«Зимний фестиваль знаний 2025»

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (вариант 7.2) 2 класс (обучение на дому)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку (вариант 7.2) 2 класс (обучение на дому)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1 имени

Ожогина Е.П.»

Смоленского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Т.Г.Пивоварова

« 2 » сентября 2024

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ

«Смоленская

СОШ №1 имени

Ожогина Е.П.»
_________

В.М.Неверов

Приказ № 217

« 2 » сентября 2024








Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

для обучающихся с ЗПР 7.2

Емелькина Александра,

учащегося 2 б класса


Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год





Составитель: Калугина Дарья Алексеевна,

учитель начальных классов











село Смоленское 2024




Планируемые результаты изучения учебного предмета


Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1 им. Ожогина Е.П.» Примерной адаптированной программы начального общего образования (ФГОС Реестр), авторской программы по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.

Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.

Адаптированная рабочая программа обучающихся с ЗПР направлена на достижение следующих результатов:

личностные:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;


метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;


предметные:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого

этикета;

4) овладение основами грамотного письма;

5) овладение учащимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.




Содержание учебного предмета


Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Адаптированная рабочая программа рассчитана на 5 лет и предусматривает на 3 году обучения изучение материала 2 класса Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр) по русскому языку в расчете 1,75 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 59,5 часов в год.

Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.


Изучение курса происходит по следующим разделам:

Наша речь

Виды речи. Какая бывает родная русская речь? Виды речи. Что можно узнать о человеке по его речи? Диалог и монолог.

Текст

Что такое текст? Что такое тема и главная мысль? Части текста. Составление рассказа по рисункам и опорным словам родного русского языка.

Предложение

Предложение как единица родной русской речи. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении. Развитие родной русской речи.

Слова, слова, слова…

Лексическое значение слова родного русского языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. Перенос слов по слогам. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам. Развитие родной русской речи.

Звуки и буквы

Звуки и буквы родного русского языка.Русский алфавит, или азбука. Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по картине. Гласные звуки. Работа с текстом. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов. Проверочные слова в родном русском языке. Правописание однокоренных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Безударные гласные звуки. Непроверяемые безударные гласные. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы родного русского языка. Согласные звуки. Согласный звук Й и буква «И краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. Проверочные и проверяемые слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова (обобщение). Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме. Правило написания в словах. Развитие родной русской речи.



Части речи

Части речи родного русского языка. Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. Развитие родной русской речи при описании репродукции картины. Правописание кличек животных и географических названий. Рассказ по личным наблюдениям и вопросам. Число имен существительных. Проверка знаний по теме «Имя существительное».

Глагол как часть речи родного русского языка. Число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами. Текст-повествование и роль глаголов в нем. Проверочная работа по теме «Глагол».

Имя прилагательное как часть речи родного русского языка. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Значения имен прилагательных. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Единственное и множественное число имен прилагательных. Рассказ о маме, бабушке. Текст-описание и роль имен прилагательных в нем. Текст-описание и роль имен прилагательных в нем.

Местоимение (личное) как часть речи родного русского языка. Текст-рассуждение.

Роль предлогов в родной русской речи. Правописание предлогов с именами существительными. Редактирование текста. Проект «В словари – за частями речи!» Предлог и местоимение.

Проверочная работа по теме «Части речи». Развитие родной русской речи.

Повторение

Текст. Предложение. Слово и его значение в родном русском языке. Части речи. Части речи. Звуки и буквы. Правила правописания. Развитие родной русской речи.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Общие сведения о языке

1

 

 

 

2

Фонетика и графика

3

 

 

 

3

Лексика

5

 

 

 

4

Состав слова

7

 

 

 

5

Морфология

10

 

 

 

6

Синтаксис

4

 

 

 

7

Орфография и пунктуация

25

4

 

 

8

Развитие речи

12

 

 

 

Резервное время

1


 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

 











ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)

2 КЛАСС

п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык

1

 

 

 

 

2

Текст

1

 

 

