МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1 имени
Ожогина Е.П.»
Смоленского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Т.Г.Пивоварова « 2 » сентября 2024 | УТВЕРЖДЕНО «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П.» В.М.Неверов Приказ № 217 « 2 » сентября 2024 |
Рабочая программа учебного предмета «Математика»
для обучающихся с ЗПР 7.2
Емелькина Александра,
учащегося 2 б класса
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Составитель: Калугина Дарья Алексеевна,
учитель начальных классов
село Смоленское 2024
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Адаптированная рабочая программа по математике составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1 им. Ожогина Е.П.», авторской программы по математике Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В., Бантовой М.А, Бельтюковой Г.В.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ЗПР направлена на достижение следующих результатов:
личностные:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Содержание учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. и др. «Математика» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Адаптированная рабочая программа рассчитана на 5 лет и предусматривает на 3 году обучения изучение материала 2 класса Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр) по математике в расчете 2 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 68 часов в год.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Изучение курса происходит по следующим разделам:
Числа от 1 до 100. Нумерация
Новая счётная единица – десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними. Длина ломаной. Периметр прямоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в два действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а+28, 43-с. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8 способом подбора. Решение уравнений вида 58-х=27, х-36=23, х+38=70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление чисел от 1 до 100
Конкретный смысл действия умножения. Решение задач на умножение. Периметр прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Название компонентов умножения. Переместительное свойство умножения. Повторение по теме: «Умножение». Конкретный смысл действия деления. Конкретный смысл действия деления. Решение задач. Название компонентов деления. Взаимосвязь между компонентами умножения. Приемы умножения и деления на 10. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Повторение по теме «Деление». Умножение числа 2. Умножение на 2. Приемы умножения числа 2. Деление на 2. Закрепление таблицы умножения и деления на 2. Умножение числа 3. Умножение на 3. Деление на 3. Закрепление таблицы умножения и деления на 3. Повторение по теме: «Умножение и деление на 2 и на 3».
Повторение
Нумерация чисел от 1 до 100. Числовые и буквенные выражения. Уравнения. Сложение и вычитание в пределах 100. Единицы измерения длины и времени. Периметр прямоугольника и квадрата. Единицы массы.
Тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
| ||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| |||
Раздел 1. Числа и величины | |||||
1.1 | Числа | 5 |
|
| Поле для свободного ввода |
1.2 | Величины | 5 |
|
| Поле для свободного ввода |
Итого по разделу | 10 |
| |||
Раздел 2. Арифметические действия | |||||
2.1 | Сложение и вычитание | 9 |
|
| Поле для свободного ввода |
2.2 | Умножение и деление | 13 |
|
| Поле для свободного ввода |
2.3 | Арифметические действия с числами в пределах 100 | 6 |
|
| Поле для свободного ввода |
Итого по разделу | 28 |
| |||
Раздел 3. Текстовые задачи | |||||
3.1 | Текстовые задачи | 5 |
|
| Поле для свободного ввода |
Итого по разделу | 5 |
| |||
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры | |||||
4.1 | Геометрические фигуры | 5 |
|
| Поле для свободного ввода |
4.2 | Геометрические величины | 5 |
|
| Поле для свободного ввода |
Итого по разделу | 10 |
| |||
Раздел 5. Математическая информация | |||||
5.1 | Математическая информация | 7 |
|
| Поле для свободного ввода |
Итого по разделу | 7 |
| |||
Повторение пройденного материала | 4 |
|
| Поле для свободного ввода | |
Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) | 4 | 4 |
| Поле для свободного ввода | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 0 |
|
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Плановые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы |
Числа от 1 до 100. Нумерация (6 ч). | |||
Повторение: числа от 1 до 20 (1 ч). | |||
1 | Числа от 1 до 20. | | |
Нумерация (5 ч). | |||
2 | Десяток. Счёт десятками до 100. Числа от 11 до 100. Образование чисел. | | |
3 | Однозначные и двузначные числа. Единицы измерения длины: миллиметр. | | |
4 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. Метр. Таблица единиц длины. Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5. | | |
5 | Входная административная контрольная работа | | |
6 | Работа над ошибками. Единицы стоимости: рубль, копейка. | | |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (35 ч.) | |||
Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание (5 ч) | |||
7 | Задачи, обратные данной. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | | |
8 | Час. Минута. Определение времени по часам. Длина ломаной. | | |
9 | Порядок выполнения действий. Скобки. Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. | | |
10 | Контрольная работа № 2 «Решение задач». | | |
11 | Работа над ошибками. Периметр многоугольника. | | |
Свойства сложения (3 ч) | |||
12 | Свойства сложения. | | |
13 | Вычисление удобным способом. | | |
14 | Повторение по теме «Решение задач» | | |
Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 (2 ч) | |||
15 | Приемы вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, 36-2, 36-20. | | |
16 | Приемы вычисления для случаев вида 26+4, 30-7, 60-24. | | |
Решение задач (3 ч) | |||
17 | Решение задач. | | |
18 | Решение задач. | | |
19 | Решение задач. | | |
Приёмы сложения и вычитания (3 ч) | |||
20 | Прием сложения вида 26+7. | | |
21 | Приемы вычитания вида 35-7. | | |
22 | Повторение по теме: «Устное сложение и вычитание в пределах 100». | | |
Буквенные выражения и уравнения (3 ч) | |||
23 | Буквенные выражения. Решение буквенных выражений. | | |
24 | Контрольная работа № 3 «Устное сложение и вычитание в пределах 100». | | |
25 | Работа над ошибками. Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | | |
Проверка сложения вычитанием (4 ч) | |||
26 | Проверка сложения. | | |
27 | Проверка вычитания. | | |
28 | Закрепление изученного. | | |
29 | Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток (2 ч) | |||
30 | Письменный приём сложения вида 45+23, 57-26. | | |
31 | Проверка сложения и вычитания. Угол. Виды углов. | | |
Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток (7 ч) | |||
32 | Письменный приём сложения вида 37+48. | | |
33 | Письменный приём сложения вида 37+53. | | |
34 | Прямоугольник. Письменный приём сложения вида 87+13. | | |
35 | Письменные приёмы сложения и вычитания вида 32+8, 40-8. | | |
36 | Контрольная работа № 4 «Письменные приемы сложения и вычитания». | | |
37 | Работа над ошибками. Письменный приём вычитания вида 50-24. | | |
38 | Письменный приём вычитания вида 52-24. | | |
Прямоугольник и квадрат (3 ч). | |||
39 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. | | |
40 | Контрольная работа № 5 «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100». | | |
41 | Работа над ошибками. Наши проекты «Оригами». Что узнали. Чему научились. | | |
Умножение и деление (20 ч) | |||
Конкретный смысл действия умножения (7 ч) | |||
42 | Конкретный смысл действия умножения. Решение задач на умножение. | | |
43 | Периметр прямоугольника. | | |
44 | Умножение на 1 и на 0. | | |
45 | Название компонентов умножения. | | |
46 | Переместительное свойство умножения. | | |
47 | Контрольная работа № 6 «Умножение». | | |
48 | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Умножение». | | |
Конкретный смысл действия деления (2 ч) | |||
49 | Конкретный смысл действия деления. Решение задач. | | |
50 | Название компонентов деления. | | |
Связь между компонентами и результатом умножения (4 ч) | |||
51 | Взаимосвязь между компонентами умножения. Приемы умножения и деления на 10. | | |
52 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | | |
53 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | | |
54 | Контрольная работа № 7 «Конкретный смысл действия деления». Работа над ошибками. | | |
Табличное умножение и деление (7ч) | |||
55 | Умножение числа 2. Умножение на 2. Приемы умножения числа 2. | | |
56 | Деление на 2. Закрепление таблицы умножения и деления на 2. | | |
57 | Умножение числа 3. Умножение на 3. | | |
58 | Деление на 3. Закрепление таблицы умножения и деления на 3. | | |
59 | Контрольная работа № 8 «Умножение и деление на 2 и на 3». | | |
60 | Работа над ошибками. | | |
61 | Повторение по теме: «Умножение и деление на 2 и на 3». | | |
Повторение. (7 ч) | |||
Нумерация (1 ч). | |||
62 | Нумерация чисел от 1 до 100. Числовые и буквенные выражения. Уравнения. | | |
Сложение и вычитание в пределах 100 (4 ч). | |||
63 | Сложение и вычитание в пределах 100. Решение числовых выражений. | | |
64 | Единицы измерения длины и времени. | | |
65 | Периметр прямоугольника и квадрата. | | |
66 | Единицы массы. | | |
Умножение и деление (2 ч) | |||
67 | Умножение числа 2. Умножение на 2. Деление на 2. | | |
68 | Умножение числа 3. Умножение на 3. Деление на 3. | | |
| Итого: 68 часов | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: учебник. 2 класс: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016., – 96с.
2. Математика. 2 класс: рабочая программа по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой/ авт.-сост. Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина, И.Н.Камышова, В.А.Попова.- Волгоград: Учитель, 2016.
3. Дидактический материал «Математика. Устные упражнения» для 2 класса / С. И. Волкова. – М.: Просвещение,2015
4. Устный счет. Сборник упражнений. К учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. В 2-х частях. 2 класс» /Самсонова Л.Ю. –М. «Экзамен», 2016
5. Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 класс» / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 2014
6. Приложение к учебнику 2 класса на электронном носителе.