МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1 имени
Ожогина Е.П.»
Смоленского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Т.Г.Пивоварова « 2 » сентября 2024 | УТВЕРЖДЕНО «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П.» В.М.Неверов Приказ № 217 « 2 » сентября 2024 |
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся с ЗПР 7.2
Емелькина Александра,
учащегося 2 б класса
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Составитель: Калугина Дарья Алексеевна,
учитель начальных классов
село Смоленское 2024
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №22
_____________Шагинян А.О.
Приказ № ___ от «__» ___________ 2020 г
Адаптированная рабочая программа
по литературному чтению
(вариант 7.2)
обучение на дому
2 класс «Г»
Составитель: Догунова Галина Геннадьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Количество часов в год: 59,5
Количество часов в неделю: 1,75
г.о. Орехово – Зуево
2020 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1 им. Ожогина Е.П.», примерной адаптированной программы начального общего образования (ФГОС Реестр), авторской программы по литературному чтению Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ЗПР направлена на достижение следующих результатов:
личностные:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
7) формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Содержание учебного предмета.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Адаптированная рабочая программа рассчитана на 5 лет и предусматривает на 3 году обучения изучение материала 2 класса Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр) по литературному чтению в расчете 1,75 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 59,5 часов в год.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Изучение курса происходит по следующим разделам:
Самое великое чудо на свете
Читателю. Р. Сеф. Старинные и современные книги. Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Книги родной русской литературы.
Устное народное творчество
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень
Чтение стихотворений родной русской литературы. Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт. «Поспевает брусника»,
А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень», «Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…»,
В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели
Чтение произведений родной русской литературы А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Изучение басен родной русской литературы. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших
Чтение произведений родной русской литературы Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов
Чтение детских журналов родной русской литературы Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки».
Люблю природу русскую. Зима.
Чтение стихотворений родной русской литературы. И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. « Чародейкою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...». «Береза».
Писатели — детям
Изучение детских произведений родной русской литературы. Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Бар-то («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники»)
Я и мои друзья
Чтение стихотворений родной русской литературы. В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее»
Люблю природу русскую. Весна
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьез
Чтение произведений родной русской литературы Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер. «Будем знакомы»
Литература зарубежных стран
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),
Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации, не менее 8—10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Проекты:
1. О чём может рассказать школьная библиотека.
2.Мой любимый детский журнал
3. День победы – 9 мая
4. Мой любимый писатель сказочник
Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.
Тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
| ||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| |||
1 | О нашей Родине | 2 |
|
|
|
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 8 | 1 |
|
|
3 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) | 4 | 1 |
|
|
4 | О детях и дружбе | 7 | 1 |
|
|
5 | Мир сказок | 7 |
|
|
|
6 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) | 6 | 1 |
|
|
7 | О братьях наших меньших | 9 | 1 |
|
|
8 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) | 10 | 1 |
|
|
9 | О наших близких, о семье | 8 | 1 |
|
|
10 | Зарубежная литература | 6 | 1 |
|
|
11 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 1 |
|
|
|
Резервное время | 0 | 0 |
|
| |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 8 | 0 |
|
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов | Дата изучения
| Электронные цифровые образовательные ресурсы
| ||
Всего
| Контрольные работы
| Практические работы
| ||||
| Произведения малых жанров фольклора | 1 |
|
|
|
|
| Пословицы как жанр фольклора | 1 |
|
|
|
|
| Характеристика особенностей народных песен | 1 |
|
|
|
|
| Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий». Потешки и прибаутки | 1 |
|
|
|
|
| Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок | 1 |
|
|
|
|
| Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). На примере русской народной сказки «У страха глаза велики» | 1 |
|
|
|
|
| Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора» | 1 |
|
|
|
|
| Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок на примере сказки "Лиса и журавль" | 1 |
|
|
|
|
| Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты. На примере русской народной сказки "Гуси-лебеди" | 1 |
|
|
|
|
| Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор» | 1 | 1 |
|
|
|
| Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору | 1 |
|
|
|
|
| Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной…", К.Д. Бальмонта "Осень" | 1 |
|
|
|
|
| Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор | 1 |
|
|
|
|
| Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» | 1 |
|
|
|
|
| Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы» | 1 | 1 |
|
|
|
| Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны | 1 |
|
|
|
|
| Патриотическое звучание произведений о Родине. Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору | 1 |
|
|
|
|
| Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона» | 1 |
|
|
|
|
| Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения. Понимание главной мысли (идеи) и темы произведений о Родине | 1 |
|
|
|
|
| Создание пейзажа в произведениях писателей. В.А. Жуковский "Летний вечер" | 1 |
|
|
|
|
| Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны» | 1 |
|
|
|
|
| Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин | 1 |
|
|
|
|
| Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев | 1 |
|
|
|
|
| Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь» | 1 |
|
|
|
|
| Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях писателей. Л.Н. Толстого для детей. "Котёнок" | 1 |
|
|
|
|
| Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н. Толстого "Правда всего дороже", "Отец и сыновья" | 1 |
|
|
|
|
| Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации | 1 |
|
|
|
|
| Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных. Какими бывают собаки? И. М. Пивоварова "Жила-была собака…". Сравнение героев стихотворения, небылицы и сказки | 1 |
|
|
|
|
| Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор | 1 |
|
|
|
|
| Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» | 1 |
|
|
|
|
| Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок» | 1 |
|
|
|
|
| Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки | 1 |
|
|
|
|
| Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Чукотская народная сказка «Хвост» и другие на выбор | 1 |
|
|
|
|
| Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору | 1 |
|
|
|
|
| Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте | 1 |
|
|
|
|
| Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших» | 1 | 1 |
|
|
|
| Наблюдение за художественными особенностями текста: настроение, средства выразительности на примере текста Ф.И. Тютчева ""Чародейкою Зимою…" | 1 |
|
|
|
|
| Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает» | 1 |
|
|
|
|
| Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору, например, И.З.Суриков «Детство» | 1 |
|
|
|
|
| Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С. В. Михалков "Новогодняя быль" | 1 |
|
|
|
|
| Составление плана сказки: части текста, их главные темы. На примере русской народной сказки "Два мороза" | 1 |
|
|
|
|
| Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки «Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка Снегурочка» | 1 |
|
|
|
|
| Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 |
|
|
|
|
| Выявление последовательности событий. Составление вопросного плана. К.И. Чуковский "Федорино горе" | 1 |
|
|
|
|
| Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, А.Л. Барто "Верёвочка" | 1 |
|
|
|
|
| Произведения о детях. На примере рассказов Н. Н. Носова "Затейники" | 1 |
|
|
|
|
| Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, Н. Н. Носов "Живая шляпа" | 1 |
|
|
|
|
| Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка». Оценка поступков героя рассказа | 1 |
|
|
|
|
| Главный герой: общее представление. Характеристика героя, его портрет. На примере рассказа В. А. Осеева "Волшебное слово" | 1 |
|
|
|
|
| Оценка поступков героя. В. В. Лунин "Я и Вовка" | 1 |
|
|
|
|
| Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка «Две пословицы». Дружбу помни, а зло забывай | 1 |
|
|
|
|
| Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях и дружбе» | 1 | 1 |
|
|
|
| Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника». Составление плана текста | 1 |
|
|
|
|
| Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о весне и лете | 1 |
|
|
|
|
| Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...»: выделение средств художественной выразительности. Устное сочинение "Я рад весне" | 1 |
|
|
|
|
| Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. Произведения по выбору, например, Ф. И. Тютчев "Весенние воды" | 1 |
|
|
|
|
| Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг» | 1 |
|
|
|
|
| Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски весенней природы» | 1 | |
|
|
|
| Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери | 1 |
|
|
|
|
| Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка «Три дочери» | 1 |
|
|
|
|
| Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и С. А. Васильева "Белая берёза" | 1 |
|
|
|
|
| Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье» | 1 | 1 |
|
|
|
| Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным» | 1 |
|
|
|
|
| Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки» | 1 |
|
|
|
|
| Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 |
|
|
|
|
| Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями. Сказка "Огниво" | 1 |
|
|
|
|
| Проверочная работа по итогам изученного во 2 классе | 1 | 1 |
|
|
|
| Книга как источник необходимых знаний. На примере произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг» | 1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 8 | 0 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
-
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Л.А Виноградская. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, М.: «Просвещение», 2016. – 224 с.
-
Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение.
-
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2015. – 384с.
-
Зарубежная литература. Москва: «Эксмо», 2012.