МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1 имени
Ожогина Е.П.»
Смоленского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Т.Г.Пивоварова « 2 » сентября 2024 | УТВЕРЖДЕНО «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П.» В.М.Неверов Приказ № 217 « 2 » сентября 2024 |
Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
для обучающихся с ЗПР 7.2
Емелькина Александра,
учащегося 2 б класса
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Составитель: Калугина Дарья Алексеевна,
учитель начальных классов
село Смоленское 2024
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Адаптированная рабочая программа по музыке составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1 им. Ожогина Е.П.», примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр), авторской программы по музыке Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ЗПР направлена на достижение следующих результатов:
личностные:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
• формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
• развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
• формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
• использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Адаптированная рабочая программа рассчитана на 5 лет и предусматривает в 3 классе изучение материала 2 класса Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр) по музыке в расчете 0,25 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 8,5 часов в год.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Изучение курса происходит по следующим разделам:
Россия – Родина моя (1 ч)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.
День, полный событий (2 ч)
Музыкальные инструменты (фортепиано). Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).
О России петь – что стремиться в храм (1 ч)
Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (1 ч)
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
В музыкальном театре (1 ч)
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Симфонический оркестр.
В концертном зале (1 ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (1,5 ч)
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов.
Тематическое планирование
Тема, входящая в данный раздел программы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Россия - Родина моя | 1 ч | Научатся эмоционально откликаться на музыку, соблюдать певческую установку, иметь представление о музыке своего народа, знать слова и музыку Гимна России. |
День, полный событий | 2 ч | Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми, развивать умение воспринимать музыкальное произведение с ярко выраженным содержанием, определять характер и настроение музыки, понимать термины - мелодия и аккомпанемент, слушать и различать различные музыкальные инструменты |
О России петь – что стремиться в храм | 1 ч | Находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями. Определять настроение и характер музыки с учетом терминов и образных определений, сопоставлять народные и профессиональные музыкальные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1 ч | Сопоставлять народные и профессиональные музыкальные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Сопоставлять, сравнивать различные жанры музыки, ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкальных форм. |
В музыкальном театре | 1 ч | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности произведения. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, передавать музыкальные впечатления на основе приобретенных знаний. |
В концертном зале | 1 ч | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности произведения, отличать симфоническую музыку от народной, узнавать инструменты в симфоническом оркестре. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 1,5 ч | Сопоставлять народные и профессиональные музыкальные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения программы | Скорректиро-ванные сроки прохождения программы |
Россия - Родина моя (1 ч) | |||
1 | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России. | 09.09-13.09 | |
День, полный событий (2 ч) | |||
2 | Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. | 07.10-11.10 | |
3 | Колыбельные. Мама. | | |
О России петь – что стремиться в храм (1 ч) | |||
4 | С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. | 18.11-22.11 | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (1 ч) | |||
5 | Русские народные инструменты. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 16.12-20.12 | |
В музыкальном театре (1 ч) | |||
6 | Детский музыкальный театр. | 20.01-24.01 | |
В концертном зале (1 ч) | |||
7 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 17.02-21.02 | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (1,5 ч) | |||
8 | Два лада (легенда). Природа и музыка. | 17.03-21.03 | |
8,5 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? | 21.04-25.04 | |
| Итого: 8,5 часа | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы):
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка. Учебник. 2 класс. – М.: Просвещение, 2015. – 79с.
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 32с.
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка. Рабочие программы 1-4 классы. М.: Просвещение, 2012. – 64с.
- Портреты русских и зарубежных композиторов.