А когда художник рисовал земледельцев, рабов, ремесленников, он не был связан каноном, позы этих людей полны жизни и движения.

          А когда художник рисовал земледельцев, рабов, ремесленников, он не был связан каноном, позы этих людей полны жизни и движения.

          Как рисовали египетские художники, какие у них были краски и кисти.

          Как рисовали египетские художники, какие у них были краски и кисти.

          • Художник обычно имел мастерскую. Ему помогали ученики, чаще его сыновья.
          • Существовало руководство со всеми канонами «Предписание для стенной живописи и канона пропорций». Это название было написано в гробнице одного художника, где он заявлял, что всегда придерживался этого «руководства». К сожалению, сам папирус канонов не сохранился. Но, изучая рисунки, можно определить, в чем же состояло правило пропорций.
          • Египтяне рисовали по сетке, которую наносили на стены гробницы после того, как все ее поверхности были сглажены и покрыты тонким слоем штукатурки из мелкоразмолотого известняка.
          • Для этого длинную веревку опускали в жидкую красную краску. Затем два мастера держали ее за концы, а третий в середине «отмечал» на стене вертикальные и горизонтальные линии. Так получалась сетка из квадратов.
          • Потом сетку закрашивали соответствующим цветом: на зарослях – зеленым, на одеждах – белым, на теле – желтым или коричневым. Многие росписи сохранили следы сетки. По ним и можно установить канон пропорций. Так, например, фигура сидящего человека занимала 15 клеток, при этом на голову отводилось 3 клетки, на туловище и ноги – по 6. стоящая фигура рисовалась на 18 клетках с сохранением тех же пропорций. Голова равнялась одной пятой роста человека, остальное поровну отводилось на туловище и ноги.
          Все работы производились под руководством главного художника.

          Все работы производились под руководством главного художника.

          • Он делил стену на пояса, указывал, где и как размещать сцены, делал композицию в каждой камере гробницы соответственно тому, что в ней находилось – саркофаг с мумией, сокровища или различные предметы.
          • Работу выполняли ученики художника. Сам мастер рисовал наиболее ответственные сцены, проверял и давал указания рисовальщикам, исправлял их ошибки.
          • Перед тем, как наносить рисунок на стену, делались наброски на глиняных черепках посуды или на обломках белого камня – известняка.
          Современная реконструкция одежды древнеегипетских воинов.

          Современная реконструкция одежды древнеегипетских воинов.

          Исида Осирис – бог плодородия, посевов и всходов. Исида – жена Осириса Осирис

          Исида

          Осирис – бог плодородия, посевов и всходов.

          Исида – жена Осириса

          Осирис

          Бог Сет

          Бог Сет

          Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен был подчиняться правилам, установленным жрецами.

          Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен был подчиняться правилам, установленным жрецами.

            Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



            Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


            Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

            Комплекты учителю



            Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

            Подробнее

            Вебинары для учителей



            Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


            Подробнее