«Зимний фестиваль знаний 2025»

Адаптация первоклассника к школе (первое родительское собрание в 1 классе – «клуб» полезных советов и рекомендаций)

Данный материал поможет разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников. А так же дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Адаптация первоклассника к школе 
(первое родительское собрание в 1 классе – 
«клуб» полезных советов и рекомендаций)

Цели:

– разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников; 

– дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий.

Ход родительского собрания

I. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, мои новые коллеги… Коллеги, потому что впереди у нас – долгая и непростая дорога, идти по которой нам нужно вместе. Совсем недавно вы привели сюда своих малышей – моих учеников – и теперь вы по праву являетесь членами родительского клуба нашего класса. Я смотрю в ваши такие разные глаза, всматриваюсь в настороженные лица, точь-в-точь как у ваших детей, и снова думаю о том, какое трудное и ответственное дело у нас с вами в руках…

Что ж, давайте возьмемся за него вместе.

А для начала… Позвольте прочитать вам небольшой рассказ В. Астафьева. Очень хочется, чтобы наш путь начался именно с него. (Учитель читает рассказ. Возможно, для удобства, листы с текстом рассказа следует предложить родителям.)

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.

Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот в чем дело!».

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока она доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с лица земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.

В. Астафьев

Учитель. Вы, конечно, поняли, в чем состоит иносказательный смысл этой истории. Ваши любимые ребятишки пришли в школу, где их ожидает много трудностей, испытаний, обид и поражений, взлетов и падений. Они – как хрупкие беззащитные елочки, которым нужно выжить в новом мире, найти свое место в нем и закрепиться… Нам же, дорогие коллеги, предстоит выполнять роль того самого прародителя, который должен дать силы новому растению… Трудная, порою неблагодарная, но очень почетная миссия. Согласитесь.

Ведь им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству со новым коллективом взрослых и сверстников.

– Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

– Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?

– Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?

Уверена, что каждый из вас абсолютно всё готов сделать для своего чада, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, посоветоваться со специалистами, чтобы осталось как можно меньше вопросов и «белых пятен» на пути адаптации детей к школе.

II. Сообщение учителя.

Возрастные особенности младшего школьника

Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения.

Как правило, от 7 до 11 лет развитие ребенка происходит плавно, без каких-либо особых кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней, психологических травм. Отношения с родителями по-прежнему значимы, но все же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя, на новый уровень выходят отношения со сверстниками. Рождается дружба, потрясают первые предательства. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребенок жизнерадостен, энергичен, переполнен идеями и мечтами. Счастливый возраст Тома Сойера дается детям самой природой перед испытаниями отрочества и юности. Помните об этом, уважаемые родители.

III. Сообщение психолога.

Психологическая готовность ребенка к школе

Подготовленные к школе дети – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними, как правило, не бывает особых хлопот.

А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребенок дома не усвоил простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.

Личностная готовность.

Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Волевая готовность. Это условие характеризуется отношением ребенка к трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.

Интеллектуальная готовность. Это наличие определенного кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ваш ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги, библиотеки, наблюдения, тактильные ощущения и т. д.). Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.

IV. Сообщение учителя.

Как помочь ребенку в приготовлении уроков

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать.

Какие здесь могут быть основные рекомендации:

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка (освещение, отсутствие лишних предметов на столе).

2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут, а к четвертому классу – не более 30–40 минут. В процессе работы необходимо устраивать перерывы (около 5 минут).

3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания, кроме тех, которые дали в школе.

4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и то же время.

5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.

6. Со временем снижайте степень контроля.

Помните, что самоисправление – есть первая форма самоконтроля и она должна всячески поощряться.

7. Поддерживайте старания ребенка, высказывайте уверенность, что все у него получится.

V. Заключительная часть собрания.

Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.

В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.

Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм.

Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:

– сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;

– помогаете ему поверить в себя и свои силы;

– помогаете избегать ошибок;

– не осуждаете в случае неудач.

Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.

Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать благоприятные условия:

– не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;

– не вспоминать дневные неудачи:

– не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;

– пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;

– после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;

– перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда;

– спокойный и глубокий сон не менее 8–10 часов позволяет восстановить силы ребенка, его работоспособность;

– лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20–30 минут, 1 час максимум. Ограничьте просмотр фильмов, особенно «ужасы», «триллеры» и фильмы «о войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;

– если ребенок боится темноты, включайте ему ночник, можно включить свет в соседней комнате и приоткрыть дверь;

– не забудьте на ночь поцеловать ребенка, погладить его. Ласка – это не пустяк, на нее тоже нужно найти время.

Памятка родителям

  • Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самодостаточными, удачливыми в жизни.

  • Внушайте каждому ребенку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.

  • Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами.

  • Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!

  • Вам предоставилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…

После завершения собрания учитель проводит индивидуальные консультации с родителями по личным вопросам.

Учитель. Пусть вам и вашим детям удастся стать счастливыми в период обучения в школе: пусть трудности и опасные переходы этого времени не закроют собой радости и яркости детства, общения, учебы. Удачи вам!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее