Урок по математике в 3 классе, разработала Зубова Г.Д., учитель начальных классов
Тема: «Арифметические действия в пределах 100 ».
Цель: обобщение знаний по теме.
Задачи:1.совершенствовать умения по применению распределительного
закона умножения и деления относительно сложения при
умножении двузначного числа на однозначное число и делении
двузначного числа на однозначное;
.2. развивать математическое мышление, память, интерес к
математике;
3. формировать умение работать самостоятельно;
4. приобщать детей к духовным ценностям русского народа.
Оборудование: презентация «Великие православные полководцы»,
блоки-предписания,
блок - карточки.
Ход урока:
№ п/п | Учебный материал | Управление обучением |
1. | Оргмомент. Итак, друзья, внимание. Вновь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнём урок. -Ребята, у нас гости, поприветствуйте гостей улыбкой. |
|
2. 3. 4. 5. | Актуализации прежних знаний, умений, навыков. 1.Устные упражнения. -Посмотрите на выражения. На какие группы их можно разбить? -Как вы думаете, почему мы начали урок с решения этих примеров? -Посмотрим, верны ли ваши предположения. Прочитаем тему урока. 2. Сообщение темы. -Ваше предложение подтвердилось, сегодня мы повторим все виды внетабличного умножения и деления в пределах 100 и определим, над чем нам нужно ещё поработать. 3. Повторение теории. Работа в парах сменного состава. 1).Игра «Ручеёк». -Повторим правила, которые нам помогут быстро решать эти примеры? -Хорошо. -Возьмите блоки - предписания. -Прочитайте первое задание в блоке предписания. -Всё понятно? -Разберите карточки с правилами и устно решите примеры, соответствующие правилу на карточке. 2).Подведение итога работы. - Кто получил за знание правил все «5»? «4»? Почему? 4. Практическое применение. 1). Работа по блок - карточке с зашифрованными 1 - 4 заданиями. - Сейчас проверим, как вы эти знания примените на практике. Прочитайте 2 задание в блоках предписания. -Возьмите блок - карточку. На какую тему зашифрованы задания? -Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в историческое прошлое нашей Родины. - За всю тысячелетнюю историю сыновьям России приходилось часто с оружием в руках защищать своё Отечество, свою веру. И во все времена Господь посылал русскому воинству храбрых и мудрых полководцев. Первое задание: умножение двузначного числа на однозначное. -Послушайте задание. Выполнив вычисления по заданному алгоритму и записав числа в порядке убывания, узнаете прозвище святого благоверного князя, разгромившего 5 апреля 1245 года на льду Чудского озера немецких рыцарей-крестоносцев. - Выполните задание. Проверка. -Какое ключевое слово? Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года. Своё прозвище получил в 1240 году после битвы на Неве со шведами, которые также как и рыцари-крестоносцы хотели перекрестить русский народ из православной веры в католичество. После этих битв враги поняли смысл слов Александра Невского «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» -В те далёкие времена русские князья платили дань татарским ханам. Московский князь Дмитрий решил положить этому конец.
Второе задание: внетабличное деление двузначного числа на однозначное. -Послушайте задание. Прозвище святого благоверного князя узнаете, записав числа в порядке убывания. Работают по карточкам со вторым заданием. -Выполните задание. Проверка. -Какое ключевое слово? Перед битвой с огромным войском татарского хана Мамая, князь Дмитрий получил благословение самого почитаемого на Руси святого преподобного Сергия Радонежского, который предсказал победу русских, что и сбылось. Битва состоялась 8 сентября 1380 года на поле Куликовом на берегу реки Дон. С этого времени народ стал называть князя Дмитрия Донским. Третье задание: деление двузначного числа на двузначное. -Послушайте третье задание. Выполнив вычисления и записав числа в порядке убывания, узнаете фамилию великого полководца, который за 50 лет воинской службы не проиграл ни одного сражения. К тому же он был крупным благотворителем, но делал это тайно. Только после смерти узнали имя ежегодно присылавшего в тюрьму перед Пасхой по нескольку тысяч рублей на выкуп неимущих должников. -Выполните задание. Проверка. -Какое ключевое слово? К солдатам Александр Васильевич относился как отец к детям и называл их «чудо-богатырями». В ответ и солдаты относились к нему как к отцу: любили, уважали и берегли. В семидесятилетнем возрасте он совершил с армией переход через неприступные зимние перевалы в Альпах под выстрелами неприятеля, за что ему было присвоено звание генералиссимуса. Четвёртое задание: решение уравнений: -Послушайте задание. Решив уравнения и расположив корни уравнений в порядке убывания, узнаете фамилию великого флотоводца, не проигравшего ни одного сражения на море. Имя его – Фёодор. В переводе с греческого означает «Дар Божий». -Выполняйте задание. Проверка. -Какое ключевое слово? Даже Суворов был поражён блестящими победами Фёодора Ушакова и восклицал: «Ура русскому флоту! Зачем я не был там хотя бы мичманом!» и при встрече хвалил флотоводца. На что адмирал скромно отвечал: «Не мне слава, а народу нашему. Всё это исконно русское, бесстрашное повелось с древности». Физкультминутка. -Послушаем песню о Вещем Олеге, которую всегда любило русское воинство, и отдохнём. Решение задачи. -Почему так был поражён Александр Васильевич узнаете, решив задачу. -Прочитайте про себя. -Вслух читает… -Что известно? -Что неизвестно? -Проанализирует задачу… - Во сколько действий? -Решаем. Кто может записать задачу выражением? Проверка. -Почему же был поражён Александр Суворов? Пятое задание: деление с остатком. Михаил: « Кто равен Богу? Никто, кроме Бога». Именно так звучит в переводе на русский язык имя ученика Суворова и спасителя нашего Отечества в годы нашествия на Россию Великой французской армии Наполеона в 1812 году. Вычислив выражения и записав остатки в порядке возрастания, узнаете фамилию этого великого полководца. -Выполните задание. Проверка. -Какое ключевое слово? Михаил Илларионович Кутузов талантливо провёл Бородинское сражение, описанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в стихотворении «Бородино». Впоследствии Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Шестое задание: решение выражений в три действия на изученные правила. -Послушайте задание. Вычислив выражения и записав значения в порядке убывания, узнаете фамилию великого полководца, который защищал наше Отечество как в царское время, за что был награждён двумя Георгиевскими крестами, так и в советское время- командовал самыми тяжёлыми боями во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года. -Выполните задание. Проверка. -Какое ключевое слово? Георгий Жуков был немногословен, сдержан и твёрд. Несмотря на знаменитость, никто не замечал в нём заносчивости. Со всеми он держался просто, доброжелательно, доступно. Обобщение. -Мы познакомились с великими полководцами, которые все свои физические и душевные силы отдали во благо Отечества-Святой Руси. -Память о них воплощена в названиях улиц и площадей, монументах и музеях нашей страны. Благодарные потомки сохранили память о них и в военных традициях армии и флота. Орденами Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова награждаются российские воины, проявившие личное мужество и отвагу. -А в лице Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова российское воинство приобрело небесных покровителей. Святой православной Церковью они причислены к лику святых. -Учитесь у этих людей любви к Родине, к людям, храбрости, стойкости, умению достигать поставленной цели и тогда вы справитесь со всеми трудностями в жизни, а на уроках с любыми заданиями. -Посчитайте баллы успешности по ключу на обратной стороне карточки. Рефлексия. - Выберите звёздочку по цвету соответственно полученным баллам, записанным на блоке предписания. и прикрепите на полотно. -Что получилось? -Когда его можно увидеть? -Чтобы наша Россия была сильным, могущественным, богатым государством, чтобы её уважали, ценили, каждый гражданин должен вносить свой вклад. Мы с вами тоже вносим посильный вклад своими добрыми делами и знаниями. И салют знаний во славу Отечества на нашем уроке подтверждает, что вклад этот достойный. Подведение итогов. Домашнее задание. -Наш урок подошёл к концу. Я очень довольна вашей работой и хочу вам подарить карточки с зашифрованными заданиями по теме: «Времён связующая нить». Урок закончен. Благодарю всех.
| 1 слайд – примеры: 51:17, 48:3, 16Х4, 17:5, 3х24, 25:4, 42:14, 56:4 Ответы детей:
2 слайд - деление на группы: 16Х4 48:3 51:17 17:5 3х24 56:4 42:14 25:4 Ответы детей. 3 слайд-тема урока: «Арифметические действия над числами в пределах 100» Ответы детей: 4 слайд с правилами:
Берут блоки предписания. Читают 1 задание в блоке предписания. Разбирают карточки 5 вариантов с правилами: По мере того, как пара проделала работу, соответственно алгоритму в блоке - предписания, учитель звенит в колокольчик, а дети одного из вариантов пересаживаются на соседнюю парту. Ходят ручейком. Читают. Отвага и честь. 5 слайд 6 слайд- репродукция Ледового побоища и задание: Работают по карточкам с первым заданием. Невский. 7 слайд-портрет Александра Невского в 20 летнем возрасте. 8слайд-репродукция битвы со шведами на Неве. 9 слайд- портрет Александра Невского в зрелом возрасте. 10 слайд - портрет Дмитрия Донского и задание Работают по карточкам со вторым заданием. Донской. На 10 слайде вместо задания появляется запись: Дмитрий Донской. 11 слайд- репродукция «Благословление Сергия Радонежского». 12 слайд-начало Куликовской битвы. 13 слайд-репродукция Куликовой битвы. 13 слайд- репродукция сражения и запись задания. Работают по карточкам с третьим заданием. Суворов. 14 слайд -портрет Суворова. 15 слайд- репродукция «Переход через Альпы».
16слайд- репродукция сражения и запись задания. Работают по карточкам с 4 заданием. Ушаков. 17 слайд-портрет Ушакова. Дети выполняют движения под песню. 18слайд – текст задачи: В сражении с турецким флотом со стороны России участвовало 2 корабля и10 фрегатов, а со стороны турок - кораблей в восемь раз 8 больше, чем у русских, а также 8 фрегатов. Во сколько раз силы противника превосходили силы русского флота? Ученик на чертеже на доске подписывает данные и анализирует задачу. 4 действия. Решают задачу. Силы противника превосходили в два раза, но жалкие остатки вражеского флота с позором бежали. 19 слайд-портрет Кутузова и задание. Работают по карточкам с пятым заданием. Кутузов. 20 слайд- репродукция «Перед Бородинским сражением». 21 слайд- репродукция Бородинского сражения. 22 слайд- репродукция битвы и задание. Работают по карточкам с шестым заданием. Жуков. 23 слайд-портрет Жукова. 24 слайд-Жуков на параде Победы. 25 слайд- памятник Дмитрию Донскому. 26 слайд- памятник «Тысячелетие России». 27 слайд- фото крейсера «Дмитрий Донской». 28 слайд- фото атомного крейсера «Адмирал Ушаков». 29-34 слайды - ордена Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова. 35 слайд - иконы Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова. 36 слайд – Великие полководцы. Дети считают баллы. 37 слайд – звёздочки красного, жёлтого и зелёного цвета. Прикрепляют на доске звёздочки. Салют. В торжественных случаях, на праздники во славу Отечества. Дети получают карточки с зашифрованными заданиями. 38 слайд –Заключительный. |
Блок - карточка с зашифрованными заданиями по теме «Отвага и честь»
1.
х | 24 | 19 | 13 | 32 | 16 | 17 | 29 |
у |
|
|
|
|
|
|
|
| с | в | й | н | и | к | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
х | 72 | 48 | 69 | 57 | 88 | 45 | 36 |
у |
|
|
|
|
|
|
|
| с | к | д | н | о | о | й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. У 91:13 = О 54:18 = В 90:15= В 76:38=
Р 60:15 = С 96:12= О 70:14=
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. А 78:Х=3 В 24:Х=6 О 15:Х=3
У У:24=4 К Ух3=45 Ш У:3=15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. З 55:7= (ост. ) У 59:6= (ост. ) О 71:8= (ост. )
У 39:6= (ост. ) К 23:3= (ост. )
В 89:9= (ост. ) Т 39:5= (ост. )
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. В 72:4+42:14= Ж 56:28+26х3= О 76:19+93:3=
У 14х6-90:18= К 3х19-76:4=
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключи к блок – карточке по теме «Отвага и честь»
1.
х | 24 | 19 | 13 | 32 | 16 | 17 | 29 |
у | 72 | 76 | 52 | 96 | 64 | 68 | 87 |
| с | в | й | н | и | к | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 96 | 87 | 76 | 72 | 68 | 64 | 52 |
| Н | е | в | с | к | и | й |
7 баллов
2.
х | 72 | 48 | 69 | 57 | 88 | 45 | 36 |
у | 18 | 16 | 23 | 19 | 22 | 15 | 12 |
| с | к | д | н | о | о | й |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23 | 22 | 19 | 18 | 16 | 15 | 12 |
| Д | о | н | с | к | о | й |
7 баллов
3. У 91:13 =7 О 54:18 =3 В 90:15=6 В 76:38=2
Р 60:15 =4 С 96:12=8 О 70:14=5
8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
С | у | в | о | р | о | в |
7 баллов
4. А Х=26 В Х=4 О Х=5
У У=96 К У=15 Ш У=45
6 баллов
96 | 45 | 26 | 15 | 5 | 4 |
У | ш | а | к | о | в |
5. З 55:7=7 (ост.6) У 59:6=9(ост.5) О 71:8=8(ост.7)
У 39:6=6 (ост.3) К 23:3=7(ост.2)
В 89:9=9 (ост. 8) Т 39:5=7(ост.4)
7 баллов
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
К | у | т | у | з | о | в |
6. В 72:4+42:14=21 Ж 56:28+26х3=80 О 76:19+93:3=35
У 14х6-90:18=79 К 3х19-76:4=38
10 баллов
80 | 79 | 38 | 35 | 21 |
Ж | у | к | о | в |
8