МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1 имени
Ожогина Е.П.»
Смоленского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Т.Г.Пивоварова « 2 » сентября 2024 | УТВЕРЖДЕНО «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П.» В.М.Неверов Приказ № 217 « 2 » сентября 2024 |
Рабочая программа учебного предмета «Труды»
для обучающихся с ЗПР 7.2
Емелькина Александра,
учащегося 2 б класса
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Составитель: Калугина Дарья Алексеевна,
учитель начальных классов
село Смоленское 2024
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Адаптированная рабочая программа по технологии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1 им. Ожогина Е.П.», авторской программы по технологии Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ЗПР направлена на достижение следующих результатов:
личностные:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
– формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
– формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
– формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Содержание учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Лутцевой Е.А. Зуевой Т. П. «Технология» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Адаптированная рабочая программа рассчитана на 5 лет и предусматривает на 3 году обучения изучение материала 2 класса Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр) по технологии в расчете 0,25 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 8,5 часов в год.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Изучение курса происходит по следующим разделам:
Художественная мастерская (3 ч)
Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как?
Чертежная мастерская (2 ч)
Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?
Конструкторская мастерская (2 ч)
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Как машины помогают человеку? Что интересного в работе архитектора?
Рукодельная мастерская (1,5 ч)
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки? Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Как ткань превращается в изделие?
Тематическое планирование
Тема, входящая в данный раздел программы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Художественная мастерская | 3 ч | Изготавливать аппликации с разными цветовыми сочетаниями материалов. Изготавливать композиции из симметричных бумажных деталей, работать с картоном. |
Чертежная мастерская | 2 ч | Строить прямые линии и отрезки. Изготавливать изделия с основой прямоугольной формы по их чертежам. Изготавливать изделия из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. |
Конструкторская мастерская | 2 ч | Изготавливать изделия с шарнирным механизмом по принципу перекатывания деталей. Изготавливать модели машин по их развёрткам. Познакомятся с отдельными образцами зодчества. |
Рукодельная мастерская | 1,5 ч | Изготавливать изделия из нетканых материалов (ватных дисков). Изготавливать изделия, частью которых является помпон. Изготавливать изделия, требующих наклеивание ткани на картонную основу. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Плановые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы |
Художественная мастерская (3 ч) | |||
Тон, цвет, светотень, симметрия 2 ч | |||
| Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | 16.09-20.09 | |
| Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 14.10-18.10 | |
Создание образов изделий 1 ч | |||
| Можно ли сгибать картон? Как? | 25.11-29.11 | |
Чертежная мастерская (2 ч) | |||
Чертёжные инструменты 1 ч | |||
4 | Что такое линейка и что она умеет? | 23.12-27.12 | |
Чертежи 1 ч | |||
5 | Что такое чертеж и как его прочитать? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 27.01-31.01 | |
Конструкторская мастерская (2 ч) | |||
Подвижные и неподвижные соединения 1 ч | |||
6 | Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 24.02-28.02 | |
Архитекторы, инженеры-конструкторы, технологи 1ч | |||
7 | Как машины помогают человеку? Что интересного в работе архитектора? | 24.03-28.03 | |
Рукодельная мастерская (1,5 ч) | |||
Ткани и нитки. Превращение ткани в изделие 1,5 ч | |||
8 | Какие бывают ткани? Какие бывают нитки? | 28.04-02.05 | |
8,5 | Как ткань превращается в изделие? | 26.05 | |
Итого: 8,5 часов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Лутцева Е.А. Зуева Т. П. «Методическое пособие с поурочными разработками» 2 класс. - М.: Просвещение 2013г. – 98с.
2. Лутцева Е.А. Зуева Т. П. Технология 2 класс. Учебник. УМК Школа России ФГОС - М.: Просвещение, 2015г. - 143 с.