МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1 имени
Ожогина Е.П.»
Смоленского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Т.Г.Пивоварова « 2 » сентября 2024 | УТВЕРЖДЕНО «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П.» В.М.Неверов Приказ № 217 « 2 » сентября 2024 |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с ЗПР 7.2
Емелькина Александра,
учащегося 2 б класса
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Составитель: Калугина Дарья Алексеевна,
учитель начальных классов
село Смоленское 2024
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1 им. Ожогина Е.П.» Примерной адаптированной программы начального общего образования (ФГОС Реестр), авторской программы по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ЗПР направлена на достижение следующих результатов:
личностные:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого
этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение учащимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Содержание учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Адаптированная рабочая программа рассчитана на 5 лет и предусматривает на 3 году обучения изучение материала 2 класса Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр) по русскому языку в расчете 1,75 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 59,5 часов в год.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Изучение курса происходит по следующим разделам:
Наша речь
Виды речи. Какая бывает родная русская речь? Виды речи. Что можно узнать о человеке по его речи? Диалог и монолог.
Текст
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль? Части текста. Составление рассказа по рисункам и опорным словам родного русского языка.
Предложение
Предложение как единица родной русской речи. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении. Развитие родной русской речи.
Слова, слова, слова…
Лексическое значение слова родного русского языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. Перенос слов по слогам. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам. Развитие родной русской речи.
Звуки и буквы
Звуки и буквы родного русского языка.Русский алфавит, или азбука. Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по картине. Гласные звуки. Работа с текстом. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов. Проверочные слова в родном русском языке. Правописание однокоренных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Безударные гласные звуки. Непроверяемые безударные гласные. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы родного русского языка. Согласные звуки. Согласный звук Й и буква «И краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. Проверочные и проверяемые слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова (обобщение). Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме. Правило написания в словах. Развитие родной русской речи.
Части речи
Части речи родного русского языка. Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. Развитие родной русской речи при описании репродукции картины. Правописание кличек животных и географических названий. Рассказ по личным наблюдениям и вопросам. Число имен существительных. Проверка знаний по теме «Имя существительное».
Глагол как часть речи родного русского языка. Число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами. Текст-повествование и роль глаголов в нем. Проверочная работа по теме «Глагол».
Имя прилагательное как часть речи родного русского языка. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Значения имен прилагательных. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Единственное и множественное число имен прилагательных. Рассказ о маме, бабушке. Текст-описание и роль имен прилагательных в нем. Текст-описание и роль имен прилагательных в нем.
Местоимение (личное) как часть речи родного русского языка. Текст-рассуждение.
Роль предлогов в родной русской речи. Правописание предлогов с именами существительными. Редактирование текста. Проект «В словари – за частями речи!» Предлог и местоимение.
Проверочная работа по теме «Части речи». Развитие родной русской речи.
Повторение
Текст. Предложение. Слово и его значение в родном русском языке. Части речи. Части речи. Звуки и буквы. Правила правописания. Развитие родной русской речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
| |||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| ||||
1 | Общие сведения о языке | 1 |
|
|
| |
2 | Фонетика и графика | 3 |
|
|
| |
3 | Лексика | 5 |
|
|
| |
4 | Состав слова | 7 |
|
|
| |
5 | Морфология | 10 |
|
|
| |
6 | Синтаксис | 4 |
|
|
| |
7 | Орфография и пунктуация | 25 | 4 |
|
| |
8 | Развитие речи | 12 |
|
|
| |
Резервное время | 1 | |
|
| ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов | Дата изучения
| Электронные цифровые образовательные ресурсы
| ||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| ||||
1 | Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык | 1 |
|
|
|
|
2 | Текст | 1 |
|
|
|
|
3 | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли | 1 |
|
|
|
|
4 | Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста | 1 |
|
|
|
|
5 | Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка | 1 |
|
|
|
|
6 | Предложение и слово. Связь слов в предложении | 1 |
|
|
|
|
7 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 |
|
|
|
|
8 | Слово и его значение | 1 |
|
|
|
|
9 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
|
|
|
|
10 | Синонимы в тексте | 1 |
|
|
|
|
11 | Антонимы | 1 |
|
|
|
|
12 | Повторение: проверочная работа | 1 | 1 |
|
|
|
13 | Однокоренные (родственные) слова. Корень слова | 1 |
|
|
|
|
14 | Корень как часть слова | 1 |
|
|
|
|
15 | Окончание как изменяемая часть слова | 1 |
|
|
|
|
16 | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 |
|
|
|
|
17 | Суффикс как часть слова | 1 |
|
|
|
|
18 | Приставка как часть слова (наблюдение) | 1 |
|
|
|
|
19 | Роль суффиксов и приставок | 1 |
|
|
|
|
20 | Состав слова: систематизация знаний | 1 |
|
|
|
|
21 | Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями | 1 |
|
|
|
|
22 | Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков | 1 |
|
|
|
|
23 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 |
|
|
|
|
24 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 |
|
|
|
|
25 | Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова | 1 |
|
|
|
|
26 | Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова | 1 |
|
|
|
|
27 | Непроверяемые гласные в корне слова | 1 |
|
|
|
|
28 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 |
|
|
|
29 | Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 |
|
|
|
|
30 | Функции мягкого знака | 1 |
|
|
|
|
31 | Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) | 1 |
|
|
|
|
32 | Повторение алгоритма списывания текста | 1 |
|
|
|
|
33 | Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) | 1 | 1 |
|
|
|
34 | Повторение: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 |
|
|
|
|
35 | Сочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 |
|
|
|
|
36 | Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) | 1 |
|
|
|
|
37 | Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 1 | |
|
|
|
38 | Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу | 1 |
|
|
|
|
39 | Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) | 1 | 1 |
|
|
|
40 | Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки | 1 |
|
|
|
|
41 | Способы проверки согласных в корне слова | 1 |
|
|
|
|
42 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 |
|
|
|
|
43 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 |
|
|
|
|
44 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 |
|
|
|
|
45 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 |
|
|
|
|
46 | Использование на письме разделительных ъ и ь | 1 |
|
|
|
|
47 | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами | 1 |
|
|
|
|
48 | Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 |
|
|
|
|
49 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 |
|
|
|
50 | Имя существительное как часть речи | 1 |
|
|
|
|
51 | Имя существительное : вопросы («кто?», «что?») | 1 |
|
|
|
|
52 | Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных | 1 |
|
|
|
|
53 | Имя существительное: изменение по числам | 1 |
|
|
|
|
54 | Глагол как часть речи | 1 |
|
|
|
|
55 | Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. | 1 |
|
|
|
|
56 | Единственное и множественное число глаголов | 1 |
|
|
|
|
57 | Текст-повествование | 1 |
|
|
|
|
58 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
|
|
|
|
59 | Имя прилагательное: значение | 1 |
|
|
|
|
60 | Текст-описание | 1 |
|
|
|
|
61 | Диктант на изученные орфограммы в корне слова | 1 | 1 |
|
|
|
62 | Текст-рассуждение | 1 |
|
|
|
|
63 | Предлог. Отличие предлогов от приставок | 1 |
|
|
|
|
64 | Раздельное написание предлогов с именами существительными | 1 |
|
|
|
|
65 | Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление | 1 |
|
|
|
|
66 | Части речи: систематизация знаний | 1 |
|
|
|
|
67 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация | 1 |
|
|
|
|
68 | Повторение: проверочная работа | 1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 12 | 0 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Русский язык. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143с.
Контрольные работы по русскому языку: 2 класс. К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2ч.» В 2ч. Издательство «Экзамен», 2016. – 80с.
3. Таблицы словарных слов.
4. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. (СД)
5. Набор картин для уроков развития речи.
http://5klass.net/russkij-jazyk-2-klass.html- презентации по русскому языку
http://pedsovet.su/load/238-1-0-38465- интерактивные тренажеры по русскому языку