 

 

3

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли

1

 

 

 

 

4

Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста

1

 

 

 

 

5

Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка

1

 

 

 

 

6

Предложение и слово. Связь слов в предложении

1

 

 

 

 

7

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения

1

 

 

 

 

8

Слово и его значение

1

 

 

 

 

9

Однозначные и многозначные слова

1

 

 

 

 

10

Синонимы в тексте

1

 

 

 

 

11

Антонимы

1

 

 

 

 

12

Повторение: проверочная работа

1

 

 

 

13

Однокоренные (родственные) слова. Корень слова

1

 

 

 

 

14

Корень как часть слова

1

 

 

 

 

15

Окончание как изменяемая часть слова

1

 

 

 

 

16

Изменение формы слова с помощью окончания

1

 

 

 

 

17

Суффикс как часть слова

1

 

 

 

 

18

Приставка как часть слова (наблюдение)

1

 

 

 

 

19

Роль суффиксов и приставок

1

 

 

 

 

20

Состав слова: систематизация знаний

1

 

 

 

 

21

Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями

1

 

 

 

 

22

Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков

1

 

 

 

 

23

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

1

 

 

 

 

24

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1

 

 

 

 

25

Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова

1

 

 

 

 

26

Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова

1

 

 

 

 

27

Непроверяемые гласные в корне слова

1

 

 

 

 

28

Списывание текста. Словарный диктант

1

 

 

 

29

Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1

 

 

 

 

30

Функции мягкого знака

1

 

 

 

 

31

Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе)

1

 

 

 

 

32

Повторение алгоритма списывания текста

1

 

 

 

 

33

Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова)

1

 

 

 

34

Повторение: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов

1

 

 

 

 

35

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

 

 

 

 

36

Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе)

1

 

 

 

 

37

Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением)

1


 

 

 

38

Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу

1

 

 

 

 

39

Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт)

1

 1

 

 

 

40

Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки

1

 

 

 

 

41

Способы проверки согласных в корне слова

1

 

 

 

 

42

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

 

 

 

 

43

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

 

 

 

 

44

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

1

 

 

 

 

45

Списывание текста. Словарный диктант

1

 

 

 

 

46

Использование на письме разделительных ъ и ь

1

 

 

 

 

47

Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами

1

 

 

 

 

48

Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов

1

 

 

 

 

49

Списывание текста. Словарный диктант

1

 1

 

 

 

50

Имя существительное как часть речи

1

 

 

 

 

51

Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»)

1

 

 

 

 

52

Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных

1

 

 

 

 

53

Имя существительное: изменение по числам

1

 

 

 

 

54

Глагол как часть речи

1

 

 

 

 

55

Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.

1

 

 

 

 

56

Единственное и множественное число глаголов

1

 

 

 

 

57

Текст-повествование

1

 

 

 

 

58

Имя прилагательное как часть речи

1

 

 

 

 

59

Имя прилагательное: значение

1

 

 

 

 

60

Текст-описание

1

 

 

 

 

61

Диктант на изученные орфограммы в корне слова

1

 1

 

 

 

62

Текст-рассуждение

1

 

 

 

 

63

Предлог. Отличие предлогов от приставок

1

 

 

 

 

64

Раздельное написание предлогов с именами существительными

1

 

 

 

 

65

Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление

1

 

 

 

 

66

Части речи: систематизация знаний

1

 

 

 

 

67

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация

1

 

 

 

 

68

Повторение: проверочная работа

1

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

12

0

 

 







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного

процесса


  1. Русский язык. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143с.

  2. Контрольные работы по русскому языку: 2 класс. К учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2ч.» В 2ч. Издательство «Экзамен», 2016. – 80с.

3. Таблицы словарных слов.

4. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. (СД)

5. Набор картин для уроков развития речи.

http://5klass.net/russkij-jazyk-2-klass.html- презентации по русскому языку

http://pedsovet.su/load/238-1-0-38465- интерактивные тренажеры по русскому языку









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее