МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»: «Согласовано»: «Утверждено:
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «БСОШ»
начальных классов __________ /Кулагина Г.В. / ___________ /Кулагин И.А/
Руководитель МО
_________ /Гуськова Л.Я./ « » __________ 2020г. «___»_________ 2020 г.
« » __________ 2020г.
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по предмету «Литературное чтение»
в 1 классе
(I - III группе)
Составитель программы:
Максатова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
Большие Березники
2020 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-фЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Адаптированная основная образовательная рабочая программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Большеберезниковская СОШ» на 2017- 2021г.г;
5. СанПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (далее – АООП) для обучаюшихся с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1).
Литературное чтение является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения литературному чтению детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта (АООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (АООП, п.2.2.2).
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период на уроках у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные навыки чтения. Формирование первоначальных навыков чтения проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по литературному чтению, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер,
социального и культурного опыта (АООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (АООП, п.2.2.2).
Обучение чтению является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучение чтению включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период на уроках у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные навыки чтения. Формирование первоначальных навыков чтения проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по литературному чтению, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер,
при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Обучение чтению в букварный период условно делится на три этапа. Вместе с тем в программе оговаривается право учителя продлевать букварный период на всю первую четверть второго класса при сложном контингенте учащихся. Определенная свобода в распределении материала по четвертям и годам обучения дает возможность педагогу принимать во внимание особенности каждого ребенка с интеллектуальными нарушениями и двигаться в том темпе изучения звуков и букв, в чтении слоговых структур и слов, который доступен всему классу в целом. В связи с этим при составлении тематического планирования учитель может включать весь речевой материал каждой страницы «Букваря», либо разбить страницу на два или три урока.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур отличается от порядка их изучения с детьми не имеющих интеллектуальных нарушений. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их мыслительной деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и слоги со стечением согласных.
По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря первоклассников, закладывается база для развертывания устной речи.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В программу внесены изменения: сокращено количество часов по учебному плану с 99 ч. до 33 ч. В программе 19ч., так как обучение началось с 13.01.20г.
Личностные и предметны результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Литературное чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В рабочей программе для первого класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету «Литературное чтение» представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
-положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
-проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
-расширение представлений о многообразии окружающего мира;
-доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
-первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
-умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
-совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
-слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
-ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
-с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных -пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю);
-под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
-принимать участие в диалоге;
-принимать участие в работе парами и группами;
Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
-иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
-различать и узнавать звуки окружающей действительности;
-дифференцировать неречевые и речевые звуки;
-иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
-уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
-классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
-понимать и показывать пространственное расположение фигур;
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
-понимать различие между звуками и буквами;
-устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
-различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
-различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
-различать слово и предложение, слово и слог;
-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
-осознавать слово как единство звучания и значения;
-соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
-определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
-соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из данных слов;
составлять предложения по схеме;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Добукварный период (3ч)
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
Букварный период (16ч)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двухбуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двухбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Дата проведения планир. | Дата проведения фактич. |
| 3 четверть | 10 часов |
|
|
|
1.
| Добукварный период | 3 часа |
|
|
|
1.1 | Звуки вокруг нас Различение неречевых звуков окружающей действительности. Выявление представлений детей о цветах. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации
| 1 | Имитация звуков животного мира (чириканье воробья, писк комара, жужжание шмеля, лай собаки, мяуканье кошки и т.п.) Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету
|
|
|
1.2 | Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением. Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение |
| Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова) Беседа по теме «Зоопарк»
|
|
|
1.3 | Деление слова на слоги, «чтение» слов слитно и по слогам, «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись |
| Беседа на тему «В магазине «Овощи-фрукты» с опорой на иллюстрацию Деление слов, обозначающих овощи и фрукты, на слоги, условно-графическая запись слов с последующим их «чтением». Составление предложений по сюжетным картинкам |
|
|
2. | Букварный период | 16 часов | Развитие речи |
|
|
2.1 | Звук и буква Аа. Выделение звука А из слов. Звук и буква Уу. Выделение звука У из слов. |
1 | Работа со схемой слова и схемой предложения. Составление предложения по данной схеме и иллюстрации. |
|
|
2.2 | Звук и буква Мм. Выделение звука М из слов. Звук и буква Оо. Выделение звука О из слов. Чтение слоговых таблиц |
1 | Работа со схемой слова, схемой предложения и схемой слога, состоящего из двух гласных (ГГ). Сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. |
|
|
2.3 | Звук и буква Хх. Выделение звука Х из слов. Чтение слоговых таблиц Звук и буква Сс. Выделение звука С из слов. Чтение слова сом (СГС) |
| Работа со схемами слов и предложений. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Звукобуквенный анализ слова с опорой на схему |
|
|
2.4 | Звук и буква Нн. Выделение звука Н из слов. Чтение слоговых таблиц. Звук и буква Ыы. Выделение звука Ы из слов. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему |
| Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слов (ГС, Г-СГ, СГ-С, СГ-СГ, ГС-СГ). Чтение предложений со звукоподражательными словами и восклицательной интонацией с опорой на иллюстрации. Практическая работа над понятиями он, она, оно с опорой на иллюстрации. |
|
|
2.5 | Звук и буква Лл. Выделение звука Л из слов. Чтение слоговых таблиц. Звук и буква Вв. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему.
|
| Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Повторение пройденных слоговых структур и чтение новых слоговых структур (СГС-СГ). |
|
|
2.6 | Звук и буква Ии. Выделение звука и буквы И в словосочетаниях, где он является союзом. Звук и буква Шш. Выделение звука Ш из слов. |
| Повторение пройденных слоговых структур и чтение новых слоговых структур (СГС-СГ). Чтение предложений со звукоподражательными словами и восклицательной интонацией с опорой на иллюстрации. Практические упражнения в чтении имён собственных. |
|
|
2.7 | Звук и буква Пп. Выделение звука П из слов. Звук и буква Тт. Выделение звука Т из слов |
| Практические упражнения в правильном произнесении и чтении глаголов (пас, пасла, пилил, пилила) и чтении местоимений (ты, мы, вы), глаголов (мыли, вымыли, пасла, пасут). |
|
|
| 4 четверть | 9 часов |
|
|
|
2.8 | Звук и буква Кк. Выделение звука К из слов. Звук и буква Зз. Выделение звука З из слов. Чтение слоговых таблиц. |
| Практические упражнения в чтении имён собственных. Практические упражнения в правильном произнесении и чтении существительных в ед. и мн. числе (утка – утки), слов с уменьшительно ласкательным значением. |
|
|
2.9 | Звук и буква Рр. Выделение звука Р из слов. Чтение слоговых таблиц. Звук и буква й. Выделение звука й из слов. Звук и буква й. . |
| Практические упражнения в правильном произнесении и чтении глаголов существительных с уменьшительно ласкательным значением. Чтение рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. |
|
|
2.10 | Звук и буква Жж. Выделение звука Ж из слов. Чтение слоговых таблиц. Звук и буква Бб. Выделение звука Б из слов. |
| Практические упражнения в чтении слогов жи – ши и слов с этими слогами. Чтение текста с опорой на серию сюжетных картинок. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
|
|
2.11 | Звук и буква Дд. Выделение звука Д из слов. Чтение слоговых таблиц. Звук и буква Гг. Выделение звука Г из слов. |
| Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв и чтение слогов (га – ка), слов (горка – корка). З |
|
|
2.12 | Буква ь. Чтение слов (конь) и букв (мь) с ь. Чтение слоговых таблиц. Буква Ее. Выделение буквы Е в словах. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. |
| Изучение слов со стечением согласных (ССГС, ССГ-СГ, ССГ-СГС, СГ-Г-СГСС). Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Практические упражнения в чтении слов ед. и мн. |
|
|
2.13 | Буква Яя. Выделение буквы Я в словах. Буква Юю. Выделение буквы Ю в словах |
| Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
|
|
2.14 | Буква Ёё. Выделение буквы Ё в словах. Звук и буква Чч. Выделение звука Ч из слов. Чтение слоговых таблиц. |
| Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
|
|
2.15 | Звук и буква Фф. Выделение звука Ф из слов. Звук и буква Цц. Выделение звука Ц из слов. |
| Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
|
|
2.16 | Звук и буква Ээ. Выделение звука Э из слов. Звук и буква Щщ. Выделение звука Щ из слов. Буква ъ. Чтение слов с ъ.
|
| Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слов, предложений, текста с опорой на схемы и иллюстративный материал. |
|
|
| Итого: | 19 часов |
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе рабочей программы по литературному чтению для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Чтение (обучение грамоте). Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебник:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
4. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образца написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- конструктор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода
Достаточный уровень
-понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
-знать правила поведения учащихся в школе;
-понимать и выполнять правила посадки за партой;
-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя.
Минимальный уровень
-знать правила поведения учащихся в школе;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета;
-различать звуки окружающей действительности;
-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень
-различать звуки на слух и в собственном произношении;
-знать буквы, различать звуки и буквы;
-различать гласные и согласные звуки;
-определять звуки в начале и в конце слова;
-определять количество слогов в слове;
-определять количество слов в предложении;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Минимальный уровень
-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
-знать и различать буквы;
-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
Приложения. Сокращения и обозначения
АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
ЦНС – центральная нервная система