«Осенний фестиваль знаний 2024»

А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

1). Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров;

2).Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей;

3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства.

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Класс: 6

Цели урока:  

1). Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров;

2).Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей;

3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  история, живопись, кино.

I. Орг. момент.                                                                 

1.Приветствие.

2.Проверка домашнего задания:                                                                 

-Какая история, рассказанная Нащокиным, легла в основу сюжета романа? (близкий приятель Пушкина рассказал историю про одного небогатого  белорусского дворянина по фамилии Островский…)

3.Мотивация к учебной деятельности.

Слайд:                                                                                                        От одного слова – да навек ссора

Одна задириха, а другая неспустиха

Нелады да свары хуже пожара  

      

4. Постановка учебных задач:

- Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа.

-Что становится причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.)

Вывод: Возникают разногласия, а это уже конфликт.                

Мотивация:        

На какой  вопрос  мы должны ответить? (Что привело к конфликту между помещиками?) Чтобы разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, необходимо понять их  характеры, взгляды на жизнь, изучить их жизнь, быт.  

5. Сообщение темы урока.

Запишите тему урока

II.Картины жизни русского барства                                                

1. Введение в историко – культурологический контекст:                 (Сообщения подготовленных учащихся)                                                        В начале 30-х годов Пушкин начинает писать  прозаические произведения. Над романом « Дубровский» поэт  работает с октября 1832 года по февраль 1833года.         Начало « Несколько лет тому назад…» позволяет нам говорить о том, что действие происходит в  20 - е годы 19 века. В России существовало крепостное право. Крестьяне были крепостными и вольными. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян.  Помещики владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, но у некоторых владения были небольшими. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как хотели. Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания. Дворяне жили, в основном, в своих поместьях. Крестьяне называли своего хозяина барином, хозяйку – барыней, а их детей – барчуками и барчатами.                                                                

2. Словарная работа        

Слайд:        

Из словаря И.С.Ожегова:

Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Крепостник – помещик , сторонник и защитник крепостного права.

Крепостной – крестьянин, находящийся  в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника.

Холоп, 1. В крепостной России - крестьянин, слуга.

2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства

На экране: Н.Г.Чернышевский: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский»                                 

3.Чтение вслух начала романа

Слайд: Скриншот из кинофильма  - портреты Дубровского и Троекурова


4. Беседа:                                                                                        

-  Какими занятиями был заполнен  быт Троекурова?

-  Почему Дубровский был исключением из  числа жертв?                                 

Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза)

III. Образы К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского

1. Практическая работа по группам

Учитель: Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия

- Попробуйте представить сходство К.П. и А.Г. в виде кластера

Слайд:

2. Кластер 

женились по любви

рано овдовели

родились в одном сословии

ровесники

характеры и наклонности        

одинаково воспитаны

бывшие сослуживцы

Вывод: Много общего, поэтому дружили                                        

3. Составление сопоставительной таблицы

Используя цитаты из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском

 (каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1-2 глав произведения)

Сравнительная характеристика


Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Как назывались поместья?

Покровское

Кистеневка

Описание дома и двора

«…в одном из своих поместий…», «…пространных его владений…»

Поселился «в остальной  своей деревне»,   домишко

Как автор определяет социальный статус Троекурова и Дубровского-старшего?

«старинный русский барин»

Обедневший помещик

Нам известно, что Троекуров  и Дубровский служили. До какого чина каждый из них  дослужился?

Генерал-аншеф (высший генеральский чин)

Отставной поручик гвардии

Опишите материальное положение и черты характера героев, используя цитаты.

«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…»

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Вывод

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.

Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.

4. Ответы учащихся

Слайд:  Сравнительная характеристика

Вывод: Одной из главных в романе является тема так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик К.П.Троекуров. Пушкин живо рисует сцены, которые показывают самодурство и жестокость помещика. Всем этим Пушкин рисует обобщённый тип быта и нравов провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова типичен для того времени.

Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова)

IV. Конфликт между  Троекуровым и Дубровским

-  Какое увлечение объединяло обоих приятелей?        (псовая  охота, поэтому держали собак).

 - Какая была у Троекурова псарня?

1.Иллюстрации в учебнике- с.66, художник Бойм.

Подберите цитату к ним из текста (Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться перед своими гостями.)

с.68 – иллюстрация Кустодиева (В сие время поднесли в лукошке К. П. новорожденных  щенят. Он выбрал  двоих, остальных велел утопить.)

2.Беседа по эпизоду «Описание псарни»

Слайд: Псарня

Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться)  

 У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти)

 - Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых)

Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян.

3.Беседа по эпизоду «Нечаянный случай»

- О каком нечаянном случае говорится в романе? ( Ссора Дубровского с одним из псарей Троекурова)

 - Что оскорбило Дубровского? (Псарь указал на его бедность)

- Что явилось причиной гнева Троекурова? (Письмо Дубровского)

-  Какое происшествие усилило конфликт? (Случай в роще Дубровского)

- Какой способ мести избрал Троекуров? (Пришла в голову мысль отобрать имение своего приятеля)                                                         

Вывод:

Какую черту его характера подтверждают слова «Я не шут, а старинный дворянин» (гордость своим старинным дворянским родом)

- Какую черту характера Троекурова подтверждают слова: «Врёшь, братец, какие документы. В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение» (гордость от осознания своей силы и богатства)

Кто помог Кириле Петровичу в осуществлении мести? (Заседатель Шабашкин)

-  Как ведёт себя Шабашкин с Троекуровым?  ( Подобострастно)                 

-  Почему?

Вывод: Маленький человек выслуживается перед богатым и влиятельным человеком

V. Cцена в суде

Тему суда я  предлагаю вам выразить в виде синквейна (работа в своих группах)

Слайд: Суд

1. (Творческое самовыражение)

Суд (тема)

2 прилагательных (раскрывают тему)

3 глагола (действия, относящиеся к теме )

Предложение        (характеризует  тему в целом)

Слово – резюме (личное отношение к теме)

2.Проверка: Чтение синквейнов,  комментарии, оценивание

Вывод - Суд должен быть справедливым!

-Автор в романе также поднимает проблему приспособленчества, взяточничества, продажности судебных чиновников, которая, к сожалению, есть  и в наши дни!

V. Рефлексия.

Слайд: Размышляем о прочитанном

1.Соедини линиями

От одного слова – да навек ссора

Решение суда

Нелады да свары хуже пожара

Поведение бывших друзей

Одна задириха, а другая неспустиха

Случай в псарне

Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа

А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена; Дубровский тоже виноват.)

Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?

2. Итог урока

На экране: Я узнал о

Я понял, что…

3. Самооценивание (Заполняют оценочные листы), оценивание учителем.

4.Домашнее  задание: Прочитать главы 3 – 12;

Написать мини – сочинение о дружбе;
















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее