«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Актуальные проблемы русского языка

Урок на тему "Актуальные проблемы русского языка" направлен на решение современных проблем, возникших в русском языке, а именно: засорение языка неоправданными заимствованиями, жаргонизмами и т.д. Экология языка - проблема, которую нужно решать с подрастающим поколением. Привить любовь к родному языку, потребность сохранять его красоту - цель этой разработки.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Актуальные проблемы современного русского языка.

Цель: определить проблемы современного русского языка и способы их устранения; формировать основные компетенции в области языка (языковой, коммуникативной и лингвистической); воспитывать ответственное отношение к собственному слову.

Ход урока.

  1. – Здравствуйте, уважаемые коллеги, мои дорогие ученики. Начнём наш урок. А начну его я стихотворением Евгения Весника «Ода русскому языку»:

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, почуЙствовать, оглУпят».

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной,

Его для внуков сохраните!


- Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная мысль стихотворения?

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

- Итак, тема урока – Актуальные проблемы русского языка. (Слайд 1)

- Давайте вместе поставим цели, которые нам придётся решить на уроке:

1). Определить основные проблемы языка на современном этапе

2). Наметить пути их решения.(Слайд 2)

2. – Начнём мы свою работу с орфоэпической разминки (поставьте в данных словах ударения):

Документ, надолго, облегчить, корысть, балованный, шарфы, торты, закупорить, красивее, диспансер, звонит, кухонный, исчерпать, обеспечение, поняла, понял, каталог, углубить, щавель, вручит, досуг, газопровод, августовский, украинский.(Слайд 3 - 4)


(докумЕнт, надОлго, облегчИть, корЫсть, балОванный, шАрфы, тОрты,

закУпорить, красИвее, диспансЕр, звонИт, кУхонный, исчЕрпать, обеспЕчение, понялА, пОнял, каталОг, углубИть, щавЕль, вручИт, досУг,

газопровОд, Августовский, украИнский.


3. – Молодцы, с разминкой вы справились, а теперь обратимся к теме урока.

- Какие же проблемы возникли в русском языке в последние десятилетия? От какой скверны нам нужно очистить наш язык?

(*избыток иностранных слов

*молодёжный сленг

*нецензурные выражения

*язык SMSи «олбанский» язык Интернета)

- Вы сегодня работаете по группам, у каждой группы разные задания, связанные с той или иной проблемой. В течение 10 минут вы работаете над всеми заданиями, в каждой группе есть ответственный за работу, он ставит оценки в оценочный лист.

………………………………………………………………………………………………………………………..

1 группа

- Как мы все привыкли к иноязычной лексике! А нужна ли она нам? Нужны ли заимствования из других языков? (Если слово входит вместе с предметом, который обозначает, то это хорошо.)

- Все ли заимствования оправданы?

Страшно становится, когда читаешь в газете раздел «Требуются на работу…»

Может быть вы проясните названия профессий?

Мерчендайзер………………..(товаровед)

Джоббер…………………..(специалист-посредник на фондовой бирже.Основные задачи – покупка и продажа акций)

Девушка для консумаций…………………..(консумация – разговор с клиентом, т.е. девушка для бесед с клиентами фирмы)

Проверка задания 1 группы:

А) - Замените в тексте иноязычные слова русскими… (Слайд 5)

В этот уик-энд в отеле с прекрасным сервисом я в холле занимался своим хобби: поиском сенсаций. Узнал, что найден минерал с малым количеством биологической ткани. Аргументы были убедительны, и это заинтриговало меня. Я добился рандеву с автором данного сообщения. И вот тет-а-тет разговариваю с ним на симпозиуме.

Б) Подумайте, как решить проблему засорения языка иностранными словами. (Составьте алгоритм действий или памятку для учащихся )

Итог: Не следует пренебрегать иностранными словами (театр, минута, бильярд….), но и не следует прибегать к ним, когда существует равносильное коренное!


2 группа.

- Итак, с иноязычной лексикой разобрались, переходим к другой проблеме: молодёжный сленг. Приведите примеры……………………..

- Какова причина возникновения подобных слов?

А) Переведите текст на правильный литературный язык: (Слайд 6)

Гороскоп на февраль 2015 года. До праздника осталось совсем мало времени. Гороскоп называется “Звездец”. Послушаем, что он советует нам:

Овен. У тебя последний шанс решить, где будешь отмечать праздник – с предками или с друзьями. Начинай париться о подарках. В любом случае тебя ждет праздничная туса.

Телец. На этой неделе жди базара с предками. Они не подозревают, что у тебя новый роман.

 Близнецы. Не забрасывай учебу. Преподы особенно зверствуют.

Рак. На днях тебя ждет клевый вояж. Не забудь захватить с собой фотик.

Лев. Сосредоточься на учебе, подтяни хвосты. Преподы оценят, а предки завалят презентами.

Дева. Пару дней можно похалтурить, посмотреть телик. Потом вытащи себя на прогулку, чтобы депруха не одолела.

Водолей. Ждет счастливый случай. В среду – запары в школе. В пятницу – отличная туса. А в выхи отлично отдохнешь.

Рыбы. На этой неделе тебя ждет  романтическое свидание. В школе попрет с оценками, а друзья позовут на клевую тусу. Не забывай выполнить свои обещания, и тогда точно все будет в шоколаде!

- Разве получившийся текст хуже предыдущего?!

Б) Подумайте, как можно решить проблему языка, связанную с молодёжным сленгом. Составьте памятку для учеников.

Итог: молодёжный сленг был, есть и будет присутствовать в речи молодых людей, но чётко должна прослеживаться грань, что сказать, как сказать, где сказать и кому сказать.

3 группа

- Из-за всемирной компьютеризации, развития Интернета наша речь «обогащается» интернет-сленгом. Большинство компьютерных инноваций появляется на западе, а это значит, что все они называются на английском языке. Когда же об этих разработках узнают в России, то для их подавляющего большинства не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. А молодёжь их коверкает на свой лад. Например, ФЛЕШКА.

А) Скажите так, чтобы вас поняли все: (Слайд 7)

*Сегодня айпишник слетел, не могу зайти в сеть.

*Не материтесь на форуме, иначе все будете забанены.

*Думал, мама глючит, а оказалось, видяха.

*За штуку переустановлю тебе виндузу, и будет тебе счастье.

*Сколько твой винт весит? Мой 500 гигов.

*Доклад по истории задали, так я в вики скачал.

*Я вчера антивирус проапдейтил и всё излечил.

Б)Подумайте, как можно решить эту проблему в русском языке.

Составьте инструкцию или памятку для учащихся.


4 группа

-С вами мы будем говорить о языке SMS, о языке общения в чатах.

А)Вот я увидела такое сообщение, помогите мне разобраться, что хотел сказать автор этого сообщения:(Слайд 8)


Гы!!! +100 )

Аффтар, жжошь )))

Няша! Пешы исчо


- Скажите, зачем сделано столько ошибок? Мне кажется, что ошибки допущены преднамеренно.

- Что вы знаете об «олбанском» языке Интернета?

- Вызывают недоумение такие фразы:

* Люлюочтя

*Прив, чё делаешь?

*Споки ноки

*- Как настрой?

- Норм, а у тя?

- Тож ок

- Чем маешься?

- Уже ничем

- Хах, я тож


-Почему сейчас молодые люди общаются так, иногда специально пишут неграмотно? Не является ли это своеобразным прикрытием неграмотности?


- Итак, Интернет- язык существует. Может ли он вытеснить русский литературный язык?

- Вы бы хотели, чтобы ваши дети так разговаривали?

- Как вы думаете, характеризует ли речь, язык самого человека?

- Такое общение обогащает или обедняет наш язык, нашу речь?


(Смешно! Потрясающе! Автор молодец! Умница! Пиши ещё.)


(Я в восторге от этой новости! Она заслуживает высшей оценки.

Автор просто молодец! Жду приятных новостей)(Слайд 9)

Б) Какие советы вы дадите людям, которые общаются в чатах?


Итог: Безграмотное общение не должно стать нормой!


4. – Мы поговорили с вами о проблемах современного русского языка, о том , как нужно с этими проблемами бороться. Я думаю, что вы прислушались к советам друг друга и сделали правильные выводы.

Через год нам предстоит сдавать ЕГЭ, и на экзамене предлагаются для анализа тексты, затрагивающие проблемы языка.

Я вам предлагаю один из них. По этому тексту вы должны будете написать сочинение-рассуждение. Итак, текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

КАК ГОВОРИТЬ?

      1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

 5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространенное явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

  8)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9)Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

      10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

      12)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13)Но хоть и трудно – это надо, надо. 14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву)



- Определите проблему (а их здесь несколько), сформулируйте её в форме проблемного вопроса или вопросов.

- Определите позицию автора.

Сформулируйте свой тезис, который вы будете доказывать.

- Подберите аргументы из художественной или публицистической литературы.


((Рассказ Максима Горького «Красивая».(Слайд 10)


Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:

- “Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…”

Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам.)

- Что произошло?

- Женщина своей речью убила красоту.)

5. Итог урока.

- Ребята, какой же вывод вы сделали для себя из нашего урока?

- Оценки я вам поставлю в соответствии с оценочными листами.

- Я наш урок начала стихотворением и закончить хочу тоже стихотворением: (Слайд 11)

Берегите наш русский язык!

Берегите его, как святыню!

Он для нас, словно тот же родник

В изнывающей жаркой пустыне.

Не иссякнет пусть этот родник,

Пусть останется чистым и звонким!

Берегите наш русский язык,

Сохраните его для потомков!

6. Рефлексия

7. Д/з. Написать сочинение-рассуждение по тексту Д.С.Лихачёва.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее