МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1 имени
Ожогина Е.П.»
Смоленского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Т.Г.Пивоварова « 2 » сентября 2024 | УТВЕРЖДЕНО «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П.» В.М.Неверов Приказ № 217 « 2 » сентября 2024 |
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся с ЗПР 7.2
Емелькина Александра,
учащегося 2 б класса
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Составитель: Калугина Дарья Алексеевна,
учитель начальных классов
село Смоленское 2024
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1 им. Ожогина Е.П.», авторской программы по изобразительному искусству Коротеевой Е.И.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ЗПР направлена на достижение следующих результатов:
личностные:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);
• умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
• овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Коротеевой Е.И. «Изобразительное искусство» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение») и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Адаптированная рабочая программа рассчитана на 5 лет и предусматривает на 3 году обучения изучение материала 2 класса Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр) по изобразительному искусству в расчете 0,25 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 8,5 часов в год.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Изучение курса происходит по следующим разделам:
Чем и как работает художник?
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные и дополнительные цвета. Смешение красок. Роль белой и черной красок.
Реальность и фантазия
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чем говорит искусство?
Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей.
Как говорит искусство?
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линий. Понятие ритма; ритм пятен, линий.
Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Тематическое планирование
Тема, входящая в данный раздел программы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Тема 1. Как и чем работает художник? | 2ч | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). |
Тема 2. Реальность и фантазия | 2ч | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). |
Тема 3. О чем говорит искусство? | 2ч | Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы с гуашью. |
Тема 4. Как говорит искусство? | 2,5ч | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы с кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. Страницы учебника, тетради. | Плановые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы |
Как и чем работает художник? (2 часа) | |||
1 | Три основных цвета – желтый, красный, синий. Белая и черная краска. | 02.09-06.09 | |
2 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности графических материалов. | 30.09-04.10 | |
Реальность и фантазия (2 часа) | |||
3 | Изображение и фантазия. Украшение и реальность. | 11.11-15.11 | |
4 | Братья-мастера Изображения, Украшения всегда работают вместе (обобщение темы) | 09.12-13.12 | |
О чем говорит искусство? (2 часа) | |||
5 | Изображение природы в различных состояниях | 27.01-31.01 | |
6 | О чем говорят украшения | | |
Как говорит искусство? (2,5 часа) | |||
7 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. | 24.02-28.02 | |
8 | Ритм линий и пятен. | 07.03-11.03 | |
8,5 | Цвет, пропорции – средства выразительности | 05.05-08.05 | |
| Итого: 8,5 часов | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
-
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2015.
-
Интернет – поддержка учебников и дополнительные материалы
http://festival.septemder.ru
http://iskusstvo.nios.ru
http://ru.wikipedia.org
http://sojnet.ee